Любовь Синицына
Мордовский фольклор как средство ознакомления дошкольников с народной культурой
▼ Скачать + Заказать документы
Интерес и внимание к мордовской народной культуре в последнее время в нашей республике обращает на себя большое внимание. Все чаще мы слышим о том, что необходимо приобщать и детей к истокам мордовской культуры, знакомить их с обычаями и традициями мордовского народа.
К большому сожалению, мы успели растерять связь поколений, потеряны традиции празднования народных календарных праздников, забыты обычаи, те, что годами копили наши бабушки и дедушки. На сегодняшний день встает вопрос, смогут ли ответить наши дети на вопрос: как жил мордовский народ, как отдыхал и работал? Какие отмечал праздники? О чем размышлял и переживал? Без прошлого нет будущего, а это значит кто, если не мы, можем передать те знания, которые у нас есть, мы должны восстановить связь времен, обратиться к своим истокам, и вернуть утерянные ценности нашим детям и внукам, а также активно участвовать в возрождении мордовской культуры.
Приобщение детей к мордовской культуре начинается в дошкольном детстве, когда закладывается основа личности ребенка. В детском саду детей знакомят с языком, лаконичным и звучным, с мордовскими обычаями и традициями, с праздниками, с малыми формами фольклора мордовского народа.
Народные фольклорные праздники это средство эстетического воспитания. Такие праздники дают детям представление о народных верованиях, традиционных обрядах, повседневной жизни мордовского крестьянства. Фольклорные праздники дают возможность детям проявить свои творческие способности без лишних физических и психологических нагрузок, положительно действуя на эмоциональную сферу ребенка.
Немного творчества, выдумки, импровизации и из старых обрядовых народных гуляний получатся замечательные современные праздники для детей.
Мордовский фольклор необычайно богат и разнообразен: наполненный играми, пословицами, поговорками, сказками, легендами, потешками, загадками, заклички, считалки, колыбельные песенки.
В пословицах восхваляется любовь к родной земле, трудолюбие, храбрость, честность, уважение к старшим и другие положительные свойства человеческого характера. Они имеют большую значимость для нравственного воспитания детей.
Поговорка формирует речь, делает ее выразительнее. Вместе они украшают речь человека, делают ее образной и живой, поэтому включение ребенка в мир пословиц и поговорок является эффективным средством обогащения его речи.
Мордовские загадки знакомят детей с природными явлениями, зверями и птицами, с окружающим миром, с историческим прошлым мордовского народа, особенностями его быта, обычаев. Читая детям сказки мордовского народа, необходимо обращать внимание на то, что они воспевают победу добра над злом, мир и дружбу, Из сказок дети узнают о красивых традициях мордовского народа: глубокая почтительность и уважение детьми родителей, старших по возрасту, отзывчивость. Поэтические образы мордовских колыбельных песенок доступны даже самым маленьким детям в детском саду. В них поётся о птицах (сорока, ворон, о животных (коровушка, о предметах домашнего обихода. Песенки знакомят ребёнка с внешностью, повадками птиц и животных, присутствуют в них и нравоучения.
Мордовский фольклор является продуктивным средством этнокультурного воспитания детей, т. к. неразрывная связь с жизнью позволяет им получить социальный и поликультурный опыт и представляет собой большую художественную ценность, имеет огромное познавательное и воспитательное значение. В процессе ознакомления с произведениями устного народного творчества у дошкольников не только расширяется кругозор, расширяются знания о культуре и истории родного края, но и формируется избирательное, эмоциональное, чуткое отношение к культурным, историческим, природным объектам, ценностям знакомым с раннего детства.
Фольклор - это есть неисчерпаемый источник народной мудрости, который оставили нам наши предки. средство формирования личности ребенка и развития речи, средство эстетического и нравственного воспитания детей, которое формируют у них чувство гордости за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре. В мордовском фольклоре отражена сущность детства: видеть мир таким, каким он предстает перед взором ребёнка. Простота фольклорных форм не имеет ничего общего с упрощенностью. В них заложена мудрость, проявляющаяся в умении несложными средствами решать сложные задачи всестороннего развития ребенка.
Литература:
1. Детям о Мордовии: методическое пособие для педагогов ДОУ/ О. В. Бурляева, Е. Н. Киркина; мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2013.-148с
2. Краснова С. В. Приобщение к мордовской народной культуре детей старшего дошкольного возраста/ С. В. Краснова, О. В. Никанорова// Вопросы дошкольной педагогики. 2016. №2 (5).
3. Примерный региональный модуль программы дошкольного воспитания «Мы в Мордовии живём» / О. В. Бурляева и др. – Саранск: Мордов. кн. изд-во,2011.
4. Мордовские пословицы, поговорки, приметы и загадки: поэтич. образцы житейского опыта / сост. Л. В. Седова — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2009.
5. Таракина Э. Н. «Устно-поэтическое творчество мордовского народа» /Мордовское книжное издательство, 1978г. /