Светлана Евгеньевна Иванова
Исследовательский проект учащихся 4 класса «Цветочные часы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конкурс исследовательских проектов младших школьников «Юный первооткрыватель»
Номинация «Растения вокруг нас»
Тема: «Цветочные часы». Авторы: коллектив «Юннаты», учащиеся 4 класса.
Объект исследования : полевые цветы.
Темочки:
- Исследовательская деятельность
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Проекты в школе. Начальные классы, 1 - 4 классы
- Проекты, проектная деятельность
- Цветы. Все о цветах
- Часы, время. Проекты
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Школьные, ученические проекты, исследовательские работы
- Темочки
Экологическое воспитание учащихся является одной из основных задач. Основным содержанием экологического воспитания является формирование у учащегося осознано-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в младшем школьном возрасте. Актуальность: Образовательный проект "Цветочные часы " нацелен на знакомство младших школьников с миром цветов, как частью природного окружения человека. Цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую надо беречь и охранять, и, конечно же, знать. Наблюдения за растениями показали, что их жизнедеятельность подчинена определенным ритмам. Не случайно их называют биоритмами. Это привычное, известное всем понятие в то же время содержит много загадочного. У растений с яркими и крупными лепестками венчиков суточные биоритмы проявляются более отчетливо. Цветки таких растений раскрываются и закрываются периодически на протяжении суток. По таким биологическим часам можно определять время. Конечно, точность работы цветочных часов зависит от многих факторов. Время они показывают только в ясный солнечный день, в дождливую или пасмурную погоду цветы обычно не раскрываются вовсе или открываются в другое время. Наша исследовательская работа направлена на то, чтобы показать, как определить время суток по цветам, растущим на участке.
Проблема исследования заключается в том, что суточные биоритмы цветов напрямую зависят от погодных условий на момент исследования.
Отсюда вытекает гипотеза: если условия окружающей среды учтены, то можно по цветам, растущим у дома на клумбах, на огороде приблизительно определить время суток.
Поэтому в рамках данной работы мы определим следующую цель: на основе наблюдений за цветами в разное время суток и при разных погодных условиях показать, возможно ли определить время.
Эта цель конкретизирована следующими задачами:
1. Изучить специальную литературу по выращиванию цветов на клумбах. 2. Узнать существуют ли в реальности «цветочные часы» и почему у них такое название? 3. Провести наблюдение за цветами на участке в разное время суток и при разной погоде. 4. Сравнить естественные и искусственно созданные условия, влияющие на определение времени суток. 5. Путем сравнения показать влияние разных погодных условий на биоритмы цветов.
Для достижения поставленных задач нами были использованы такие методы исследования :
1. Изучение специальной литературы по выращиванию и биоритмам цветов.
2. Анализ результатов исследований.
3. Сравнение.
4. Наблюдение.
Исследование было проведено над следующими материалами: цветы картофеля (Solanum tuberosum, осот огородный, цветы календулы (ноготки) (Calindula officionalis, мать-и-мачеха (Tussilago farfara, одуванчик (Tarxacum officinle, мак (Papaver orientall).
Место проведения работы: пришкольный участок, поле возле трассы.
Время проведения работы: все исследования и наблюдения были выполнены во второй месяц лета – июль.
2. Введение
В 20-х годах XVIII века, в городе Упсала, были "пущены в ход" цветочные часы. В создании их помогло учение знаменитого шведского ботаника Карла Линнея, мага-травника высшей категории.
Карл Линней всю свою жизнь посвятил систематизации растений. Много лет наблюдал за растениями и обратил внимание на то, что растения можно сгруппировать по особому признаку - времени раскрытия и закрытия цветков (или соцветий-корзинок, если речь идет о сложноцветных).
Чтобы привлечь внимание к этому открытию и познакомить с ним студентов, да и просто любопытствующих, Линней высадил растения на клумбе в Упсальском ботаническом саду именно в том порядке, который позволил бы воссоздать на клумбе именно "часы". Но первооткрывателем был все же не он. Первые цветочные часы были известны еще в Древней Греции и в Древнем Риме. Растения, цветы которых раскрываются в определенное время суток, высаживались на клумбах и использовались в качестве своеобразных часов.
3. Исследовательская часть
3.1. Теоретическая часть
Задача: изучить специальную литературу по выращиванию и биоритмам цветов.
Изучив литературу, мы узнали, что лепестки цветов закрываются и открываются в определенное время, в зависимости от изменения освещенности. Обычно в ночное время цветы закрыты, а с восходом солнца они открывают свои венчики. Хотя душистый табак (Nicotiana alata) открывается только ночью, так как опыляется ночными насекомыми. Ночью же цветет и энотера, ночная красавица. Ботаники так объясняют это явление: суточный ритм движения лепестков – результат неравномерного роста верхней (внутренней) и нижней (наружной) сторон. Если быстрее растет верхняя сторона, то лепестки открываются наружу, при этом цветки раскрываются. Наоборот, более быстрый рост нижней поверхности приводит к отклонению лепестка, то есть к закрыванию цветка. Ученые рассматривают это как приспособление, предотвращающее намокание пыльцы от росы. Лепестки таких растений вечером загибаются, ложатся друг на друга, сдвигаются вместе и принимают вновь то положение, какое они занимали в цветочной почке. Как только роса высыхает и вновь начинают летать насекомые, цветок раскрывается.
3.2. Наблюдение за цветами
Задача: провести наблюдение за цветами на участке в разное время суток и при разной погоде.
Наша исследовательская работа основана на наблюдениях за цветами в течение нескольких дней одного месяца (июль). Дни выбирали разные по погодным условиям. Фиксировалось время раскрывания цветка в солнечный день и пасмурный. Эти результаты видны в таблице 1.
Таблица 1. Примерное расписание "работы цветочных часов"
Растение Солнечный день Пасмурный день
Время раскрытия
(часы) Время закрытия (часы) Время раскрытия
(часы) Время закрытия
(часы)
Мак 4-5 14-15 Может и не распуститься
Осот огородный 5 10 Может и не распуститься
Одуванчик 5-6 14-15 Совсем не раскрываются
Картофель 6-7 14-15 7-8 12-13
Календула (ноготки) 9 17-18 10 15-16
Мать-и-мачеха 9-10 17-18 Может и не распуститься
Как видно из результатов таблицы, очень сильно влияют на раскрывание цветка погодные условия наступающего дня. Маку особенно не «повезло». В природе мак один из самых быстроцветущих цветов, к тому же на момент наблюдения один цветок так и не раскрылся, а на следующий день начал сбрасывать лепестки, так и не порадовав своей красотой.
Некоторые цветы могут выступать в качестве своеобразных живых барометров, так как очень чувствительны к колебаниям влажности и тепла в атмосфере. К примеру, цветы осота в сырую и пасмурную погоду остаются закрытыми
Вывод: если бы в оформлении «цветочных часов» были бы перечисленные выше цветы, то в пасмурную погоду такие «часы» врали бы. Точность зависит от погоды. А можно ли создать искусственно пасмурную погоду? Как будут вести себя цветы?
Достаточно ранним утром накрыть ведром или непроницаемой для света пленкой несколько еще нераспустившихся ноготков, а ближе к полудню их открыть. Если день ясный, солнечный, тугие зеленые бутончики раскроются буквально на глазах. В пасмурную погоду это произойдет несколько позже.
Что влияет на работу «цветочных часов»? Вывод: свет, темнота, температура воздуха. Определять время по цветочным часам можно только в ясные солнечные дни. Когда же небо покрыто тучами, в дождливую погоду или сильный туман цветы либо вовсе не раскрываются, либо раскрываются в другое время.
Результаты исследований позволяют сделать следующие выводы:
1. При изготовлении на своей усадьбе «цветочных часов» нужно непременно учитывать время раскрытия и закрытия цветка.
2. Доверять точности таких часов нельзя, т. к. существует погрешность на определенные биоритмы цветов, географическое положение местности.
3. «Цветочные часы» стали бы оригинальным украшением и достопримечательностью любой усадьбы, села, города.
4. Заключение
Цель нашей исследовательской работы достигнута полностью. Проведя сравнительный анализ, мы показали, что на основе наблюдений за цветами в разное время суток и при разных погодных условиях возможно приблизительно определить время.
В связи с этим определились следующие практические перспективы для дальнейшей работы. Во-первых, возможность существования «цветочных часов» очень заинтересовала. В этом году на своём участке попытаемся сделать свои домашние «цветочные часы». Во- вторых, будем учитывать при оформлении клумб цветами их время раскрытия и закрытия. В-третьих, выйти с предложением к директору школы о создании таких часов на пришкольной территории.
5. Список использованной литературы:
1. Ru.wikipedia.org
2. herbalogya.ru›textbook/flower_clock.php
3. sivatherium.narod.ru›postcard/flwr_clk/flwr_…
4. flowers.cveti-sadi.ru›Цветочные часы
5. Козлова ТА., Цветы садов и парков / Т. А. Козлова, В. И. Сивоглазов. -М. : Дрофа, 2007
6. Я познаю мир: Дет. энцикл. : Растения/ Сост. Л. А. Багрова; - М. : ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999.
7. Бекишева И. В., Свириденко Б. Ф., Ефремов А. Н. Сохраним редкие растения Омской области : учебно-методическое пособие по организации мониторинга редких и охраняемых видов растений. – Омск: Изд-во «Амфора», 2008.
8. Растения России: Начальная школа/ Сост. Н. Ю. Васильева. -М. : ВАКО, 2009.