Лукина Марина
Проект «Из истории этикетных слов» с учениками 6 класса глухих
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области
«Специальная (коррекционная) школа- интернат для обучающихся с нарушениями слуха г. Черемхово
Проект по теме
«Из истории этикетных слов».
(с учениками 6 класса глухих)
Составила и провела
учитель слуховой работы
Лукина М. Д
2021 г.
Проект по теме «Из истории этикетных слов».
Эпиграф:
Публикация «Проект „Из истории этикетных слов“ с учениками 6 класса глухих» размещена в разделах
- Детские проекты, исследовательная деятельность
- Коррекционная школа (интернат). Материалы для педагогов
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- ОРКСЭ. Основы религиозных культур и светской этики
- Проекты в школе. Сладший школьный возраст, 5 - 9 классы
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя школа, 6 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Школьные, ученические проекты, исследовательские работы
- Этикет для школьников
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2021
Вмиг по речи те спознали,
Что царевну принимали…
А. С. Пушкин
I Введение
Великий русский поэт точно заметил, что по речи человека можно многое понять про него. Жизнь современного человека без разговора невозможна. Общаясь, люди передают друг другу информацию. Но прежде чем перейти к обмену информацией, надо вступить в речевой контакт, а это совершается по определенным правилам, которые регулируются речевым этикетом.
Нам стало интересно, какие этикетные формулы существуют в русском языке, когда они употребляются, как они появились в нашем языке.
Сейчас многие наши сверстники редко употребляют «вежливые» слова или вообще обходятся без них. Это может сказаться на отношениях между людьми.
Мы провели анкетирование среди учащихся 6-11 классов. Было опрошено 45 человек. Вот результаты нашего обследования.
Какие вы знаете вежливые слова?
«Здравствуйте», «спасибо», «пожалуйста», ,извините», «до свидания» - большинство учащихся.
«Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер» - 20 учащихся.
«Приятного аппетита» - 4 человека
«Спокойной ночи» - 2 человека.
«Будьте любезны (добры, здоровы)» - 5 человек.
«Хорошего дня» - 1 человек.
Нужны ли они в нашей речи?
«да» - все учащиеся.
«нет» -
«не знаю» -
Употребляете ли вы их в своей речи?
«да» - большинство учащихся.
«нет» -
«иногда» - 4 человека.
Зачем нужны в речи вежливые слова?
«Уважение, благодарность людям» -большинство учащихся.
«Культура общения» - 10 человек.
Знаете ли вы происхождение слов :
«спасибо» -
«да» - 8 человек.
«нет» - 37 человек.
«здравствуйте»
«да» - 8 человек.
«нет» - 37 человек.
«пожалуйста»
«да» - 8 человек.
«нет» - 37 человек.
Верно выражение «Вежливый человек – это воспитанный человек»?
«да» - большинство учащихся.
«нет» - 1 человек.
«не ответил» - 1 человек.
Назовите пословицы о культуре поведения, о вежливых словах.
Написали пословицы – большинство учащихся (из интернета)
Не знают пословиц – 2 человека.
Вывод: не все учащиеся активно используют в своей речи «вежливые слова». Некоторые вообще не пользуются ими. Учащиеся не знают пословицы и поговорки о культуре поведения.
Актуальность данного исследования обусловлена рядом причин : правильное применение этикетных формул в разговоре.
Цель нашей работы: изучение этикетных формул речи в русском языке, с точки зрения происхождения, значения, уместности употребления, а также проанализировать речь учащихся школы на предмет использования форм речевого этикета.
Задачи:
- Изучить понятия этикет, речевой этикет, этикетные формулы.
- Познакомиться с историей этикета.
- Рассмотреть виды речевого этикета.
- С помощью анкетирования определить популярные формулы приветствия и прощания.
В работе применялись следующие методы:
1 Метод анкетирования,
2 Метод причинно-исторического анализа (при работе с теоретической литературой)
Объектом нашего исследования стали этикетные слова.
Предметом – происхождение и употребление этикетных слов.
II Основная часть.
Что такое “этикет”? Это каждый знает:
То нельзя и сё нельзя. Кто же возражает?
Пошутили мы, друзья, в этом нет сомненья.
А теперь серьёзное дадим определенье.
Слово этикет - французского происхождения, в переводе означает ярлык, этикетка.
Этикет– совокупность правил поведения. По тому, как человек знает этикет, соблюдает его, судят о нем самом, его воспитании, общей культуре, деловых качествах.
Составляющими этикета являются :
-хорошие манеры,
-внешний вид,
-культура речи.
Сегодня мы поговорим о речевом этикете.
Низкая культура общения волнует сегодня многих. Очень важным является соблюдение правил речевого этикета. Речевой этикет – правила поведения, принятые в речевом общении между людьми. Это: культура речи, отсутствие вульгарных слов, нецензурных выражений, слов-паразитов и элементарная вежливость.
В речевом этикете учитывается :
· Социальный статус,
· Возраст,
· Пол,
· Характер,
· Степень знакомства,
· Национальность,
· Вероисповедование.
Очень важным аспектом речи является поведение человека в общении с другими людьми. Русский речевой этикет очень богат. Он включает огромное количество слов и выражений. Каждый человек должен знать эти этикетные формулы и правильно использовать их в своей речи.
Насколько важна сама речь в жизни людей, настолько и важен речевой этикет. Можно пользоваться речью часто, но не продуктивно. Речевой этикет позволяет нашим диалогам и монологам быть в надлежащем виде, приятном слушателям.
Если построить речь в полном соответствии с нормами этикета,
то она станет творить чудеса:
Во-первых, слушатели усвоят информацию, которую Вы говорите.
Во-вторых, Вы, как оратор, будете внушать доверие и уважение.
В-третьих, зная правила речи, легко вступать в разговор с разными людьми.
Для чего людям нужно общение? Способность правильно общаться открывает человеку большие возможности.
Сегодня, что такое этикет знает каждый. Во всех странах мира есть свои нормы поведения, традиция, обычаи, все это обобщенно называют этикетом, но когда появился сам этикет?
Ввёл в обиход это слово французский король Людовик XIV (четырнадцатый) в 17 (семнадцатом) веке. На одном приёме у короля всем приглашенным были вручены карточки с правилами поведения, которые должны соблюдать гости. Отсюда и произошло понятие «этикет» - воспитанность, хорошие манеры.
Первый сборник правил поведения человека появился в Древнем Египте. В Китае тоже был свод законов о том, как должен вести себя человек за столом, в гостях, дома.
В России этикет появился только при Петре I. Именно в период его правления появилась первая книга, посвященная правилам поведения. Этикет стал общедоступным только в эпоху просвещения.
Давайте, рассмотрим основные формулы этикета :
- формулы приветствия,
- формулы прощания,
- формулы благодарности.
Формулы приветствия
Как много слов приветствия мы произносим каждый день. Они играют важную роль в нашей жизни. От того, как мы начнём разговор, многое зависит. Приветствуя человека, мы выражаем доброжелательное отношение к нему. Например, мы не можем сказать «Привет!» учителю в школе. И вряд ли мы здороваемся с друзьями, говоря «Здравствуйте!».
Каждая формула приветствия выражает особые отношения и связана с определённой ситуацией. Если люди говорят друг другу «Привет!», то у них близкие отношения. Приветствие «Здорово!» подходит больше мужской компании. К просторечным можно отнести «Салют!», «Приветик!».
В деловой обстановке мы слышим фразы «Позвольте вас приветствовать!», «Приветствую вас!». В речи военных: «Здравия желаю!». Гостей приветствуют словами «Добро пожаловать!», «Рад вас видеть!», «Какая встреча!», «Кого я вижу!», «Какие люди!».
Самым популярным является формула «Здравствуйте!», которая означает «приветствовать, желать быть здоровым».
Формулы прощания
Прощаясь, мы тоже используем определенные этикетные формулы. Самым нейтральным считается «До свидания!». А хорошо знакомым людям, близким и друзьям чаще говорим «Пока!».
Формула «Прощайте!» используют редко. Если н встреча состоится скоро, то можно сказать: «До встречи!», «До завтра!», «Увидимся!» и др. Близкому знакомому при прощании можете сказать: «Будьте здоровы!», «Всего вам доброго!», «Всего хорошего!». Если кто-то уезжает, то мы желаем ему счастливого пути или доброй дороги и можно попросить его: «Приезжайте еще!», «Пиши (те!», «Звони (те!»
Самая популярная формула прощания «До свидания!» вошло в оборот в начале 19 века. До этого использовали слово «Прощайте!», которое обозначало «простить, разрешить». Часто можно услышать «Всего вам доброго-до свидания!», «Прощайте – до свидания!»- обязательно два пожелания. Такова давняя русская традиция.
Как же складывается речевая ситуация?
Речевая ситуация складывается из элементов: кто?- кому? – о чём? – где? – когда? – почему? – зачем?
Чтобы возникла речь, должен появиться «кто» - говорящий. Он говорит «кому»- рассчитывая на адресата. Должна быть и тема беседы – «о чём». Речевое общение происходит в пространстве и времени – «где», «когда». Должен быть мотив речевого действия – «почему» и цель – «зачем».
Этикетные слова используются в зависимости от того, как мы отвечаем на все эти вопросы. Одного мы поприветствуем словом привет, другого – здравствуй. К кому-то обратимся – здравствуйте.
Мы ежедневно здороваемся и прощаемся, обращаемся к кому-нибудь с просьбой, благодарим, извиняемся. И во всех этих ситуациях мы используем волшебные слова- слова речевого этикета.
Русская речевая культура переживает сегодня не лучшие времена. Речевой этикет очень нуждается в активном сохранении.
Мы считаем, что эта тема актуальна и для нашей школы. Она оказалась интересной для группы учащихся, которые провели наблюдения в школе и вне ее. Наблюдали, как используют речевой этикет 45 учеников в течение двух недель. Школьники не знали об эксперименте, поэтому результаты получились подлинные. Вот эти результаты.
Наблюдения за учащимися Результаты
Здороваются с учителями и воспитателями Часто только со своими учителями и воспитателями
Здороваются с уборщицей Не здороваются
Здороваются друг с другом С теми, с кем дружат и общаются
Благодарят повара Редко
На слова «приятного аппетита» отзываются Редко
«Доброе утро» «Добрый день» говорят Редко
Извиняются Когда чувствуют свою вину
На пожелание «Хорошего вам дня» отзываются Редко
Культурная речь – признак воспитанности человека. Жаргонные словечки, грубые обороты - все это лишь демонстрирует отсутствие правильного воспитания. Не засоряй речь словами – паразитами.
III Заключение
Таким образом, высокий уровень речевой культуры - неотъемлемая черта культурного человека. Совершенствовать свою речь - задача каждого из нас. Для этого нужно следить за своей речью, не допускать ошибок, в построении предложений. Нужно постоянно обогащать свой словарь, учиться чувствовать своего собеседника.
Мы призываем внимательнее и бережнее относиться к этикетным словам, ведь они – часть культуры, часть истории, которую нужно охранять и беречь.
Выполняя данную работу, мы пришли к следующим выводам:
1 Этикетные слова имеют большую историю и по происхождению восходят к древнерусскому языку.
2 Этикетные слова в речи учащихся употребляются недостачно часто. Необходимо чаще использовать их в своей речи.
3 Этикетные слова не только являются частью лексики русского языка, но и играют воспитательную роль.