Лучший педагог года Итоги 2024

Консультация для воспитателей Характеристика основных методов, приёмов и средств по формированию экологической воспитанности

Шмакова Ирина
Консультация для воспитателей Характеристика основных методов, приёмов и средств по формированию экологической воспитанности
▼ Скачать + Заказать документы

Важную роль в формировании экологической культуры дошкольников играет краеведческий подход, предполагает целостное изучение родной природы и способствует более глубокому пониманию взаимосвязей в местном крае, между природой и обществом.

Целостное изучение родной природы включает в себя походы, целевые прогулки и прогулки по природным тропам, посещение краеведческих музеев, работу в краеведческом уголке игровой комнаты.

Во время прогулок, экскурсий дошкольники могут собирать материалы для более глубокого изучения своего района, области, края. Эти материалы, а также сведения об истории, природе родного края, полезных ископаемых, водных ресурсах, растительном и животном мире хранятся в краеведческом уголке. Практическая деятельность детей, которая является одним из условий формирования экологической культуры, успешно осуществляется на огородах и в цветниках.

Следующим условием формирования экологической культуры дошкольников является личность педагога, характеристики которой формируются в общих требованиях, предъявляемых на уровне современной системы образования. Исследования А. С. Самборенко, Ш. А. Амонашвили, Б. Т. Лихачева и др. показали, что распределение доминирующей позиции творчества в профессиональной деятельности является одной из наиболее актуальных проблем современной педагогики.

Творчество в педагогической деятельности воспитателей дошкольных учреждений определяется особенностями воспитательного процесса, условиями образовательного процесса, возникновением множества непредвиденных ситуаций, требующих немедленного решения. Воспитатель должен творчески осваивать и реализовывать систему воспитания, основанную на гуманистической и личностно-ориентированной педагогике. Он должен искренне любить каждого ребенка, быть ответственным за его судьбу, стремиться понять его.

Основная функция педагога - управлять процессом обучения, воспитания, развития и образования. Задача педагога - не учить, а руководить обучением, не воспитывать, а руководить процессом воспитания.

Воспитатель – это всегда активная творческая личность. Его задача - расположить воспитанника к педагогическому влиянию. Педагогическая позиция должна быть деликатной и незаметной.

Педагог - главная фигура в учебном процессе и решающий фактор в экологическом образовании. Три аспекта его личности определяют конечный результат его деятельности - формирование экологической культуры. Понимание экологических проблем и их причин, чувство гражданской ответственности за существующее положение вещей, желание его изменить и эффективная подготовка.

Профессионализм и педагогическое мастерство: владение методами экологического воспитания, понимание целей и задач экологического воспитания, систематическое применение конкретных методик в работе с детьми, творческий подход к поиску путей совершенствования.

Общее направление и практика модели воспитания «Новая культура»: создание благоприятной атмосферы для детей в детском саду, забота об их физическом и психическом здоровье, личностно-ориентированный подход к воспитанию.

Для воспитателя целенаправленная и систематическая работа зависит от дальнейшего укрепления интереса к природе, развития нравственных и эстетических чувств, предопределения положительной и действенной позиции по отношению к природным объектам.

Необходимо иметь набор таких методов и приемов в формировании экологической культуры, которые оставят глубокий след в памяти ребенка, и обязательно будут влиять на его чувства и сознание при познании природы и любом общении с ней.

Среди разнообразных методов обучения и воспитания, которых насчитывается огромное количество, для формирования экологической культуры дошкольников наиболее эффективными считаются следующие методы: как наблюдение. Видный отечественный психолог С. Л. Рубиншнейн рассматривает наблюдение, как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности.

Наблюдение - это особая форма познания дошкольниками окружающего мира. В дошкольном возрасте дети открывают для себя мир природы. Чтобы поддержать интерес дошкольника ко всему живому, педагог ведет ребенка от познания природы к ее пониманию, вызывая желание заботиться о растениях и животных, развивая основы экологической культуры, любознательность и умение ценить красоту природного мира. Важность этого подхода заключается в процессе наблюдения:

-Формирование у дошкольников основных содержательно-идейных представлений о предметах и явлениях окружающего мира;

-Данный подход соответствует познавательным способностям дошкольников;

-Это самостоятельный метод. В зависимости от характера познавательной задачи в обучении используются различные виды наблюдений;

-Познание, в ходе которого формируются знания о признаках и качествах (величина, строение, форма, цвет и т. д.) предметов и явлений, а также знания об отношениях наблюдаемого объекта с другими объектами;

-За изменением и преобразованием объектов. Этот вид наблюдения даёт знания о процессах, об объектах окружающего мира в их динамике, взаимодействии репродуктивного характера, когда по отдельным признакам устанавливается состояние объекта, по части – картина всего явления.

В основе экологического воспитания лежит познавательный интерес к природным объектам и явлениям, системное понимание мира природы, умение использовать знания о биологических потребностях для рационального обоснования деятельности и осознанного поведения детей в природной среде.

Познавательные задачи решаются в процессе игры, рассматривания материалов, экспериментирования, наблюдения за явлениями живой и неживой природы, обсуждения наблюдаемых явлений, а также в ходе продуктивной деятельности, труда и других видов детской деятельности.

В дошкольном возрасте познавательные процессы детей протекают в аффективно-практической форме. Каждый дошкольник - это маленький исследователь, открывающий мир с радостью и удивлением. Ребенок стремится к позитивной деятельности. Поэтому такие виды деятельности, как экспериментирование и наблюдение, наиболее близки и естественны для дошкольников.

Опыты. При выполнении обеспечивается единство знаний, умений и навыков дошкольников, воспитывается их самостоятельность и любознательность, именно этим обусловлена педагогическая ценность опытов.

Работа с природоведческой литературой, художественное слово и научно-популярная литература помогает дошкольникам уточнить и закрепить знания, постепенно обогащая новыми понятиями и представлениями.

Использование схем, источников знаний (таблиц, планов, моделей). Общим для всех этих методов является высокая степень абстракции, что значительно ограничивает возможности их использования в дошкольном возрасте, учитывая психологические особенности мышления дошкольников, но в то же время формирование основ логического мышления является одной из важнейших задач воспитателя.

Желательно включать в познавательную деятельность детей работу со схемами и графическими моделями объектов. Модели могут раскрыть важные стороны и особенности природных объектов, показать важные экологические связи в природе. На этой основе у детей формируются общие представления и элементарные понятия о природе.

Работа с наглядно-образными средствами.

Формирование разнообразных реалистических представлений о природе будет успешным, если воспитатель постоянно использует различные формы наглядных средств. Наглядные и образные средства делятся на статические (картина) и динамические (фильмы, диафильмы, диапозитивы). Следует отметить воспитательное значение живописи. Рассматривая хорошо написанную картину, дети испытывают эстетическое удовольствие и положительный эмоциональный заряд. Динамический подход расширяет объем знаний по естественным наукам и развивает сложные, многоуровневые представления о них.

Словесные методы (рассказ, беседа).

Для дошкольников очень важны устные, словесные методы обучения. Используемые в сочетании с другими методами обучения, эти методы могут научить детей переводить конкретные образы в словесные знания, а затем в другие специфические системы символов, отражающие знания о естественной истории. Языковой подход играет и самостоятельную роль. Огромное образовательное и воспитательное значение беседы заключается в ее способности развивать мышление дошкольника. Беседа дает прекрасную возможность индивидуализировать обучение детей, позволяя педагогам активно вовлекать в работу слабых и пассивных детей.

Игра.

Игровая деятельность - естественная потребность дошкольников. Психологи и педагоги настаивают на включении игры в педагогический процесс для оптимизации обучения. Игра - это средство развития творческой активности, мышления, анализа ситуаций, постановки и решения проблем. Игра - это эмоциональная деятельность. Эффективность формирования экологической культуры во многом зависит от эмоционального отношения детей к природе. Задача педагога - «погрузить» детей в любимую деятельность и создать фон, способствующий восприятию природы. Психологи рассматривают игровую деятельность как выражение положительного отношения детей к этому содержанию. Для формирования экологической культуры чаще всего используются имитационно-ролевые игры, моделирующие возможные реальные ситуации, а также игровые литературные ролевые ситуации и дидактические игры.

Таким образом, работа педагога будет эффективной, если он в комплексе использует эти методы, как на занятиях, так и в нерегламентированной деятельности экологической направленности. Это сочетание является ещё одним условием формирования экологической культуры дошкольников. Работа в этом направлении должна быть построена так, чтобы экологическое содержание занятий имело продолжение в нерегламентированной деятельности, дополняло и обогащало её. Чётко организованная, целенаправленная нерегламентированная деятельность позволяет использовать дополнительный информационный материал, расширяет природоохранительный кругозор и конкретизирует знания.

Обращая внимание на методические разработки по экологическому воспитанию дошкольников можно отметить, что дошкольное образовательное учреждение обладает гораздо более широкими возможностями в создании экологической развивающей среды.

Экологическая развивающая среда включает в себя правильную, с экологической точки зрения, организацию зоны природы в помещении и на участке и предметную среду с экологической направленностью.

В ДОУ можно создать экологическую развивающую среду, как совокупность средств экологического воспитания и обучения, что и будет выступать одним из главных условий формирования экологической культуры дошкольников. Средства можно определить, как предмет среды или жизненную ситуацию, преднамеренно включенную в воспитательный процесс.

Уголок природы. Главная его особенность и преимущество – непосредственная близость его обитателей к детям. Это позволяет педагогу на протяжении всего учебного года использовать уголок природы для проведения различных эколого-педагогических мероприятий и организации разной деятельности дошкольников. Уголок природы позволяет развивать наблюдательность, формирует трудовые навыки и умения. Хорошо оборудованный и удачно расположенный уголок живой природы прививает эстетический вкус. Его компоненты: животные и растения.

Участок ДОУ. Территория, на которой организуются наблюдения за растениями и животными в естественных условиях, выясняется значение агротехнических мероприятий и деятельности взрослых для улучшения условий жизни растений и животных, вырабатываются навыки ухода за ними. Всё это способствует расширению и углублению знаний дошкольников о природе, позволяет переносить теоретические знания на практику. Составные части: цветник, огород, теплица, мини-ферма.

Экологическая тропа. Это специально оборудованный маршрут в природу, решающий многие педагогические и психологические задачи. К объектам экологической тропы относятся типичные и экзотичные древесные растения, фитоогород (огородные лекарственные травы, уголок нетронутой природы, птичий столб. Помимо этих объектов на тропе находятся места, предназначенные для деятельности детей и взрослых (избушка Айболита, беседка для труда, музей природы). Экологическая тропа оформляется информационными щитами, стендами, указателями. Она удобна для проведения различных мероприятий, направленных на формирование экологической культуры дошкольников.

Дидактические игры, модели и пособия экологического характера. Способствуют развитию памяти, внимания, учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, являются средством диагностики сформированности экологической культуры дошкольника. Создание моделей и пособий активизирует деятельность детей.

Библиотека юного натуралиста. В неё входит подборка книг и журналов, природоведческого характера. В эту подборку включены книги, помогающие расширить экологические знания и кругозор дошкольника. Время от времени организуются выставки книг, созданных руками детей.

Совокупность этих средств в экологической развивающей среде обеспечивает успешное формирование экологической культуры дошкольника.

Публикации по теме:

Диагностика экологической воспитанности детей среднего дошкольного возраста Диагностика экологической воспитанности детей среднего дошкольного возраста. МайВ последнюю неделю мая с детьми проводят диагностические.

Использование инновационных методов и приёмов в развитии мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением речи «Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, но то, что одни мы владеем руками – этим органом всех органов».

Консультация для воспитателей «Формирование экологической культуры у детей при проведении акции «Нет весенним палам!»Консультация для воспитателей «Формирование экологической культуры у детей при проведении акции «Нет весенним палам!» Сегодня я хочу привлечь внимание детей и взрослых к проблемам окружающей среды, в частности, к весенним поджогам травы. Самые распространенные.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей Характеристика основных методов, приёмов и средств по формированию экологической воспитанности
Опубликовано: 6 февраля 2025 в 02:18
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей Характеристика основных методов, приёмов и средств по формированию экологической воспитанности» (включая файлы) размещена пользователем Шмакова Ирина (УИ 2539502) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
07 февраля 2025 пятница
Акция "Огнетушитель в каждый дом!"
Проведите противопожарную акцию

Олимпиада для детей по пожарной безопасности
Приглашаем поучаствовать в Олимпиаде!

Конкурс творческих работ по пожарной безопасности
Добавляйте поделки и рисунки на конкурс!
Официальная дата праздника - 7 февраля, но основные мероприятия обычно проводят в следующие за этим днем выходные.
Конкурс поделок на тему спорта
08 февраля 2025 суббота
Отмечаем день науки с будущими учеными!
"Лыжня России-2025!" В этом году гонка посвящена 80-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне.
Пионеры-герои Великой Отечественной войны
Знакомимся с профессией химик!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД