Ирина Сумина
Логопедический проект «Дерево родственных слов»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Продолжительность проекта: долгосрочный (октябрь - апрель)
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный
Руководитель проекта: учитель-логопед Сумина И. Н.
Участники проекта: дети подготовительной группы 6 – 7 лет, родители, учитель-логопед.
Масштаб проекта: в рамках одной возрастной группы
Актуальность проблемы:
Публикация «Логопедический проект „Дерево родственных слов“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2016
В последние годы резко возросло число дошкольников с общим недоразвитием речи, характеризующимся отставанием от нормы компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. Одно из направлений в коррекции и формировании лексической стороны речи у детей с ОНР – обогащение словарного запаса за счет обучения их навыкам словообразования. Особые трудности возникли у детей в подборе родственных слов, поэтому назрела необходимость в новых формах и методах в этом направлении. В связи с этим родилась идея долгосрочного проекта «Дерево родственных слов».
Гипотеза:
Развитие навыков словообразования положительно скажется на дальнейшем обучении детей в школе, предупредит нарушения устной и письменной речи (дислексию и дисграфию).
Цели проекта:
Формирование понимания, интуитивного осознания детьми смысловой связи, существующей между родственными словами.
Практическое усвоение и применение различных способов словообразования в русском языке.
Обогащение словарного запаса.
Задачи проекта:
Учить подбирать родственные слова к заданному главному слову
Упражнять в выделении главного и «лишнего» слова в группе родственных слов.
Формировать умение выделять родственные слова из текста.
Продолжать расширять словарный запас детей; закреплять словообразовательные навыки.
Развивать память, внимание, мышление, практические способности.
Развивать умения решения проблемы с помощью взрослого.
Воспитывать инициативность, самостоятельность детей.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:
Цель: Создание организационной основы для реализации проекта
1. Программно – методическое обеспечение:
- Образовательная программа Н. В. Нищевой «Коррекционная работа в ДОУ для детей с ОНР»
- «Родственные слова» В. В. Коноваленко
- учебно-методическое пособие «Преодоление общего недоразвития речи дошкольников» под ред. Т. В. Волосовец.
2. Работа учителя – логопеда
- Сбор информационного материала для реализации идеи.
- Организация развивающей, познавательной среды.
- Организация тесного взаимодействия логопеда и воспитателей группы с целью достижения максимально качественного результата.
- Составление перспективного плана работы по теме проекта.
3. Работа с родителями
- Изучение интереса и осведомленности родителей для эффективной помощи детям по теме выбранного проекта (анкеты)
- Позитивное сотрудничество при организации работы по проекту
ОСНОВНОЙ ЭТАП
Цель: Отработка базисных направлений деятельности, обеспечивающих познавательно – речевое развитие по заявленной проблеме.
1. Работа логопеда по обеспечению реализации проекта
- Развивающая среда на индивидуальных занятиях с логопедом
- Решение проблемных ситуаций: «Что такое родственные слова?» «Почему их называют родственными?»
- Подборка иллюстративного материала для оформления наглядного материала.
- Оформление альбома «Сад родственных слов»
- Оформление картотек по теме
- Дидактические игры: «Вспомни и повтори», «Узнай слово по описанию», «Объясни слово»
2. Работа с детьми
- Ознакомление детей с предстоящей работой по проблеме.
- индивидуальные занятие «Дерево родственных слов».
- подгрупповое занятие «Ловись рыба, рыбка и большая рыбища»
- фронтальное занятие «Родственные слова»
3. Самостоятельная деятельность детей
- Дидактическая игра с иллюстрациями, выбор любимых родственных слов.
- Задание для детей в индивидуальных тетрадях по теме «Родственные слова»
4. Работа с родителями
- Анкетирование о предстоящей работе по проекту.
- Консультация: «Как умение подбирать родственные слова влияет на грамотность будущего школьника?»
- Изготовление макетов для книги «Дерево родственных слов».
5. Работа с педагогами
- Организация совместной деятельности: ознакомление с планом работы, сроках реализации проекта, предстоящих мероприятиях работы с детьми.
- Консультация для педагогов группы «Как подбирать родственные слова».
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Цель: результативность проектной деятельности по достижению цели.
1. Определение уровня реализации проекта
- Открытая непосредственно образовательная деятельность «Стройка»
- Подведение итогов реализации проекта
2. Определение перспектив дальнейшей работы
- Подготовка и проведение консультаций для педагогов.
- Привлечение педагогов ДОУ к использованию материалов проекта в собственной работе
3. Распространение педагогического опыта
- публикация опыта работы
- консультации для педагогов
4. Ожидаемые результаты проекта
- У детей:
Сформированы представления о родственных словах. Умеют выделять главное и лишнее слово из группы родственных слов, из текста. Исключают лишние слова, не подходящие по смыслу. Умеют группировать родственные слова путем разделения по смыслу.
Успешно социализированы в обществе.
- У родителей:
Участие в организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Возможность проявить творческие способности, сотрудничество с ребенком.
Отчёт о реализации проекта «Дерево родственных слов»
По результатам проведённого в начале учебного года логопедического обследования детей подготовительной группы, выявила проблему: дети испытывали трудности в подборе родственных слов, у них были не сформированы словообразовательные навыки.
Программа логопункта направлена в основном на коррекцию звукопроизношения в рамках индивидуальных занятий. Поэтому работу по формированию словообразования и словоизменения решила проводить в форме проекта. Разработала перспективный план по использованию лексико-грамматических заданий на индивидуальных занятиях. Затем сформировала картотеку игр и упражнений по формированию лексико-грамматических категорий и картотеку картинного материала родственных слов.
Каждый из детей нарисовал дерево с корнями, стволом, кроной, провели беседу о частях дерева и сделали вывод, что корень – это самая главная часть и у дерева, и у слова. И начали использовать дерево на занятиях как атрибут дидактической игры «Дерево родственных слов».
Родители воспитанников принимали активное участие в реализации проекта. Итогом нашей совместной работы стала Творческая мастерская. В результате работы Творческой мастерской была создана книга «Сад родственных слов». Каждая страничка в этой книге именная с деревом родственных слов.
По окончании проекта было проведено фронтальное тематическое занятие по теме родственные слова «Путешествие в космос», приуроченное к праздничной дате – Дню космонавтики. Дети подбирали родственные слова к словам ЛУНА, ЗЕМЛЯ, КОСМОС, ЗВЕЗДА, составляли сложные слова ЛУНОХОД, МАРСОХОД, ЗВЕЗДОПАД, КОСМОЛЁТ и объясняли их лексическое значение, и это не составляло для них труда.
Вывод: реализованный проект «Дерево родственных слов» оказался интересным, продуктивным, полезным для всех участников. У детей сформированы навыки словообразования и словоизменения, что является профилактикой дислексии и дисграфии у будущих школьников.