Нина Овчинникова
Проект по самообразованию «Сказкотерапия как форма работы с детьми группы с ЗПР»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное дошкольное учреждение детский сад №40 Кировского района г. Санкт-Петербурга
ПРОЕКТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
«Сказкотерапия – как форма работы с детьми группы № 3 ЗПР»
Авторы проекта
Воспитатели: Овчинникова Н,Б., Малиновская Г. Ю,
Учитель-дефектолог: Мамедова И. Р.
Продолжительность проекта : долгосрочный
Срок реализации с сентября 2017 г. по апрель 2018 г.
Участники проекта : воспитатели, учитель-дефектолог, дети группы № 3 ЗПР, родители.
Актуальность темы:
Публикация «Проект по самообразованию „Сказкотерапия как форма работы с детьми группы с ЗПР“» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Проекты, планирование, тематические недели
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Проекты
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Самообразование, саморазвитие
- Сказка. Проекты по сказкам
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Сказкотерапия. Проекты, планы
- Темочки
Говоря о детях ЗПР, можно выделить ряд существенных особенностей, характерных для их эмоционального развития: незрелость эмоционально-волевой сферы, органический инфантилизм, нескоординированность эмоциональных процессов, гиперреактивность, импульсивность, склонность к эффективным вспышкам. Незрелость эмоционально-волевой сферы детей ЗПР обуславливает своеобразие формирования их поведения, и личностные особенности. Страдает сфера коммуникации. Одним из наиболее значимых методов коррекции нарушений эмоциональной сферы, детских страхов и повышенной тревожности в детском возрасте является сказка. Она представляется «как средство трансляции опыта жизни от одного поколения к другому. Сказка необходимый элемент воспитания ребенка. Она простым и доступным языком рассказывает ему о жизни, учит, развлекает и утешает, мастерски пряча нравоучения и назидания под яркими красками сказочных историй. Сказка первый ориентир, по которому ребенок, учиться строить свои взаимоотношения с окружающим миром. Она действует на детскую душу очень тонко и деликатно, на уровне эмоций, переживаний и чувств, но, тем не менее, точно и прямолинейно ведет его по намеченному пути познания жизни, не давая запутаться и заблудиться. Сказка так же многогранна, как и жизнь. Именно это делает сказку эффективным психотерапевтическим и развивающим средством.
Цель метода сказкотерапии – создание оптимальных условий для социализации и развития дошкольного возраста с задержкой психического развития
Задачи:
Образовательные:
• формирование понимания эмоционального состояния героев сказок и своего собственного;
• формирование практических навыков и умений двигательного воображения
Развивающие:
• развитие навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов;
• развитие детского творчества в различных видах деятельности (продуктивная, речевая, художественная, игровая);
• совершенствование навыков связной (диалогической, монологической) речи детей
Воспитательные:
• воспитание интереса к сказкам;
• воспитание умения совместно работать над постановкой, выступать вместе с коллективом сверстников.
Ожидаемые результаты
• формирование у детей понимания эмоционального состояния героев сказок и передачи их образов, используя различные средства выразительности (мимику, жесты, движения, интонацию);
• формирование у детей практических навыков и умений двигательного воображения;
• развитие творческих способностей детей в различных видах деятельности (художественной, речевой, музыкальной и игровой);
• выразительное исполнение монологов, диалогов, реплик;
• овладение навыками публичных выступлений;
• формирование устойчивого интереса к сказкам у дошкольников;
• формирование команды единомышленников: педагогов, детей и родителей;
• повышение профессионализма в использовании метода проектов в образовательной деятельности.
Механизм реализации проекта
I Этап – подготовительный
- подбор художественной литературы
- подбор методической литературы
- разработка методических материалов
II этап реализация проекта
Недели месяца Виды деятельности Цель
Первая неделя сентября
Понедельник Сказка «Зайчик в детском саду» Создание позитивного настроя на посещение детского сада.
Вторник Отгадывание загадок о животных.
Приложение № 1 Развивать мышление
Среда Пальчиковая гимнастика
Приложение № 2 Развитие мелкой моторики
Четверг Чтение заучивание наизусть стихов о животных
Приложение № 6 Развитие речи, памяти
Пятница Драматизация сказки в игре с пением «Теремок»
Приложение № 7 Развитие художественно-эстетического вкуса.
Вторая неделя сентября
Понедельник «Рыбка Буль-буль» Адаптация вновь прибывших детей к детскому саду
Среда Лепка: лепим героев сказки «Теремок» Развитие мелкой моторики
Четверг Чтение заучивание наизусть стихов о животных
Приложение № 6 Развитие речи, памяти
Пятница Чтение сказки «Унесенные водой» Развитие художественно-эстетического вкуса.
Третья неделя сентября «Сон колобка» Привыкание ко сну в детском саду
Понедельник Сказка о непоседливой Обезьянке Развивать усидчивость, концентрацию внимания.
Вторник Отгадывание загадок о животных.
Приложение № 1 Развивать мышление
Среда Пальчиковая гимнастика
Приложение № 2 Развитие мелкой моторики
Четверг Раскраска картинок из сказок Развитие мелкой моторики
Пятница Чтение сказки «Зачем нам мыло» Развитие художественно-эстетического вкуса.
Четвертая неделя сентября
Понедельник «Унесенные водой» Приучать к порядку
Вторник Отгадывание загадок о животных.
Приложение № 1 Развивать мышление
Среда Раскраска картинок из сказок Развитие мелкой моторики
Четверг Чтение заучивание наизусть стихов о животных
Приложение № 6 Развитие речи, памяти
Пятница Драматизация сказки в игре с пением «Теремок»
Приложение № 7 Развитие художественно-эстетического вкуса.
Первая неделя октября
Понедельник Сказка «Страшный страх» Снизить детскую тревожность по поводу страха темноты.
Вторник Отгадывание загадок о животных.
Приложение № 1 Развивать мышление
Четверг Чтение заучивание наизусть стихов о животных
Приложение № 6 Развитие речи, памяти
Пятница Сказка о непоседливой Обезьянке Развивать усидчивость, концентрацию внимания.
Вторая неделя октября
Понедельник Занятие № 1 Вводнное стр. 26 Вождение в сказку
Вторник Отгадывание загадок о животных.
Приложение № 1 Развивать мышление
Среда Лепка: лепим героев сказки «Теремок» Развитие мелкой моторики
Четверг Чтение заучивание наизусть стихов о животных
Приложение № 6 Развитие речи, памяти
Пятница Драматизация сказки в игре с пением «Теремок»
Приложение № 7 Развитие художественно-эстетического вкуса.
Третья неделя октября
Понедельник Занятие №2 Рисование сказочной страны
Вторник Отгадывание загадок о животных.
Приложение № 1 Развивать мышление
Среда Пальчиковая гимнастика
Приложение № 2 Развитие мелкой моторики
Четверг Чтение заучивание наизусть стихов о животных
Приложение № 6 Развитие речи, памяти
Пятница Драматизация сказки в игре с пением «Теремок»
Приложение № 7 Развитие художественно-эстетического вкуса.
Четвертая неделя октября
Понедельник Сказка «Зайчик в детском саду» Создание позитивного настроя на посещение детского сада.
Вторник Отгадывание загадок о животных.
Приложение № 1 Развивать мышление
Среда Лепка: лепим героев сказки «Теремок» Развитие мелкой моторики
Четверг Чтение заучивание наизусть стихов о животных
Приложение № 6 Развитие речи, памяти
Пятница Чтение сказок Развитие художественно-эстетического вкуса.
Первая неделя ноября
Понедельник Чтение сказки «Карандаши» Развивать доброе чувство по отношению к себе
Вторник Отгадывание загадок о животных.
Приложение № 1 Развивать мышление
Среда Пальчиковая гимнастика
Приложение № 2 Развитие мелкой моторики
Четверг Чтение заучивание наизусть стихов о животных
Приложение № 6 Развитие речи, памяти
Пятница Драматизация сказки в игре с пением «Теремок»
Приложение № 7 Развитие художественно-эстетического вкуса.
Вторая неделя ноября
Понедельник Чтение сказки о непоседливой Обезьянке Развивать усидчивость, концентрацию внимания.
Среда Пальчиковая гимнастика
Приложение № 2 Развитие мелкой моторики
Четверг Чтение заучивание наизусть стихов о животных
Приложение № 6 Развитие речи, памяти
Пятница Драматизация сказки в игре с пением «Теремок»
Приложение № 7 Развитие художественно-эстетического вкуса.
Третья неделя ноября «Сон колобка» Привыкание ко сну в детском саду
Понедельник «Рыбка Буль-буль» Адаптация вновь прибывших детей к детскому саду
Вторник Отгадывание загадок о животных.
Приложение № 1 Развивать мышление
Среда Пальчиковая гимнастика
Приложение № 2 Развитие мелкой моторики
Четверг Чтение заучивание наизусть стихов о животных
Приложение № 6 Развитие речи, памяти
Пятница Драматизация сказки Развитие художественно-эстетического вкуса.
Четвертая неделя ноября
Понедельник «Унесенные водой» Приучать к порядку
Вторник Отгадывание загадок о животных.
Приложение № 1 Развивать мышление
Среда Лепка: лепим героев сказки «Теремок» Развитие мелкой моторики
Четверг Чтение заучивание наизусть стихов о животных
Приложение № 6 Развитие речи, памяти
Пятница Драматизация сказки в игре с пением «Теремок»
Приложение № 7 Развитие художественно-эстетического вкуса.
Первая неделя декабря
Понедельник Сказка «Страшный страх» Снизить детскую тревожность по поводу страха темноты.
Вторник Отгадывание загадок о животных.
Приложение № 1 Развивать мышление
Четверг Чтение заучивание наизусть стихов о животных
Приложение № 6 Развитие речи, памяти
Пятница Раскраска картинок из сказок Развитие мелкой моторики
Вторая неделя декабря
Понедельник Сказка «Зайчик в детском саду» Создание позитивного настроя на посещение детского сада.
Вторник Отгадывание загадок о животных.
Приложение № 1 Развивать мышление
Среда Пальчиковая гимнастика
Приложение № 2 Развитие мелкой моторики
Четверг Чтение заучивание наизусть стихов о животных
Приложение № 6 Развитие речи, памяти
Пятница Драматизация сказки Развитие художественно-эстетического вкуса.
Третья неделя декабря
Понедельник Сказка «Зайчик в детском саду» Создание позитивного настроя на посещение детского сада.
Вторник Отгадывание загадок о животных.
Приложение № 1 Развивать мышление
Среда Лепка: лепим героев сказки «Теремок» Развитие мелкой моторики
Четверг Чтение заучивание наизусть стихов о животных
Приложение № 6 Развитие речи, памяти
Пятница Раскраска картинок из сказок Развитие мелкой моторики
Четвертая неделя декабря
Понедельник Сказка «О вирусах и прививках» Создание позитивного настроя на посещение детского сада.
Вторник Отгадывание загадок о животных.
Приложение № 1 Развивать мышление
Среда Пальчиковая гимнастика
Приложение № 2 Развитие мелкой моторики
Четверг Чтение заучивание наизусть стихов о животных
Приложение № 6 Развитие речи, памяти
Пятница Драматизация Развитие художественно-эстетического вкуса.
Вторая неделя января
Понедельник Сказка о непоседливой Обезьянке Развивать усидчивость, концентрацию внимания.
Среда Пальчиковая гимнастика
Приложение № 2 Развитие мелкой моторики
Четверг Чтение заучивание наизусть стихов о животных
Приложение № 6 Развитие речи, памяти
Пятница Драматизация сказки в игре с пением «Теремок»
Приложение № 7 Развитие художественно-эстетического вкуса.
Третья неделя января
Понедельник «Сон колобка» Привыкание ко сну в детском саду
Вторник Отгадывание загадок о животных.
Приложение № 1 Развивать мышление
Среда Пальчиковая гимнастика
Приложение № 2 Развитие мелкой моторики
Четверг Чтение заучивание наизусть стихов о животных
Приложение № 6 Развитие речи, памяти
Пятница Раскраска картинок из сказок Развитие мелкой моторики
Четвертая неделя января
Понедельник Чтение сказки «Карандаши» Развивать доброе чувство по отношению к себе
Вторник Отгадывание загадок о животных.
Приложение № 1 Развивать мышление
Среда Лепка: лепим героев сказки «Теремок» Развитие мелкой моторики
Четверг Чтение заучивание наизусть стихов о животных
Приложение № 6 Развитие речи, памяти
Пятница Драматизация сказки в игре с пением «Теремок»
Приложение № 7 Развитие художественно-эстетического вкуса.
Первая неделя февраля
Понедельник Чтение сказки «Унесенные водой» Приучать к порядку
Вторник Отгадывание загадок о животных.
Приложение № 1 Развивать мышление
Четверг Чтение заучивание наизусть стихов о животных
Приложение № 6 Развитие речи, памяти
Пятница Драматизация сказок Развитие художественно-эстетического вкуса.
Вторая неделя февраля
Понедельник Сказка «Страшный страх» Снизить детскую тревожность по поводу страха темноты.
Вторник Отгадывание загадок о животных.
Приложение № 1 Развивать мышление
Среда Пальчиковая гимнастика
Приложение № 2 Развитие мелкой моторики
Четверг Чтение заучивание наизусть стихов о животных
Приложение № 6 Развитие речи, памяти
Пятница Драматизация сказок Развитие художественно-эстетического вкуса.
Третья неделя февраля
Понедельник Сказка «Зайчик в детском саду» Создание позитивного настроя на посещение детского сада.
Вторник Отгадывание загадок о животных.
Приложение № 1 Развивать мышление
Среда Пальчиковая гимнастика
Приложение № 2 Развитие мелкой моторики
Четверг Чтение заучивание наизусть стихов о животных
Приложение № 6 Развитие речи, памяти
Пятница Раскраска картинок из сказок Развитие мелкой моторики
Четвертая неделя февраля
Понедельник Сказка о непоседливой Обезьянке Развивать усидчивость, концентрацию внимания.
Вторник Отгадывание загадок о животных.
Приложение № 1 Развивать мышление
Среда Лепка: лепим героев сказки «Теремок» Развитие мелкой моторики
Четверг Чтение заучивание наизусть стихов о животных
Приложение № 6 Развитие речи, памяти
Пятница Драматизация сказки в игре с пением «Теремок»
Приложение № 7 Развитие художественно-эстетического вкуса.
Первая неделя марта
Понедельник «Сон колобка» Привыкание ко сну в детском саду
Вторник Отгадывание загадок о животных.
Приложение № 1 Развивать мышление
Среда Пальчиковая гимнастика
Приложение № 2 Развитие мелкой моторики
Четверг Чтение заучивание наизусть стихов о животных
Приложение № 6 Развитие речи, памяти
Пятница Драматизация сказки в игре с пением «Теремок»
Приложение № 7 Развитие художественно-эстетического вкуса.
Вторая неделя марта
Понедельник Чтение сказки «Унесенные водой» Приучать к порядку
Среда Пальчиковая гимнастика
Приложение № 2 Развитие мелкой моторики
Четверг Чтение заучивание наизусть стихов о животных
Приложение № 6 Развитие речи, памяти
Пятница Раскраска картинок из сказок Развитие мелкой моторики
Третья неделя марта «Сон колобка» Привыкание ко сну в детском саду
Понедельник Чтение сказки «Унесенные водой» Приучать к порядку
Вторник Отгадывание загадок о животных.
Приложение № 1 Развивать мышление
Среда Пальчиковая гимнастика
Приложение № 2 Развитие мелкой моторики
Четверг Чтение заучивание наизусть стихов о животных
Приложение № 6 Развитие речи, памяти
Пятница Раскраска картинок из сказок Развитие мелкой моторики
Четвертая неделя марта
Понедельник Сказка «История о самолетике Тоше» Приучать детей не опаздывать
Вторник Отгадывание загадок о животных.
Приложение № 1 Развивать мышление
Среда Лепка: лепим героев сказки «Теремок» Развитие мелкой моторики
Четверг Чтение заучивание наизусть стихов о животных
Приложение № 6 Развитие речи, памяти
Пятница Драматизация сказки Развитие художественно-эстетического вкуса.
Первая неделя апреля
Понедельник Чтение сказки «Обещание» Развивать чувство ответственности
Вторник Отгадывание загадок о животных.
Приложение № 1 Развивать мышление
Четверг Чтение заучивание наизусть стихов о животных
Приложение № 6 Развитие речи, памяти
Пятница Драматизация сказки Развитие художественно-эстетического вкуса.
Вторая неделя апреля
Понедельник Сказка «Страшный страх» Снижение детской тревожности
Вторник Отгадывание загадок о животных.
Приложение № 1 Развивать мышление
Среда Пальчиковая гимнастика
Приложение № 2 Развитие мелкой моторики
Четверг Чтение заучивание наизусть стихов о животных
Приложение № 6 Развитие речи, памяти
Пятница Драматизация сказки в игре с пением «Теремок»
Приложение № 7 Развитие художественно-эстетического вкуса.
Третья неделя апреля
Понедельник Сказка о непоседливой Обезьянке Развивать усидчивость, концентрацию внимания.
Вторник Отгадывание загадок о животных.
Приложение № 1 Развивать мышление
Среда Лепка: лепим героев сказки «Теремок» Развитие мелкой моторики
Четверг Чтение заучивание наизусть стихов о животных
Приложение № 6 Развитие речи, памяти
Пятница Драматизация сказки в игре с пением «Теремок»
Приложение № 7 Развитие художественно-эстетического вкуса.
Четвертая неделя апреля
Понедельник Сказка «Страшный страх» Снизить детскую тревожность по поводу страха темноты.
Вторник Отгадывание загадок о животных.
Приложение № 1 Развивать мышление
Среда Пальчиковая гимнастика
Приложение № 2 Развитие мелкой моторики
Четверг Чтение заучивание наизусть стихов о животных
Приложение № 6 Развитие речи, памяти
Пятница Драматизация сказки в игре с пением «Теремок»
Приложение № 7 Развитие художественно-эстетического вкуса.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
• Консультации:
1. Что такое сказкотерапия.
2. Правила организации сказкотерапии для детей.
3. Как сочинить сказку.
4. Сказкотерапия для дошкольников, какие сказки использовать, алгоритм действия.
• Разучить с детьми стихи для пальчиковой гимнастики. Приложение № 2
• Изготовление костюмов для театрализации сказки «Теремок»
111 Этап Заключительный
Открытое занятие:
. Тема: Театрализация сказки «Теремок» на основе сказкотерапии