Надежда Морозова
Сказкотерапия как средство формирования нравственно-патриотических представлений и качеств у дошкольников с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Сказкотерапия как средство формирования нравственно-патриотических представлений и качеств у дошкольников с ЗПР
План работы по самообразованию:
• Тема
• Проблема
• Этапы работы
• Результат работы и формы его представления
Этапы работы по самообразованию:
1 этап - Подготовительный
Он включает в себя детальное изучение ситуации по выбранной проблеме; изучение соответствующей научно-методической литературы, определение темы самообразования, постановка цели и задач по теме, составление плана
2 этап - Основной
Публикация «Сказкотерапия как средство формирования нравственно-патриотических представлений и качеств у дошкольников с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
Предполагает внедрение подготовительного этапа в работу; подготовка практического материала.
3 этап - Заключительный
Предполагает самоанализ педагогической деятельности (по завершению работы над темой самообразования в виде отчета).
Проблема:
Исторически так сложилось, что любовь к Родине и патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен в стране все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. В настоящее время усилено внимание к решению задач патриотического воспитания со стороны Правительства РФ и Министерства образования РФ. В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.
Ребенок с момента рождения инстинктивно и естественно привыкает к окружающей его среде, природе и культуре. Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников — непрерывный, систематический процесс, начинающийся с раннего детства (воспитывают родители, продолжающийся в системе дошкольного и далее школьного образования. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою малую и большую Родину, нам надо дать им в доступной и занимательной форме знания о её прошлом и настоящем. И, конечно, показать всё то лучшее, чем по праву может гордиться любой житель России, чтобы найти отклик в отзывчивой детской душе.
Нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Знание истории своего народа, родной культуры и традиций поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом отнестись к истории и культуре других народов, населяющих большую Россию. Ведь нравственно-патриотическое воспитание – не только любовь к своей Родине, но и формирование толерантности, чувства уважения, симпатии к другим людям, народам, их традициям и помощи нуждающимся. Нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений, а в целом силе и мощи государства.
Актуальность:
Определение процесса воспитания очень многогранно, сам процесс очень сложен даже тогда, когда речь идет о здоровых детях. Разумеется, что он оказывается особенно сложным, когда воспитываются дети с отклонениями в развитии. В настоящее время существенно обозначилась проблема роста числа таких детей. Одной из форм нарушений в развитии детей является задержка их психического развития (ЗПР).
Проблема нравственно-патриотического воспитания детей с задержкой психического развития определяется недостаточностью исследования данной темы, поскольку нет специальных программ в данном направлении, рассчитанных именно на детей с ограниченными возможностями здоровья.
Воспитание таких «особенных» детей требует применения конечно же и особых технологий, и методов в работе педагога. Поэтому особо актуальной становится проблема поиска таких методов.
Одним из наиболее эффективных инновационных методов коррекционной помощи детям с ЗПР считается метод сказкотерапии.
Сказкотерапия – это лечение сказками. Суть метода состоит в особом воздействии на подсознание ребенка при помощи сказки. Сказка - благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к семье, к своему дому, к Родине, ко всему окружающему. Сказки - это духовные богатства культуры, познавая которые, у ребёнка формируются нравственные-патриотические представления и качества.
Цель:
Формирование нравственно-патриотических представлений и качеств у дошкольников с задержкой психического развития посредством сказкотерапии.
Задачи:
1. Изучить теоретические аспекты по данной теме в педагогике и повысить собственный уровень профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования.
2. Обогатить предметно – развивающую среду в группе, путем пополнения нравственно-патриотического и книжного уголков.
3. Подготовить практический материал: картотеку игр, сказок, занятий, презентаций, направленных на формирование нравственно-патриотических представлений и качеств у дошкольников.
4. Составить перспективный тематический план работы с детьми по формированию у них нравственно-патриотических качеств с использованием метода сказкотерапии.
5. Разработать план работы с родителями, с целью вовлечения их в процесс развития и формирования у детей нравственно-патриотических качеств, используя метод сказкотерапии.
6. Подготовить для педагогов консультации с целью повышения их компетентности по теме: «Сказкотерапия - как средство формирования нравственно-патриотических представлений и качеств у дошкольников».
План работы по теме самообразования:
1. Сентябрь-Декабрь:
• Изучение методической литературы и теоретической базы по теме самообразования: «Сказкотерапия – как средство формирования нравственно-патриотических представлений и качеств у дошкольников с задержкой психического развития».
2. Сентябрь-Май:
• Обогащение предметно – развивающей среду в группе, путем пополнения уголков по нравственно-патриотическому воспитанию и книжного.
3. Сентябрь-Май:
• Подборка практического материала, необходимого для работы с детьми:
- картотека дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию;
- картотека подвижных игр народов России;
- картотека сказок по нравственно-патриотическому воспитанию;
- картотека конспектов НОД с использование метода сказкотерапии;
- картотека презентаций по нравственно-патриотическому воспитанию;
- подборка наглядного, демонстрационного материала по темам занятий.
4. Сентябрь-Декабрь:
• Разработка перспективного тематического планирования по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников.
5. Сентябрь-Декабрь:
• Разработка плана работы с родителями.
• Подготовка практического материала, необходимого для работы с родителями:
- консультации;
- памятка;
- опросник;
- конспект род. собрания.
6. Сентябрь-Декабрь:
• Подготовка практического материала, необходимого для работы с педагогами:
- консультации.
Перспективное тематическое планирование
Цель: Формирование нравственно-патриотических представлений и качеств у дошкольников с задержкой психического развития посредством сказкотерапии.
Задачи:
• Воспитывать любовь, уважение и гордость к своей Родине, родному краю, к культуре и традициям своего народа;
• Воспитывать любовь, уважение и гордость к защитникам Родины, ее героям;
• Воспитывать духовно-нравственные отношения к близким людям, окружающему миру.
МЕСЯЦ ТЕМА
ЯНВАРЬ Блок «Культура и традиции»
Сказка «Глупый барин»
ФЕВРАЛЬ Блок «Защитники Отечества»
Сказка «Почему армия родная?»
МАРТ Блок «Моя семья»
Сказка «Ушки-неслушки»
АПРЕЛЬ Блок «Большая и малая Родина»
Сказка «Ковер-самолет»
МАЙ Блок «Ими гордится Россия»
Сказка «Волшебные семена»
Структура НОД с использованием метода сказкотерапии :
1. Вводная часть:
• игровая мотивация на создание положительного эмоционального настроя;
• подготовительная беседа по теме занятия.
2. Основная часть:
• ритуал входа в сказку (с использованием какого - либо волшебного предмета) - «ритуальность» (наличие обязательных действий со словами, которые всегда начинают и заканчивают сказку);
• чтение (рассказывание) сказки детям в одном из вариантов:
- чтение сказки с показом иллюстраций;
- слушание сказки, которую рассказывает педагог по слайдам презентации;
• по ходу чтения проведение различных коррекционных упражнений и игр, психогимнастик, физминуток по теме;
• обсуждения, размышления по услышанному;
• групповое и индивидуальное рассказывание сказки детьми (с опорой на картинки, слайды);
• инсценирование, театрализация сказки (пальчиковый театр, кукольный театр, драматизация сказки).
3. Заключительная часть:
• продуктивная деятельность, подведение итогов;
• ритуал выхода из сказки («ритуальность»).
Учитывая особенности развития воспитанников с ЗПР, по одной теме проводятся 2-3 занятия с использованием сказкотерапии, с целью более качественной коррекционной работы, направленной на формирование нравственно-патриотических представлений и качеств дошкольников.
Занятия с детьми проводятся по подгруппам: старшая - 4 ребенка и подготовительная – 6 детей. Заключительные занятие проводятся со всеми детьми группы, где воспитанники закрепляют свои знания по сказке сначала через театрализацию, а затем в продуктивной деятельности.
Индивидуальный план работы по самообразованию:
Работа с детьми
Месяц Формы работы Содержание Продукт
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь Видео-опросник на тему: «Нравственные ценности» Вопросы
(см. Приложение2) Показ видео –ответов на род. собрании.
Февраль
Март
Апрель Участие воспитанников группы в различных дистанционных Окружных конкурсах и викторинах. Выполнение заданий Дипломы, грамоты, сертификаты
Май Участие воспитанников в различных дистанционных Всероссийских конкурсах и викторинах. Выполнение заданий Дипломы, грамоты, сертификаты
Работа с родителями
Месяц Формы работы Содержание Продукт
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь • Опросник на тему: «Нравственные ценности»
• Изготовление плаката
• Консультация «Нравственно –патриотическое воспитание дошкольников в семье»
• Вопросы
(см. Приложение1)
• Плакат:
«Три несчастья есть у человека: смерть, старость и плохие дети. Старость неотвратима. Смерть неумолима. Перед этими несчастьями никто не может закрыть двери своего дома. А от плохих детей дом можно уберечь, как и от беды» (Народная мудрость)
(см. Приложение) Анализ опросника на род. собрании
Плакат
Консультация
Февраль • Собрание в нетрадиционной форме – «посиделки» на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»
• Консультация: «Рекомендации по чтению художественной литературы по нравственно-патриотической теме» Конспект род. собрания
(см. Приложение5)
(см. Приложение) Род. собрание в нетрадиционной форме - «Посиделки»
Консультация
Март • Памятка «Правила общения в семье»
• Консультация «Нравственно-патриотическое воспитание. Моя малая Родина» (см. Приложение0)
(см. Приложение) Консультация
Консультация
Апрель Консультация
«Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников» (см. Приложение7)
Консультация
Май
Работа с педагогами
Месяц Формы работы Содержание Продукт
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март Консультация «Сказка учит и воспитывает» (см. Приложение8)
Консультация
Апрель Консультация «Сказка - как средство патриотического воспитания дошкольников»
(см. Приложение6)
Консультация
Май • Отчет на итоговом пед. совете ДОУ по теме самообразования
• Консультация-рекомендация педагогам по использованию метода сказкотерапии
(см. Приложение)
(см. Приложение9)
Выступление на итоговом пед. совете
Консультация-рекомендация
Работа с социумом
Месяц Формы работы Содержание Продукт
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль • Публикация методического материала на Международном образовательном портале «МААМ. RU по теме самообразования.
• Участие в конкурсе «Лучшая методическая разработка» на Международном образовательном портале «МААМ. RU». Методический материал для публикации
Методический материал для публикации Свидетельство, удостоверение
Свидетельство, диплом, грамота
Март
Апрель
Май