Лучший педагог года

Сказкотерапия как средство формирования нравственно-патриотических представлений и качеств у дошкольников с ЗПР

Надежда Морозова
Сказкотерапия как средство формирования нравственно-патриотических представлений и качеств у дошкольников с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы

Сказкотерапия как средство формирования нравственно-патриотических представлений и качеств у дошкольников с ЗПР

План работы по самообразованию:

• Тема

• Проблема

• Этапы работы

• Результат работы и формы его представления

Этапы работы по самообразованию:

1 этап - Подготовительный

Он включает в себя детальное изучение ситуации по выбранной проблеме; изучение соответствующей научно-методической литературы, определение темы самообразования, постановка цели и задач по теме, составление плана

2 этап - Основной

Публикация «Сказкотерапия как средство формирования нравственно-патриотических представлений и качеств у дошкольников с ЗПР» размещена в разделах

Предполагает внедрение подготовительного этапа в работу; подготовка практического материала.

3 этап - Заключительный

Предполагает самоанализ педагогической деятельности (по завершению работы над темой самообразования в виде отчета).

Проблема:

Исторически так сложилось, что любовь к Родине и патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен в стране все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. В настоящее время усилено внимание к решению задач патриотического воспитания со стороны Правительства РФ и Министерства образования РФ. В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.

Ребенок с момента рождения инстинктивно и естественно привыкает к окружающей его среде, природе и культуре. Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников — непрерывный, систематический процесс, начинающийся с раннего детства (воспитывают родители, продолжающийся в системе дошкольного и далее школьного образования. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою малую и большую Родину, нам надо дать им в доступной и занимательной форме знания о её прошлом и настоящем. И, конечно, показать всё то лучшее, чем по праву может гордиться любой житель России, чтобы найти отклик в отзывчивой детской душе.

Нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Знание истории своего народа, родной культуры и традиций поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом отнестись к истории и культуре других народов, населяющих большую Россию. Ведь нравственно-патриотическое воспитание – не только любовь к своей Родине, но и формирование толерантности, чувства уважения, симпатии к другим людям, народам, их традициям и помощи нуждающимся. Нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений, а в целом силе и мощи государства.

Актуальность:

Определение процесса воспитания очень многогранно, сам процесс очень сложен даже тогда, когда речь идет о здоровых детях. Разумеется, что он оказывается особенно сложным, когда воспитываются дети с отклонениями в развитии. В настоящее время существенно обозначилась проблема роста числа таких детей. Одной из форм нарушений в развитии детей является задержка их психического развития (ЗПР).

Проблема нравственно-патриотического воспитания детей с задержкой психического развития определяется недостаточностью исследования данной темы, поскольку нет специальных программ в данном направлении, рассчитанных именно на детей с ограниченными возможностями здоровья.

Воспитание таких «особенных» детей требует применения конечно же и особых технологий, и методов в работе педагога. Поэтому особо актуальной становится проблема поиска таких методов.

Одним из наиболее эффективных инновационных методов коррекционной помощи детям с ЗПР считается метод сказкотерапии.

Сказкотерапия – это лечение сказками. Суть метода состоит в особом воздействии на подсознание ребенка при помощи сказки. Сказка - благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к семье, к своему дому, к Родине, ко всему окружающему. Сказки - это духовные богатства культуры, познавая которые, у ребёнка формируются нравственные-патриотические представления и качества.

Цель:

Формирование нравственно-патриотических представлений и качеств у дошкольников с задержкой психического развития посредством сказкотерапии.

Задачи:

1. Изучить теоретические аспекты по данной теме в педагогике и повысить собственный уровень профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования.

2. Обогатить предметно – развивающую среду в группе, путем пополнения нравственно-патриотического и книжного уголков.

3. Подготовить практический материал: картотеку игр, сказок, занятий, презентаций, направленных на формирование нравственно-патриотических представлений и качеств у дошкольников.

4. Составить перспективный тематический план работы с детьми по формированию у них нравственно-патриотических качеств с использованием метода сказкотерапии.

5. Разработать план работы с родителями, с целью вовлечения их в процесс развития и формирования у детей нравственно-патриотических качеств, используя метод сказкотерапии.

6. Подготовить для педагогов консультации с целью повышения их компетентности по теме: «Сказкотерапия - как средство формирования нравственно-патриотических представлений и качеств у дошкольников».

План работы по теме самообразования:

1. Сентябрь-Декабрь:

Изучение методической литературы и теоретической базы по теме самообразования: «Сказкотерапия – как средство формирования нравственно-патриотических представлений и качеств у дошкольников с задержкой психического развития».

2. Сентябрь-Май:

• Обогащение предметно – развивающей среду в группе, путем пополнения уголков по нравственно-патриотическому воспитанию и книжного.

3. Сентябрь-Май:

• Подборка практического материала, необходимого для работы с детьми:

- картотека дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию;

- картотека подвижных игр народов России;

- картотека сказок по нравственно-патриотическому воспитанию;

- картотека конспектов НОД с использование метода сказкотерапии;

- картотека презентаций по нравственно-патриотическому воспитанию;

- подборка наглядного, демонстрационного материала по темам занятий.

4. Сентябрь-Декабрь:

• Разработка перспективного тематического планирования по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников.

5. Сентябрь-Декабрь:

• Разработка плана работы с родителями.

• Подготовка практического материала, необходимого для работы с родителями:

- консультации;

- памятка;

- опросник;

- конспект род. собрания.

6. Сентябрь-Декабрь:

• Подготовка практического материала, необходимого для работы с педагогами:

- консультации.

Перспективное тематическое планирование

Цель: Формирование нравственно-патриотических представлений и качеств у дошкольников с задержкой психического развития посредством сказкотерапии.

Задачи:

• Воспитывать любовь, уважение и гордость к своей Родине, родному краю, к культуре и традициям своего народа;

• Воспитывать любовь, уважение и гордость к защитникам Родины, ее героям;

• Воспитывать духовно-нравственные отношения к близким людям, окружающему миру.

МЕСЯЦ ТЕМА

ЯНВАРЬ Блок «Культура и традиции»

Сказка «Глупый барин»

ФЕВРАЛЬ Блок «Защитники Отечества»

Сказка «Почему армия родная?»

МАРТ Блок «Моя семья»

Сказка «Ушки-неслушки»

АПРЕЛЬ Блок «Большая и малая Родина»

Сказка «Ковер-самолет»

МАЙ Блок «Ими гордится Россия»

Сказка «Волшебные семена»

Структура НОД с использованием метода сказкотерапии :

1. Вводная часть:

• игровая мотивация на создание положительного эмоционального настроя;

• подготовительная беседа по теме занятия.

2. Основная часть:

• ритуал входа в сказку (с использованием какого - либо волшебного предмета) - «ритуальность» (наличие обязательных действий со словами, которые всегда начинают и заканчивают сказку);

• чтение (рассказывание) сказки детям в одном из вариантов:

- чтение сказки с показом иллюстраций;

- слушание сказки, которую рассказывает педагог по слайдам презентации;

• по ходу чтения проведение различных коррекционных упражнений и игр, психогимнастик, физминуток по теме;

• обсуждения, размышления по услышанному;

• групповое и индивидуальное рассказывание сказки детьми (с опорой на картинки, слайды);

• инсценирование, театрализация сказки (пальчиковый театр, кукольный театр, драматизация сказки).

3. Заключительная часть:

• продуктивная деятельность, подведение итогов;

• ритуал выхода из сказки («ритуальность»).

Учитывая особенности развития воспитанников с ЗПР, по одной теме проводятся 2-3 занятия с использованием сказкотерапии, с целью более качественной коррекционной работы, направленной на формирование нравственно-патриотических представлений и качеств дошкольников.

Занятия с детьми проводятся по подгруппам: старшая - 4 ребенка и подготовительная – 6 детей. Заключительные занятие проводятся со всеми детьми группы, где воспитанники закрепляют свои знания по сказке сначала через театрализацию, а затем в продуктивной деятельности.

Индивидуальный план работы по самообразованию:

Работа с детьми

Месяц Формы работы Содержание Продукт

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь Видео-опросник на тему: «Нравственные ценности» Вопросы

(см. Приложение2) Показ видео –ответов на род. собрании.

Февраль

Март

Апрель Участие воспитанников группы в различных дистанционных Окружных конкурсах и викторинах. Выполнение заданий Дипломы, грамоты, сертификаты

Май Участие воспитанников в различных дистанционных Всероссийских конкурсах и викторинах. Выполнение заданий Дипломы, грамоты, сертификаты

Работа с родителями

Месяц Формы работы Содержание Продукт

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь • Опросник на тему: «Нравственные ценности»

• Изготовление плаката

• Консультация «Нравственно –патриотическое воспитание дошкольников в семье»

• Вопросы

(см. Приложение1)

Плакат:

«Три несчастья есть у человека: смерть, старость и плохие дети. Старость неотвратима. Смерть неумолима. Перед этими несчастьями никто не может закрыть двери своего дома. А от плохих детей дом можно уберечь, как и от беды» (Народная мудрость)

(см. Приложение) Анализ опросника на род. собрании

Плакат

Консультация

Февраль • Собрание в нетрадиционной форме – «посиделки» на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»

Консультация: «Рекомендации по чтению художественной литературы по нравственно-патриотической теме» Конспект род. собрания

(см. Приложение5)

(см. Приложение) Род. собрание в нетрадиционной форме - «Посиделки»

Консультация

Март • Памятка «Правила общения в семье»

• Консультация «Нравственно-патриотическое воспитание. Моя малая Родина» (см. Приложение0)

(см. Приложение) Консультация

Консультация

Апрель Консультация

«Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников» (см. Приложение7)

Консультация

Май

Работа с педагогами

Месяц Формы работы Содержание Продукт

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март Консультация «Сказка учит и воспитывает» (см. Приложение8)

Консультация

Апрель Консультация «Сказка - как средство патриотического воспитания дошкольников»

(см. Приложение6)

Консультация

Май • Отчет на итоговом пед. совете ДОУ по теме самообразования

• Консультация-рекомендация педагогам по использованию метода сказкотерапии

(см. Приложение)

(см. Приложение9)

Выступление на итоговом пед. совете

Консультация-рекомендация

Работа с социумом

Месяц Формы работы Содержание Продукт

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль • Публикация методического материала на Международном образовательном портале «МААМ. RU по теме самообразования.

• Участие в конкурсе «Лучшая методическая разработка» на Международном образовательном портале «МААМ. RU». Методический материал для публикации

Методический материал для публикации Свидетельство, удостоверение

Свидетельство, диплом, грамота

Март

Апрель

Май

Публикации по теме:

Инновационные технологии как средство формирования элементарных математических представлений у дошкольников Выступление на общем родительском собрании «Инновационные технологии как средство формирования элементарных математических представлений»Современный.

Сказкотерапия как технология формирования представлений о здоровом образе жизни детей дошкольного возраста в ДОУСказкотерапия как технология формирования представлений о здоровом образе жизни детей дошкольного возраста в ДОУ Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Цель:.

Сказкотерапия как технология формирования представлений о здоровом образе жизни детей дошкольного возраста в ДОУСказкотерапия как технология формирования представлений о здоровом образе жизни детей дошкольного возраста в ДОУ Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Цель:.

Интерактивная игра как средство формирования у дошкольников представлений о мире профессий муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 1» городского округа Самара.

Нравственно-патриотический уголок в ДОУ, как средство формирования любви к РодинеНравственно-патриотический уголок в ДОУ, как средство формирования любви к Родине С чего начинается Родина? С картинки в твоем букваре, С хороших и верных товарищей. Так начинается песня Марка Бернеса. Так с чего же.

Публикация опыта работы «Прогулка как средство формирования представлений о растениях родного края у дошкольников» Публикация опыта работы «Прогулка как средство формирования представлений о растениях родного края у дошкольников» Кириллова Е. Г. В настоящее.

Публикация опыта работы «Прогулка как средство формирования представлений о растениях родного края у дошкольников» Публикация опыта работы «Прогулка как средство формирования представлений о растениях родного края у дошкольников» Кириллова Е. Г. В настоящее.

Сказкотерапия как средство коррекции тревожности у дошкольников «Самое прекрасное, что мы можем испытать, – это ощущение тайны» Альберт Энштейн. Среди значимых для человека ценностей одно из ведущих.

Сказкотерапия как средство профилактики напряжения у дошкольников Сказка не только позволяет лучше понять детей, обучать и воспитывать их, но и лечит, став эффективным, полезным и очень приятным лекарством.

Воспитание нравственно-патриотических качеств дошкольников средствами художественной литературы Возможности нравственно-патриотического воспитания у подрастающего поколения не реализуются сами по себе – это систематическая и целенаправленная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сказкотерапия как средство формирования нравственно-патриотических представлений и качеств у дошкольников с ЗПР
Опубликовано: 17 апреля 2018 в 21:24
+23Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сказкотерапия как средство формирования нравственно-патриотических представлений и качеств у дошкольников с ЗПР» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Морозова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД