Жанар Оспанова
Отчет по самообразованию «Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Отчет по самообразованию на тему : «Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста"
В 2015-2018 учебном году я взяла тему по самообразованию : «Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста».
«Игра для дошкольников – способ познания окружающего, игры имеют большую педагогическую ценность – они развивают у детей смекалку, выдержку, самообладание, чувство юмора, организованность». Н. К. Крупская
Публикация «Отчет по самообразованию „Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
В Программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, на первый план выдвигается развивающая функция дидактической игры. Поэтому развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Они расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребенка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, форму, цвет, различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи. Дидактические игры с правилами заняли должное место среди методов обучения и воспитания детей. С помощью игр выявляются индивидуальные особенности детей.
Дидактические игры для дошкольников позволяют не только узнать что-то новое, но и применять полученные знания на практике. Несомненно, такие навыки станут основой дальнейшего успешного обучения, развития важных интегративных качеств: любознательный, активный; эмоционально-отзывчивый, способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту; способный управлять своим поведением и планировать свои действия.
Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в развивающих целях. Благодаря их использованию можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Дух соревнования ускоряет умственные процессы, рождает познавательную активность, заряжает чувством, ведет к сильным эмоциональным переживаниям. Развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленные задачи. Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников.
Цель: повысить свой профессиональный уровень по данной теме.
Задачи:
изучить литературу по данной теме;
изучить практический опыт воспитателей;
разработать материал для родителей;
создать картотеку дидактических игр;
разработать программы кружков дополнительного образования дошкольников.
Предполагаемый результат: повышение качества воспитательно-образовательного процесса.
Практические выводы:
1. Изучение опыта педагогов ДОУ;
2. Изучение методик и технологий в Интернете;
3. Введение игровых приемов в комплексы мероприятий по сенсорному развитию в утреннюю гимнастику, гимнастику после сна;
4. Планирование индивидуальной работы с детьми в форме увлекательной и содержательной деятельности;
5. Совместные игры на развитие умственного развития детей (мышление, внимание, воображение, усидчивости)
6. Консультация для педагогов «Значение дидактической игры в жизни ребенка»;
7. Пополнение картотеки дидактических игр и внесение новых игровых заданий;
8. Оформление письменных консультаций в родительском уголке.
Приступая к работе по данной теме, я использовала литературу:
1. А. К. Бондаренко. Дидактические игры в детском саду. Книга для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 2001.
2. Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.
3. И. А. Лыкова. Дидактические игры и занятия. – М. : Карапуз, 2009.
4. Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Как играть с ребенком. – М. : Обруч, 2012.
5. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст) : Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Автор-составитель Е. Н. Панова. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006.
6. П. П. Дзюба. «Дидактическая копилка воспитателя детского сада». – М. : Феникс, 2008.
7. Занятия с малышами в детском саду (Модель воспитания детей раннего возраста). – М. : Линка-пресс, 2002/
Работала по перспективному плану
- Изучение специальной методической литературы:
1. А. К. Бондаренко. Дидактические игры в детском саду. Книга для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 2001. В течение 2015 года
2. Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М. : Мозаика-Синтез, 2008. В течение 2015 года
3. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст) : Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Автор-составитель Е. Н. Панова. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006. В течение 2015 года
4. П. П. Дзюба. «Дидактическая копилка воспитателя детского сада». – М. : Феникс, 2008. В течение 2015 года
- Изучение статей в журналах:
«Воспитатель в ДОУ»
«Дошкольное воспитание»
«Ребенок в детском саду»
«Обруч» В течение 2015 года
- Практический этап
1. Изучение методики и технологий педагогов в Интернете (в течение 2015-2017 года)
2. Подбор аудио и видеозаписей песен и мультфильмов (сентябрь-декабрь 2015-2016 года)
3. Разработка и оформление дидактических игр по данной тематике (в течение 2015-2016 года)
4. Разработка перспективного плана работы по теме (ноябрь-март 2015-2016 года)
5. Разработка конспектов по теме «Использование дидактической игры в процессе ОД с детьми раннего возраста».
- Консультация для воспитателей «Дидактические игры и их значение в жизни ребенка» (октябрь-январь 2015-2016 года)
6. Проект на свою тему: «Дидактическая игра, как форма развития детей раннего возраста» (октябрь 2016 года)
7. Картотека дидактических игр направленных на развитие восприятия цвета (в течение 2016-2017 года)
8. Папка – передвижка для родителей на тему: «Дидактическая игра в жизни ребенка». (март 2017 год)
9. Дидактическая игра-имитация «Постираем кукле платья» план-конспект в первой младшей группе (апрель 2017 год)
10. Совместная подготовка к летнему оздоровительному сезону (оборудования для развития игровой деятельности) (май 2017 год)
11. Результаты проведенной работы в виде отчета по самообразованию (январь 2018 год)
- Работа с родителями
1. Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала (январь-май 2016 года).
2. Анкетирование родителей на тему: «Как играть с ребенком» (сентябрь 2016 года)
3. Консультация для родителей:
- «Дидактическая игра как средство развития детей младшего дошкольного возраста»;
- «Использование дидактических игр в жизни детей»;
- «Роль игры в жизни ребенка» (в течение 2016-2018 года)
Перспективы на следующий год:
1. Продолжить работу по теме: «Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста» (согласно возрастной группе);
2. Продолжить работу по разработке новых дидактических игр.
3. Изучить новинки методической литературы
4. В работе с родителями планирую провести родительское собрание на тему «Чем играют наши дети?».
В своей работе я использую дидактические игры как сделанные своими руками, так и дидактические игры покупного набора