ИРИНА СМОЛЬНИКОВА
Проект по развитию речи во второй младшей группе «Словечко плюс словечко»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель проекта : развитие речи детей младшего дошкольного возраста в разные режимные моменты.
Задачи проекта :
-целенаправленно обогащать словарь детей;
- развивать грамматический строй речи, связную речь;
- формировать потребность детей в общении со взрослыми и сверстниками;
- воспитывать желание чаще слушать произведения художественной литературы;
Публикация «Проект по развитию речи во второй младшей группе „Словечко плюс словечко“» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
- повышать компетентность родителей в вопросах речевого развития их детей;
Участники проекта : воспитатели, дети, родители.
Срок реализации: сентябрь – октябрь
Тип проекта : краткосрочный.
Вид проекта : практико - ориентированный.
Проблема: дети младшего дошкольного возраста нуждаются во всестороннем развитии речи, включая обогащение и активизацию словаря, развитие грамматического строя речи, а так же связной речи.
Актуальность проблемы: речь помогает детям осознано воспринимать окружающий мир, и является средством общения. Дети, не получившие в младшем дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, а в будущем этот пробел в развитии речи влияет на их дальнейшее развитие. Речевое развитие дошкольника в соответствии с ФГОС дошкольного образования включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Организация деятельности детей в рамках проекта
1. Тема: «Что растет на огороде»
Цель: Учить детей участвовать в общей беседе, не перебивать своего сверстника. Закреплять название овощей. Правильно произносить сущ. в родительном падеже. Воспитывать уважение к взрослым и сверстникам. Воспитывать желание отвечать на вопросы педагога распространенными предложениями.
2. Тема: «Пересказ русской народной сказки «Репка»
Цель: Учить пересказывать сказку вместе с взрослым. Упражнять в правильном произношении звуков к - кь. Воспитывать внимание, желание слушать педагога, отвечать на его вопросы.
3. Тема: «Русские народные потешки (чтение и заучивание)
Цель: Познакомить с жанром песенки и потешки. Закреплять правильное произношение звуков и - ы. Упражнять в произнесении чистоговорок с этими звуками.
4. Тема: «Составление рассказа об овощах»
Цель: Учить составлять с помощью воспитателя короткий рассказ. Закреплять знание обобщающих понятий: овощи, фрукты.
5. Тема: Чтение рассказа В. Осеева. «Волшебная иголочка»;
Цель: Обучать детей внимательно слушать произведение, эмоционально откликаться на содержание, передавая побудительную и вопросительную интонацию. Развивать лексику, совершенствовать диалогическую речь.
6. Тема: «Моя семья»
Цель: формировать представление детей о семье, учить называть членов семьи. Воспитывать любовь к своей семье. Развивать связную речь детей, умение отвечать на вопросы.
7. Тема: Урок дружбы.
Цель: формировать представления о действиях и поступках в которых проявляется доброе отношение друг к другу. Развивать словарь детей, связную речь.
Ежедневно
Дидактические игры
«Скажи какой», «Кто что умеет делать», «Кто больше назовет действий», «Кто что ест», «Добавь слово», «Назови что это, и скажи, какой», «Объясни Петрушке», «У кого какой зверь», «Кто знает, пусть продолжит», «Встань в круг», «Разноцветный сундучок», «Теремок», «Домик для зверят» (и т. д. по календарному плану).
Цель: Активизировать словарь детей, прививать умение использовать разные формы слов, преобразовывая их в зависимости от задания педагога в роде, числе, падеже.
Артикуляционная и пальчиковая гимнастики.
Цель: Развивать у детей точные движения пальцев рук, тренировать артикуляционный аппарат.
Беседы
«Как я мамочку люблю», «Для чего язык нужен», «Моя любимая книжка», «Расскажи, как моешь руки», «Зима пришла», «Дедушка Корней Чуковский», «Мои друзья», «Мои родственники», «Выходной день в моей семье», «Я буду мамой (папой)», «Моя малая родина» (и т. д. по календарному плану).
Цель: Развивать связную речь детей, побуждать отвечать на вопросы педагога грамматически правильно построенным предложением из нескольких слов; обогащать и активизировать словарь детей.
По календарному плану
Настольный театр «Три поросенка», «Теремок», «Заюшкина избушка».
Цель: Совершенствовать умение детей правильно управлять куклами на столе, произносить небольшие реплики из знакомой сказки.
Театрализованные игры «Кто сказал «мяу»,
«Репка», «Теремок».
Цель: Развивать связанную речь детей, умение обыгрывать знакомые произведения, ситуации.
Ежедневно
Чтение художественной литературы
Фольклор: «Чистая водица», «Тили - бом», «Стучит, бренчит на улице», «Храбрецы».
Сказки: «Заюшкина избушка», «Лиса - лапотница», «Теремок», «Три поросенка».
Стихи: К. Чуковский «Краденное солнце», «Радость», «Доктор Айболит», В. Берестов «Весенняя сказка», Б. Заходер «Строители», С. Михалков «Про мимозу».
Рассказы: Е. Чарушин «Волчишко», Л. Толстой «Таня знала буквы», «Птица свила гнездо», К. Ушинский «Лиса Патрикеевна».
Цель: Знакомить детей с новыми произведениями, повторить полюбившиеся старые; педагога предложениями. Обогащать словарь детей, развивать диалогическую речь, побуждая отвечать на вопросы.
Подвижные и хороводные игры с текстом : «Лохматый пес», «Кот и мыши», «Зайка беленький сидит», «Аленький цветочек», «Ходит Ваня», «Курочка - хохлатка», «По ровненькой дорожке», «Флажок».
Цель: Приучать детей четко и громко произносить текст игры, подчиняя ему свои действия.
Ежедневно
Наблюдения на прогулках
-за живой, или неживой природой,
-ближайшими строениями,
-деятельностью детей,
-трудом людей.
Цель: Обогащать и активизировать словарь, развивать умение отвечать на вопросы педагога предложением, согласуя в нем слова в роде, числе, падеже.
Работа по формированию речевых навыков велась не только на занятиях, а так же и в режимных процессах. Уточнялся и расширялся словарный запас, активизировалась речь детей, обобщался и систематизировался речевой материал. В своей работе использовала различные средства, такие как: игры и игровые упражнения для развития мелкой моторики рук, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, подключая к ним малые фольклорные жанры. Дети активно отгадывали загадки, хором произносили стихи, рифмы, потешки, чистоговорки и скороговорки.
Проводя работу по развитию артикуляционного аппарата, речевого слуха, дыхания, использовались различные игры на звукоподражание - «Кто как кричит», «Кто позвал» и др. Имитация шума ветра, жужжания пчелы, рокот самолета и т. д. Дети активно включались в работу.