Наталья Владимировна
Игры-загадки «Подскажи словечко»
▼ Скачать + Заказать документы
Игровая форма занятий в логопедических группах для детей с общим недоразвитием речи является одним из условий успешного формирования всех компонентов языковой системы - фонетики, лексики и грамматики. Загадка - наиболее эффективное средство активизации мыслительной деятельности и развития речи. Поэтому она чаще всего используется воспитателями и логопедами.
Загадка помогает детям осваивать лексико-грамматические закономерности и стилистические особенности текстов (сказок, рассказов, поговорок, потешек) С ее помощью дети быстрее и надежнее запоминают новые словоформы, устойчивые
Публикация «Игры-загадки „Подскажи словечко“» размещена в разделах
обороты, образные выражения, осваивают лексическую сочетаемость слов Мир родного языка становится понятным, доступным, а значит - интересным
В последнее время педагогами часто используются так называемые структурно неоконченные загадки, их незавершенность связана с синтаксическим оформлением, с пропуском рифмы. Завершенность появляется при нахождении слова-отгадки :
Куда бежит - сама не знает,
В степи ровна, в лесу плутает,
Споткнется у порога,
Что это? (Дорога)
При ритмизированном тексте языковая задача решается довольно просто с
помощью актуализации слова-рифмы :
По реке плывет бревно.
Ох, и злющее оно!
Тем, кто в речку угодил,
Нос откусит. (крокодил).
Е. Серова
Такие загадки-игры получили название «Подскажи словечко». Они развивают у детей с ОНР чувство ритма и языковое чутьё, операции памяти, воображения, речеслухового внимания и чувство юмора, обогащают и актуализируют лексикон.
В практике логопедической работы загадки «Подскажи словечко» подбираются с учетом лексических тем. Их содержание отвечает программным требованиям, принципам общей и специальной педагогики. Разнообразие видов игровых и дидактических упражнений создают положительную и стойкую мотивацию к преодолению имеющихся речевых нарушений и формируют основы общеучебных навыков.
Игры-загадки «Подскажи словечко» нами используются при различных видах языкового анализа и синтеза, для преодоления имеющихся у дошкольников с ОНР нарушений слоговой структуры слов, развития фонематических представлений, слухового восприятия и лексико-грамматического строя речи.
Расскажем об отдельных видах работы.
При изучении лексических тем «Профессии» или «Хлеб. Растения поля» рассматривается картина «Уборка урожая». Знакомим детей с лексическим значением слова агроном (специалистом по сельскому хозяйству, который выращивает урожай, с особенностями его профессиональной деятельности. В ходе занятия детям предлагается дополнить четверостишие недостающим словом :
Детский сад одноэтажный
Улыбается окном.
Грач по нивам ходит важно,
Словно сельский. (агроном).
После ответа каждый ребенок закрепляет в произношении слово агроном. Логопед спрашивает, почему птицу сравнивают с человеком? Проводится соответствующая беседа. Далее по картинкам со словом агроном составляются предложения.
Загадки «Подскажи словечко» можно использовать не только для обогащения речи детей новыми словами, но и для знакомства с их многозначностью. Это приучает ребенка находить оттенки лексического значения слов :
Они обычно для шитья,
И у ежа их видел я.
Бывают на сосне, на елке,
А называются. (иголки).
Или:
Если мы растем на ели,
Мы на месте, мы приделе.
А на лбах у ребятишек
Никому не нужно. (шишек).
Вместе с детьми приходим к выводу, что, оказывается, в простых словах,
давно знакомых и понятных, заключена тайна, и ее можно разгадать.
Эти загадки можно использовать шире, как упражнения на сравнение, классификацию, группировку и обобщение. В словаре дошкольника с ОНР часто смешиваются слова, обозначающие родовые (грибы, цветы, рыбы, посуда) и видовые понятия (подосиновик, роза, сом, чашка). Он не устанавливает между ними соответствующие ассоциативные связи. Логические упражнения помогают усваивать не только слова и отдельные грамматические понятия, но и целый ряд мыслительных операций, по-могающих систематизировать словарный материал. Например:
У бабушки на грядке выросли загадки.
Здесь весною было пусто.
Летом выросла. (капуста).
Собираем мы в лукошко
Очень крупную. (картошку).
От дождя земля намокла –
Вылезай, толстушка. (свекла).
Из земли - за чуб плутовку!
Тянем сочную. (морковку).
Надо поклониться низко,
Чтобы вытащить. (редиску).
Помогает деду внук –
Собирает с грядок. (лук).
Просит дедушка Федюшку: -
Собери еще. (петрушку).
Вот зеленый толстячок –
Крупный, гладкий. (кабачок)
И красавец-великан
Темно-синий. (баклажан).
Вот и все! Хоть и устали,
Урожай мы весь собрали!
Далее детям задается вопрос: «Как назвать все отгадки одним словом?» (Овощи). Логические упражнения проводятся с использованием разнообразных дидактических игр и пособий.
Загадки о птицах помогают овладеть навыками группировки: отгадав загадки, дети сначала называют зимующих птиц, а потом - перелетных, например:
• ворона («На осине в гуще кроны вьет гнездо свое.»);
• скворец («На шесте - дворец, во дворце - певец, а зовут его.»);
• дрозд («Он один из певчих звезд, а короче - певчий.»);
• синица («Я маленькая птичка, зовут меня.»);
• сорока («Верещунья, белобока, а зовут ее.»).
Упражнение «Кто лишний и почему?»
Дети отгадывают, например, две-три загадки о домашних животных и одну загадку о диком животном:
• овца («Шубу теплую в колечках носит тихая.»);
• корова («Есть копыта и рога, летом ходит на луга. Чтобы были все здоровы, молоко дает.»);
• кот («Очень ласковый и чистый, лапой моется пушистой. Если пустит когти в ход, - страшный зверь, домашний.»);
• заяц («Хитрый след плести стараясь, по сугробам прыгал.»).
Задается вопросы: «Вспомните и назовите всех животных. Кто из них лишний? Почему?» Дети отвечают: «Заяц, потому что овца, корова и кот - домашние животные, а заяц - дикое животное».
Особый интерес вызывает у детей прием сравнения загадок об одном и том же предмете (например, о петухе).
1. Он свой род обороняет
И цыпляток охраняет.
Курам муж он и пастух,
А зовут его. (петух).
2. Догадались, кто у Жоры?
Пестрый хвост! Сверкают
шпоры!
Ярко-красный гребешок!
Ну, конечно,. (петушок).
3. Встает на заре, поет во дворе,
На голове гребешок.
Кто же это?. (Петушок).
4. Звонко время отмечает,
Утром солнышко встречает.
Вот последний луч потух.
Спит на жердочке. (петух).
Тексты загадок рекомендуется сравнивать попарно. Дети отвечают на вопросы: «Чем похожи эти две загадки? Чем они различаются?»
Сравнивая первую и вторую загадки, дети выделяют их сходство и различие. Обе загадки об одной и той же домашней птице, поэтому они похожи. Загадки различаются тем, что в одной говорится о петухе как о муже курицы (значит, как о папе цыплят, как о защитнике своей семьи, а в другой описывается красивый внешний вид петуха.
Во второй паре говорится о том, что петух просыпается раньше всех и первым встречает рассвет. В первой загадке мы слышим о гребешке на голове – главном признаке внешнего вида петуха, а во второй - о том, что спать он ложится рано, как только садится солнце.
Сравнение загадок о разных предметах проходит следующим образом.
Например, предлагаем детям загадку о ели:
За рекой росли,
Их на праздник принесли,
На веточках иголки.
Что же это?. (Елки)
Спрашиваем, какие еще хвойные деревья они знают. Загадываем следующую загадку:
Хоть колюча, но не ёлка,
Подлинней её иголки,
А кора тонка, красна!
Та красавица -. (сосна)
Сравниваем ель и сосну. Можно рассмотреть не только картинки, но и живые ветки с шишками обоих деревьев.
Аналогично сравниваются и другие предметы внутри любой лексической темы (верблюда и слона, бабочку и муравья, автобус и трамвай и т. д.).
Особую роль играют загадки «Подскажи словечко» в работе над развитием связной монологической речи, например, при составлении словосочетаний. Так, отгадав загадку о пиле и о лопате, дети отвечают на вопросы: Что делают пилой? - Пилят, Что делают лопатой? - Убирают снег, копают.
Доски сосновые пахнут смолой.
Весело, жарко работать … (пилой).
Я расчищу снег, ребята,
Только мне нужна. (лопата).
Такая работа активизирует глагольный словарь и навык употребления в речи имен существительных в творительном падеже (Чем обрезают, режут, стригут? Чем прибивают, забивают).
Загадки о животных используются для составления словосочетаний : «Кто как голос подает?».
• Собака (У меня ученый пес - Круглой пуговкою нос. Если в чем-то я не прав, Громко лает он:. («Гав-гав!»).
• Корова (Ходит Зорька по лугам, Молоко приносит нам. Жить бы Зорьке в терему, А она в хлеву:. («Му-му!»).
• Кот (Кот усатый, как разбойник, Перепрыгнул подоконник, Распугал соседских кур И мурлыкает:. («Мур-мур!»).
• Пчела (Только вишня расцвела - Прилетела в сад пчела. Я давно за ней слежу,
Ищет мед она:. («Жу-жу!»).
Дети с ОНР усваивают, кто как «разговаривает» (собака гавкает (лает, корова мычит, кошка мурлыкает, пчела жужжит).
Стихотворный текст загадок оптимизирует работу над усвоением «слов-неприятелей» (антонимов) :
Эта избушка - маленькая,
Эта изба. (большая).
Эта кадушка полная,
Эта кадушка. (пустая).
Эта ограда низкая,
Эта ограда. (высокая).
Эта рощица близкая,
Эта роща. (далекая).
Эта тропинка узкая,
Эта тропа. (широкая).
Эта речушка мелкая,
Эта река. (глубокая).
Эта гора крутая,
Эта гора. (пологая).
Эта вот ветка длинная,
Эта ветка. (короткая).
Эта дорога прямая,
Эта дорожка. (кривая).
Эта ножовка острая,
Эта пила. (тупая).
И. Лопухина
Уточняется лексическое значение новых словоформ, формируются навыки словообразования с помощью суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением: река-речушка, роща-рощица, тропа-тропинка, дорога-дорожка.
Усвоение предложно-падежных форм также проводится при введении в речь дошкольников соответствующих предлогов:
Кот
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем слово «кот» склонять.
У норы добыча ждет
Притаившись, серый.
Мышь осталась без хвоста,
Убегая от.,
А теперь и за версту
Не приблизится к.
Крыса старая, и та,
Видя грозного.,
Убежит скорей под дом,
Чтоб не встретиться с.
Там дрожит и в темноте
Вспоминает о.
А. Грачев
Эта загадка используется при изучении лексической темы «Домашние животные», а также при составлении и анализе предложно-падежных конструкций.
В рамках каждой лексической темы загадки помогают детям осмыслить семантические связи между родственными словами, на практическом уровне усвоить основные способы словообразования и языкового анализ слов.
Снегопад
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю. (снег).
С неба всё скользят пушинки –
Серебристые. (снежинки).
Кружатся над головою
Каруселью. (снеговою).
На проселки, на лужок
Всё снижается. (снежок).
Землю белой, чистой, нежной
Застелил постелью. .(снежной).
Вот веселье для ребят –
Всё сильнее. (снегопад).
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в. (снежки).
Снежный ком - на снежный ком,
Всё украсили. (снежком,
Словно в белый пуховик
Мы одели. (снеговик).
Рядом снежная фигурка –
Эта девочка. (снегурка).
На снегу-то, посмотри –
С красной грудкой. .(снегири)..
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил. (снег).
И. Лопухина
После отгадывания загадок детям предлагается подобрать к словам-отгадкам слова-признаки, слова-действия. Например: Какой снег? - Белый, блестящий, колючий, пушистый, узорчатый, искрящийся, красивый. Снег что делает? - Блестит, сверкает, белеет, искрится, падает, сыплется, лежит, идет. Такие упражнения дают возможность детям овладеть изобразительными сред-ствами языка, давать полные ответы, подбирать слова, точно характеризующие тот или иной предмет, явление, действие. А в дальнейшем они используются при составлении рассказа по опорным словам или по картине.
При формировании у детей умения делить слова на слоги загадки «Подскажи словечко» используются следующим образом. Детям дается задание: «Отгадайте загадки, а отгадки найдите у себя на карточках». Карточки
выглядят так: на листе двойного картона наклеена картинка, под ней - прорезь. Между двойным картоном вставляется лист бумаги, на котором дети изображают схему слогов в виде прерывистых линий. Например, читается загадка:
Если ты его отточишь,
Нарисуешь все, что хочешь!
Солнце, море, горы, пляж.
Что же это?. (Карандаш).
Предварительно ритмический рисунок слова-отгадки воспроизводится с помощью хлопков. Каждый ребенок находит на карточке изображение карандаша и в прорези под ним рисует схему: _ _ _.
Аналогичные карточки используются и для звукового анализа слов, рисуя кружочки и раскрашивая их в нужные цвета (гласный звук - красным, твердый согласный - синим, мягкий согласный - зеленым).
Для развития фонематического восприятия детям предлагаются различные логические упражнения, развивающие сознательное отношение к звуковому составу слов. Задания разнообразны:
- различение слов, близких по звуковому составу:
Сел в машину верный пёс,
У него в чернилах. (лапа, шея, нос);
- подбор в рифму слов с определенным звуком:
Оля слушает в лесу,
Как кричат кукушки.
А для этого нужны
Нашей Оле. (ушки). (Предлагаются слова : ушки - лягушки - катушки - хрюшки - хлопушки - кукушки.)
- поиск слов, отличающихся одним звуком:
Сладко спит в берлоге.
МИШКА,
На столе с салатом.
МИСКА;
- самостоятельное придумывание рифмы:
В этой молодице прячутся девицы:
Каждая сестрица для меньшей - темница.
Красные щечки, пестрые платочки,
Хлопают в ладошки веселые. (матрешки). (Предлагаются слова : матрешки - кошки - ложки - мошки -ладошки - картошка - поварешка.)
- анализ рифмованных слов : какое слово не подходит по смыслу? Почему? Какое слово должно стоять вместо него?
В лесу бежит от волка.
ЧАЙКА,
Парит над океаном.
ЗАЙКА;
- анализ слов, начинающихся с разных звуков:
Лиза пробовала. СУП,
Заболел у Лизы. ЗУБ;
- синтез звука и слова (упражнение «Превращалки») :
Если слово к букве «У» присоединяется,
Слово новое, другое сразу получается.
Буква «У» отметку КОЛ Переделает в. УКОЛ.
А когда я строил ДАЧУ, Принесла мне «У». УДАЧУ,
И теперь посёлок ДАЧНЫЙ
Называется. УДАЧНЫЙ.
И. Лопухина
- анализ слов, содержащих преднамеренные ошибки (упражнение «Найди опечатки») :
Увидал я в клетке рысь,
Ей, как кошке, крикнул: «БрОсь!»
На столе - большая пышка,
В норку тащит ее мОшка.
Стоит избушка у воды,
А из трубы струится дОм.
Такие игры-загадки сосредотачивают внимание детей на восприятии стихотворного текста, предупреждают его механическое повторение и запоминание. Они развивают также словесно-логическую память, активизируют весь спектр познавательных процессов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Борисов В. и др. Загадки с рифмами. М. : Карапуз, 2001.
2. Гугляр Н. М., Полыгалова Н. В. Стихи-загадки для детей. М. : Патриот, 1992.
3. Гудимов В. П. Подскажи словечко. М. : Сфера, 2002.
4. Игры в логопедической работе с детьми. Под ред. В. И. Селиверстова. М. : Просвещение, 1987.
5. Лопухина И. С. Логопедия. Звуки, буквы, слова. СПб: Дельта, 1998.
6. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. М. : Просвещение, 1990.
7. Серова Е. Подскажи словечко. Л. : Художник, 1981.
8. Степанов В. Учебник для малышей. М. : Фламинго, 2002.
9. Шибаев А. Стихи играют в прятки. Л. : Детская литература, 1975.