Корюкина Марина Петровна
Проект по развитию речи «Учимся говорить, играя» для детей второй младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по развитию речи для детей второй младшей группы
[Проект по развитию речи " Учимся говорить, играя" для детей второй младшей группы.
Воспитатель:
Корюкина М. П.
МАДОУ детский сад №7[/b]
«Ромашка»
2018 г.
Вид проекта: познавательно-речевой..
Продолжительность проекта: среднесрочный (1 месяц- октябрь).
Участники проекта: дети 2-ой младшей группы, родители воспитанников, воспитатель.
Актуальность:
Публикация «Проект по развитию речи „Учимся говорить, играя“ для детей второй младшей группы» размещена в разделах
- Игры для детей
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2018
Развитие речи является одной из важнейших задач воспитания детей. Благодаря речи малыши познают окружающий мир, выражают свои потребности, высказывают свои чувства. Развитие речи у различных детей происходит неодинаково. У одних детей наблюдается раннее появление первых слов и бурное ускоренное развитие всей речи, у других малышей развитие речи отстает. Задача педагога-помочь детям развить речь.
Так как основной вид деятельности детей дошкольного возраста-игра, то и обучающий материал по развитию речи должен преподноситься в игровой форме. Он и усваивается быстрее и дает более высокие результаты. А игра, протекающая в коллективе, создает благоприятное условие для развития языка.
В Федеральном государственном образовательном стандарте заложен четкий принцип организации образовательного процесса, в основе которого лежит игра. Между речью и игрой существует двухсторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой, сама игра развивается под влиянием речи.
Словесные, дидактические, настольно-печатные, хороводные и др. игры стимулируют речь детей и оказывают многогранное влияние на развитие ребенка.
Проблема: недостаточное развитие речи у детей в группе, а в отдельных случаях почти полное ее отсутствие.
Цель проекта:
1. развивать связную речь детей;
2. обогащать словарный запас через игровую деятельность.
Задачи проекта:
1. развитие активной речи;
2. активизация словарного запаса детей;
3. развитие слухового, зрительного восприятия;
4. формирование умения повторять за воспитателем отдельные слова и фразы, называть предметы в естественной среде и на картинках;
5. формирование потребности детей в доброжелательном общении со взрослыми и сверстниками.
Предполагаемый результат:
1. дети познакомятся с разнообразными играми, направленными на развитие связной речи;
2. дети научатся самостоятельно играть в настольно- дидактические игры;
3. участие в проекте будет способствовать формированию правильного звукопроизношения, развитию фонематического восприятия.
Этапы реализации проекта.
1. Организационно- подготовительный этап:
- подбор и изучение методической литературы по речевому развитию детей;
- подбор и разработка информационно-просветительского материала для родителей по теме;
- подбор и систематизация по образовательным областям игр и игровых упражнений;
- создание предметно-развивающей среды по теме;
- разработка плана по развитию речи по всем образовательным областям.
2. Практический этап:
Образовательная область: «Речевое развитие.
Дидактические игры: - «Опиши предмет»
- «Расскажи мне»
-«Полезные прятки»
-«Чем похожи предметы, чем отличаются»
- «Назови предмет»
- «Составь рассказ по картинке» -«Назови ласково»
Образовательная область: «Познавательное развитие» ……Дидактические игры: -«Большие и маленькие»
- «Один-много»
- «Кто что ест»
-«Назови детенышей животных»
- «Что, где, когда»
-«Что нужно человеку»
- «Что с чем можно делать»
Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие».
Дидактические игры: -«Где мы были, мы не скажем, а что делали покажем»
-«Кому бы позвонить»
Хороводная игра: -«Заинька, походи…»
Русская народная игра: -«Зеркало»
Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»
Рисование: «Ягоды рябины», «Цветные клубочки», «Коврик для котят», «Воздушные шары».
Аппликация: «Консервируем фрукты», «Шарики катятся по дорожке», «Яблоки для ежат», «Листопад, листопад, листья желтые летят».
Лепка: «Оладушки», «Я в лесок пошел, я грибок нашел», «Витамины для ребят», «Баранки».
Образовательная область: «Физическое развитие».
Подвижные игры со словами: -«Раздувайся пузырь»
- «У медведя во бору»
- «Лохматый пес»
- «Огуречик»
3. Заключительный этап.
1. Изготовление лэпбука по развитию речи «Развиваем речь» (для детей 3-4 лет).
2. Оформление фотовыставки для родителей «Наши игры в детском саду».
Работа с семьей по реализации проекта:
Консультации: - «Роль семьи в речевом развитии ребенка 3-4 лет»
- «Игры по дороге в детский сад» (на развитие речи)
Беседа:- «Как развивать связную речь дома»
Родительское собрание на тему «Влияние дидактических игр на развитие речи у детей 3-4 лет».
Литература.
1. Гербова В. В. Занятия по развитию речи с детьми 2-4 лет.
2. Ушакова О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста.
3. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду.
4. Интернет- источники.
Приложение.
1. Д/и «Опиши предмет»
Цель: учить детей составлять короткий описательный рассказ о каком –либо предмете в соответствии с планом (название, признаки предмета: цвет, форма, размер, материал; действия).
Например: Это яблоко. Оно круглое, красное. Его можно кушать.
2. Д/и «Расскажи мне…» (описание по картинке)
Цель: развивать речь, внимание, мышление, воображение, расширять словарный запас.
Описание: предложить ребенку рассказать о том, что он видит на картинке: в целом, детально. Задать ему наводящие вопросы. Например: на картинке изображена девочка, ведущая за руку маленького мальчика. Спросить ребенка: почему девочка ведет мальчика за руку? (Потому что он маленький, он не знает куда идти и т. д.) Кто эта девочка? (Сестра мальчика, соседка и т. д.) . Куда они идут? (Домой, в детский сад и т. д.). Дать ребенку задание описать девочку, мальчика. Сравнить их. (Девочка выше мальчика, у нее длинные волосы, а у мальчика темные, короткие и т. д.). Учить ребенка замечать детали, делать выводы, сопоставлять. Помогать ребенку правильно строить фразы, употребляя нужные слова.
3. Д/и «Полезные прятки»
Цель: развивать внимание; познакомить со значением предлогов под, на, в.
Описание: предложить ребенку поиграть в «прятки со сказкой». Придумать короткий рассказ, в котором ребенок будет выполнять то,о чем будет говориться в рассказе. Например: Жил-был мальчик (имя ребенка). Однажды он с другом (мамой) играл в прятки. Думал-думал и решил спрятаться под стол. Смотрит друг – нет мальчика. Где же он? Может быть под диваном? А может быть под стулом? А, вот он где –под столом. Далее педагог рассказывает о том, как мальчик спрятался в шкаф и. т. д.
4. Д/и «Чем похожи предметы, чем отличаются»
Цель: развивать речь и логическое мышление.
5. Д/и «Назови предмет»
Цель: развивать речь, пополнить словарный запас детей.
6. Д/и «Составь рассказ по картинке»
Цель: развивать у детей умение составлять небольшой рассказ по картинкам.
7. Д/и «Назови ласково»
Цель: образование уменьшительно- ласкательных форм существительных (дом-домик).
…8. Д/и «Большие и маленькие»
Цель: развивать внимание, память, учить правильному употреблению окончаний существительных в единственном и множественном числе.
Описание: раздать детям карточки с изображениями животных. Дети должны подобрать к взрослому животному одного или несколько детенышей.
8. .Д/и «Один-много»
Цель: упражнять детей в образовании множественного числа существительных. Например: шар-шары.
9. Д/и «Кто что ест»
Цель: закрепить правильное употребление существительных в винительном падеже, активизировать в речи детей глаголы «ест», «лакает и т. д. Например: собака грызет косточку.
10. Д/и «Назови детенышей животных»
Цель: закрепить знания детей о животных, их детенышах, упражнять в правильном звукопроизношении. Развивать речевую активность. Учить правильному употреблению окончаний существительных в единственном и множественном числе.
11. Д/и «Что, где, когда
Цель: развивать речь, помочь усвоению грамматических форм слов.
Описание: бросая мяч ребенку, задавать вопросы:
- Где растут ветки? (На дереве)
- Где растут деревья? (В лесу)
Где растут листья? (На ветке)
Где живут рыбы? (В реке)
12. Д/и «Что нужно человеку»
Цель: развивать речь, воображение, память.
Описание: нарисовать человечка. Предложить ребенку придумать ему имя. С подсказки ребенка нарисовать все то, что необходимо человеку: дом, одежду, посуду и. т. д. Можно сочинить сказку о приключениях человечка.
13. Д/и «Что с чем можно делать»
Цель: развивать речь (употребление существительных в творительном падеже без предлогов, воображение.
Описание: рассказать ребенку короткую историю: «Жил-был мальчик по имени (можно вставить имя ребенка). Ему было 3 года. Однажды бабушка подарила мальчику лопату. Задумался малыш: «Что же мне с ней делать?» Предложить подумать о том, что можно делать лопатой. Помочь ребенку, выдвигая версии поочередно. Задать вопросы о способах использования разных предметов.
14. Д/и «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем»
Цель: поощрять попытки детей участвовать в коллективном разговоре, принимать совместные решения, развивать творческое воображение, активизировать в речи детей глаголы.
Описание: выбирается водящий, который выходит из группы, остальные дети придумывают, что будут изображать. Когда водящий спросит: Где вы были девочки и мальчики? Что вы делали?
Дети ответят : «Где мы были, мы не скажем, а что делали покажем». Дети молча показывают задуманное, водящий отгадывает.
15. Хороводная игра «Заинька, походи…»
Цель: помочь детям понять содержание русской народной песенки, учить детей водить хоровод, сопровождать свою речь соответствующими движениями.
Описание: Воспитатель водит хоровод с детьми, проговаривая слова песни. Внутри хоровода находятся 2-3 ребенка. Они выполняют просьбы поющих детей (заинька, походи…. топни ножкой… попляши).
16. Русская народная игра «Зеркало»
Цель: учить детей вставать в круг, двигаться по кругу, повторяя движения за водящим и слова за воспитателем.
Описание: дети образуют круг. Воспитатель- водящий. Малыши двигаются по кругу, декламируя вместе с воспитателем:
Ровным кругом,
Друг за другом,
Эй, ребята, не зевать!
Что нам Сашенька (Оленька) покажет,
Будем дружно выполнять!.
17. Д/и «Кому бы позвонить»
Цель: развивать речь; заложить основы этикета.
Описание: предложить ребенку «позвонить» кому-либо по игрушечному телефону. Педагог исполняет роль собеседника. Обратить внимание ребенка на необходимость здороваться, говорить «спасибо» и «пожалуйста», поддерживать разговор. Напомнить ребенку о необходимости говорить «до свидания» по окончании разговора.
18. П/и «Раздувайся пузырь»
Цель: научить детей становиться в круг, делать его то шире, то уже, приучать их согласовывать свои движения с произносимыми словами. Дети стоят вплотную по кругу, взявшись за руки. Вместе с воспитателем они говорят:
Раздувайся, пузырь,
Раздувайся большой,
Оставайся такой,
Да не лопайся.
(Произнося стихи, дети постепенно расширяют круг).
Он летел, летел, летел
И на ветку налетел.
Пш-ш-ш, и лопнул!
(После последних слов все дети опускают руки и присаживаются на корточки.
19. П/и «У медведя во бору»
На одном конце площадки «дом» медведя, на противоположном «дом детей». Педагог говорит идем гулять. Дети идут и говорят слова:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру.
Медведь не спит,
Все на нас рычит.
Медведь догоняет детей. Пойманного ведет к себе. Игра начинается сначала.
20. П/и «Лохматый пес»
Один из детей изображает «пса». Остальные тихонько подходят к нему, шепотом проговаривая слова:
Вот лежит лохматый пес,
В лапы свой уткнувши нос.
Тихо, смирно он лежит,
Не то дремлет, не то спит.
Подойдем к нему, разбудим
И посмотрим, что-то будет.
Пес вскакивает, начинает лаять- дети разбегаются. Пес пытается их догнать.
21. П/и «Огуречик»
В одном конце площадки – педагог- «ловишка», в другом дети. Дети приближаются к ловишке прыжками на двух ногах и говорят слова:
Огуречик, огуречик,
Не ходи на тот конечик:
Там мышка живет, тебе хвостик отгрызет.
Дети убегают, ловишка их ловит.