Наталья Букина
Проект «Раз словечко, два словечко» направленный на формирование у дошкольников словообразовательных навыков
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Раз словечко, два словечко»
Направленный на формирование у дошкольников словообразовательных навыков.
Тип проекта :
1. Информационно-ориентированный
2. Детско-родительский
3. Краткосрочный
Участники проекта :
дети подготовительной к школе группы 26 человек,
воспитатель группы,
родители воспитанников.
Пояснительная записка
Публикация «Проект „Раз словечко, два словечко“ направленный на формирование у дошкольников словообразовательных навыков» размещена в разделах
Данный проект направлен на совершенствование устной речи будущих школьников; способствует улучшению грамотности речи дошкольников.
Работа по формированию словообразовательных навыков способствует : первоначальному ознакомлению ребёнка с морфологическим составом слова, учит более точному и глубокому пониманию смыслового значения слов. Дошкольники овладевают навыком подбора однокоренных родственных слов, активно обогащается словарный запас. Большой словарный запас, и правильное понимание смыслового значения слов помогает дошкольнику быстро и безошибочно подбирать однокоренные проверочные слова и научиться применять на практике грамматические правила.
Новизна проекта :
Через интеграцию образовательных областей «Коммуникация», «Познание», «Социализация», использование игровых, инновационных технологий (ИКТ технологий, создание педагогических условий для развития речи в целом, формировать у дошкольников умения применять полученные знания в повседневной жизни.
Принципы, положенные в основу проекта :
Принцип занимательности и игры необходим для вовлечения детей в целенаправленную речевую деятельность, сохранение интереса к родному языку.
Принцип новизны позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к речевой деятельности, максимально активизируя речевую активность
Принцип комплексного подхода позволяет разносторонне воздействовать на ребенка, способствует формированию словообразовательных навыков и вовлечение его, в речевое общение.
Принцип интеграции знаний в единое поле деятельности и дальнейшему обучению в школе.
Принцип сотрудничества позволяет создать атмосферу доброжелательной, речевой обстановки как в детском саду, так и в домашних условиях, с родителями.
Цель проекта :
Формировать предпосылки к успешному обучению в школе старших дошкольников; повышать педагогический потенциал родителей.
Задачи:
1. Ознакомить детей с понятием «родственных слова»; систематизировать словарный запас по группам родственных слов.
2. Продолжать расширять словарный запас детей; закреплять словообразовательные навыки.
3. Развивать память, мышление, внимание, творческие способности, связную речь в процессе составления предложений и текстов с родственными словами.
4. Привлечь родителей к совместной с детьми деятельности; доказать им необходимость приобретения детьми знаний и умений по данной теме.
5. Воспитывать инициативность, интерес к родному языку
Гипотеза:
Представленный проект с элементами игровых технологий, использования ИКТ технологий, разработан с учётом возрастных и речевых особенностей детей дошкольного возраста, позволяет формировать у них навыки самостоятельной речевой деятельности по подбору родственных слов, закрепляется умение подбирать родственные слова при составлении предложений и короткого рассказа.
Этапы работы над проектом
I этап - организационный
1. Исследование уровня речевых знаний по словообразованию.
Выявление проблемы.
Формулировка задач проекта.
Составление плана совместных мероприятий.
2. Подбор и изучение методической, художественной литературы.
3. Изготовление методических пособий, разработка дидактических игр и речевых упражнений, памяток.
II этап – практический:
организация совместной деятельности детей, воспитателя, родителей.
1. Организация развивающей, познавательной, предметной среды.
III этап – заключительный:
1. Проведение презентации;
презентация книжек-малышек; памяток для родителей
Приложение:
Осуществление практической части проекта
Развивающая среда:
1. Подборка заданий и упражнений для игровой деятельности детей с воспитателем группы в свободное время.
2. Подборка предметных картинок для самостоятельного образования детьми родственных слов.
3. Книжки – малышки с иллюстрациями к набору родственных слов, использующиеся для лучшего запоминания этих слов, придумывания предложений и рассказов под руководством воспитателя и в самостоятельной деятельности детей.
Работа с детьми:
1. Использование игровых заданий в процессе индивидуальной и подгрупповой образовательной деятельности.
3. Игровая деятельность детей с воспитателем в режимные моменты.
Самостоятельная деятельность детей:
1. Рассматривание книжек-малышек по теме: «Родственные слова»
2. Подбор родственных слов к названиям предметных картинок.
Работа с родителями:
1. Памятка «Родственные слова», с играми и упражнениями.
2. Консультация для родителей: «Как умение подбирать родственные слова, влияет на грамотность будущего школьника. Изготовление книжки-малышки»
Игры и упражнения, используемые в работе с детьми
1. Подбор родственных слов к заданному главному слову :
Петух - петушок, петушиный, петушиться, петушатина, распетушился.
Рыба - рыбка, рыбёшка, рыбища, рыбный, рыбья (голова, рыбонька, рыбак, рыбалка, рыболовная (сеть).
Мышь - мышка, мышонок, мышиная (нора, мышеловка, мышкует (лиса ловит мышей).
Мороз – морозить, морозилка, морозильная (камера, заморозить, морозец (лёгкий мороз, мороженное, заморозки, обмороженный (повреждение тела от сильного мороза).
Конь - коньки, конёк, конюшня, конный (плуг, конское (ржание, конница, конезавод, конина, конокрад, конюх.
2. Подбор главного слова в предложенном списке родственных слов (на слух) :
Птичка, птичий, птица, птичник, птицелов, птичница, птицефабрика.
Хвостик, хвостище, хвостатый, хвостатенький, хвост, хвостишко, бесхвостый, длиннохвостый, короткохвостый.
Зайчик, зайчишка, зайчонок, заячий, заяц, зайчатина.
3. Выбор главного слова к названным родственным словам (можно использовать мяч) :
Волчонок, волчище, волчишка, волчий – волк.
Голосовой, голосистый, голосок, голосище, голосить, отголосок – голос.
Прыжок, прыгающий, прыгучий, перепрыгнуть, запрыгивать - прыгать.
Зубной, зубик, зубастый, зубочистка – зубы.
Добрый, доброта, добренький, подобреть, добродушный – добро.
Спортивный, спортсмен, спортзал, спортсменка, спорттовары – спорт.
Стучать, стучащий, перестук, застукать, настучать – стук.
Памятка для родителей:
«Раз словечко, два словечко»
Уважаемые родители!
В процессе подготовки к школьному обучению дошкольник должен овладеть навыками подбора однокоренных родственных слов. Это умение позволит ему в дальнейшем быстро правильно подбирать проверочные слова в ходе практического применения правил орфографии. Работа над словообразованием важна в плане первоначального ознакомления ребёнка с морфологическим составом для овладения разбором слова по составу и быстрого понимания правил написания тех или иных букв в приставках, суффиксах и корнях слов.
Список используемой литературы
1. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Родственные слова. М., 2001.
2. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. СПб. ,2007.
3. Парамонова Л. Г. Развитие словарного запаса у детей. СПб. ,2007.
4. Ткаченко Т. А. В первый класс – без дефектов речи. СПб. ,1999.