Olga
Проект по развитию речи в старшей группе «Учимся красиво говорить»
▼ Скачать +Заказ
Дошкольный период является важным периодом для развития речи ребёнка. У детей старшего дошкольного возраста речь достигает высокого уровня, накапливается значительный запас слов, возрастает удельный вес простых распространённых и сложных предложений. Исследования психологов и педагогов показывают, что к старшему дошкольному возрасту у детей развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного понимания произведения, в способности выделять и замечать средства художественной выразительности, т. е. у детей развивается понимание образной стороны речи. Формирование образной речи имеет огромное значение для развития связной речи в целом.
Публикация «Проект по развитию речи в старшей группе „Учимся красиво говорить“» размещена в разделах
Одним из ведущих средств развития речи дошкольников является чтение художественной литературы. Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.
Возраст участников проекта : дети старшей группы детского сада (5-6 лет).
Тип проекта : краткосрочный, групповой, творческий.
Сроки реализации: 3 недели
Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители.
Актуальность проекта :
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. Она является естественной средой развития детей. Обучающий материал, который преподносится ребенку в игровой форме, усваивается быстрее, легче и дает более высокие результаты.
Игра, протекающая в коллективе, предоставляет исключительно благоприятное условие для развития языка. Игра развивает язык, а язык организует игру. Играя, ребёнок учится, а ни одно учение немыслимо без помощи основного учителя – языка.
Самое щадящее, комфортное обучение детей – это обучение в игре. Игра успокаивает, лечит, а в моем случае стимулирует речь детей. В обучающей игре с удовольствием участвуют все, даже робкие дети. Они строят диалоги, сочиняют маленькие рассказы, подбирают слова-действия, слова-признаки и т. д.
Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. С их помощью создается эмоциональный настрой, вырабатывается быстрота реакции, умение понимать юмор (потешки, прибаутки, загадки, перевертыши, построенные на диалоге). Дидактические игры предусматривают формирование мыслительных операций (сравнение, классификация, обобщение, совершенствование речи).
Педагогическое сопровождение игр направлено на сохранение самостоятельной игры и побуждения игрового творчества. Прекрасным стимулом для детей и средством создания речевых ситуаций является театр, который есть в арсенале моей группы (пальчиковый, теневой, настольный и др.) Даже самый молчаливый и застенчивый ребенок рассказывает свою историю о животном, роль которого он играет. Все это благоприятно влияет на развитие речи детей.
Цель проекта : развивать связную речь детей, обогащать словарный запас через игровую деятельность.
Образовательные задачи:
- Закрепить умение детей развивать связную речь при составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений, отгадывании загадок, проговаривании скороговорок, пересказе сказок.
Развивающие задачи :
- Формировать умения детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли; обогащать словарный запас; развивать связную и диалогическую речь.
- Формировать навыки культурного речевого общения; развивать психические процессы (память, внимание, мышление, воображение).
Воспитательные задачи:
- Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
- Порадоваться вместе с детьми успехами, результатами деятельности.
Предполагаемый результат:
- Создание оптимальных условий для организации совместной деятельности с родителями по развитию связной речи ребенка.
- Дети познакомятся с разнообразием игр, направленных для развития связной речи.
- Воспитанники научатся самостоятельно играть в настольные – дидактические игры.
- Участие в проекте будет способствовать формированию правильного звукопроизношения, развитию фонематического восприятия, выработке хорошей дикции у детей старшего дошкольного возраста.
Методы проекта : беседы, чтение стихотворений и рассказов, заучивание чистоговорок, рассматривание иллюстраций, развивающие игры и упражнения; работа с родителями, взаимодействие с педагогами с целью передачи опыта.
Совместная деятельность с родителями:
- принять участие в выборе темы проекта;
- ознакомиться со структурой проекта, его образовательными задачами для детей и педагогическими задачами для родителей;
- выполнять (по желанию) совместные задания к проекту во время нахождения детей в дома:
- принимать посильное участие по формированию предметно-развивающей среды к проекту;
Работа с педагогами:
- Методические рекомендации педагогов для работы по теме проекта;
- Обмен методической литературой.
Этапы проекта :
I этап – организационно-подготовительный
- Подбор и изучение методической, научной и художественной литературы по теме проекта.
- Подбор и систематизирование игры и игровых упражнений.
- Оформление в группе речевого уголка.
- Выявление уровня развития связной речи детей.
- Изучение насколько готовы родители к активному сотрудничеству.
- Изготовление дидактического пособия, необходимого для реализации проекта.
II этап – технологический (основной)
- Пополнить атрибутами развивающую среду.
- Осуществить взаимодействие с родителями с целью обогащения игрового опыта, речевой активности детей.
- Познакомить воспитанников с искусством театра и его видами.
- Развивать артикуляционную и мелкую моторику.
- Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.
Перспективный план работы с детьми.
Сроки проекта Работа с детьми. Задачи
1 неделя
1. Л. Толстого «Косточка» -Познакомить с рассказом Л. Толстого «Косточка». Учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведений, усваивать последовательность развития сюжета, замечать выразительно-изобразительные средства, помогающие раскрытию содержания; обогащать речь фразеологизмами.
2. Д/ И: «Измени слово» - Упражнять в образовании существительных уменьшительно – ласкательного значения. Отрабатывать дикцию.
Д/ И «Дополни предложение» - Упражнять детей в составлении сложноподчинённых предложений с придаточными дополнительными, причинными, целевыми.
3. Беседа с детьми «Секрет волшебных слов» - Раскрыть детям значение некоторых формул этикета.
4. Отгадывание загадок для детей 5-6 лет. - Учить отгадывать описательную загадку посредством перечисления признаков предмета без его называния Активизировать словарь детей за счёт называния предметов и обозначения их признаков
Формировать интерес к окружающему, совместным играм, преодолевать трудности в общении.
5. Продолжи пословицу (повторение пословиц). Развивать у детей память, мышление; развивать умение давать полный ответ на поставленный вопрос.
6. Чтение сказки «Лиса и кувшин», обр. О. Капицы - Развивать у детей произвольное зрительное внимание и память, словесно – логическое мышление, речь и активизировать словарь.
2 неделя
1. Д/ И: «Где начало рассказа?», «Исправь ошибку». - Учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок.
2. Знакомство с русской народной сказкой «Никита Кожемяка» (из сборника сказок А. Афанасьева) Дать детям представление о происхождении русских народных сказок.
3. Заучивание чистоговорок. Закрепить правильное произношение звуков у детей, развить у них чувство рифмы, внимание, память.
4. Заучивание стихотворения А. Н. Плещеев «Весна» Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение.
5. Беседа с детьми «Театр». Познакомить дошкольников с миром театра, со спецификой правил поведения в театре, стимулировать их интерес к театральному искусству.
3 неделя
1. П/ И: «Мы веселые ребята», «Лягушки». стихотворение А. Барто. - Упражнять в беге, развивать речь, воспитывать честность, справедливость.
2. Беседа с детьми «Мои любимые книги». Формировать мотивы участия детей в предстоящей деятельности от реализации проекта.
3. Пересказ рассказа «Стыдно перед соловушкой». В. Сухомлинский. - Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному творчеству. Развитие умения пересказать рассказ.
4. Рисование «Любимый герой сказки». - Формировать и расширять представления детей о мире сказок при помощи средств изобразительной деятельности.
5. Сюжетно – ролевая игра: «Театр» и постановка кукольного театра «Теремок». - Закреплять представление детей о театре. Развивать умение детей разыгрывать спектакль по знакомой сказке «Теремок».
6. ХОР. / И: ««Колпачок»». Обучение детей различным танцевальным движениям по тексту. Воспитание дружеских отношений друг к другу.
Перспективный план работы с родителями:
1 неделя Беседа с родителями «Развитие речи у детей в повседневной жизни».
2 неделя Памятка для родителей «Игры для развития речи детей дома».
3 неделя Консультации на тему «Роль семьи в речевом развитии детей 5-6 лет».
III этап - заключительный
-консультации по теме проекта для педагогов ДОУ.
-создание тематических папок с приобщением родителей.
-анкетирование - выявить знания родителей о значении связной речи у детей старшего возраста.
Список используемой литературы
1. Бондаренко, А. К. «Дидактические игры в детском саду». / А. К. Бондаренко. – М. : Просвещение, 1991г.
2. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. / В. В. Гербова. – М. Издательство Мозаика Синтез, 2007г.
3. Микляева, Ю. В. Развитие речи детей в процессе их адаптации к ДОУ. / Ю. В. Микляева. - М. : Айрис-пресс, 2005. – с. 59.
4. Ушакова, О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М., 2004.
5. Интернет источники: Международный образовательный портал Maam.ru