Ольга Зеленская
Проект по развитию речи в старшей группе «Использование мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по развитию речи в старшей группе
Актуальность и значимость темы: Педагоги от родителей часто слышат такие слова – «У нас стихи не запоминаются! Ребёнок не может быстро запомнить текст, путается в строчках, переставляет слова местами».
Дело в том, что в основном у детей развита в большей степени зрительная память, поэтому нам необходимо найти такие приемы, которые бы способствовали развитию детской памяти в целом. Память – это процесс запоминания, сохранения и воспроизведения того, что мы видим, слышим, думаем, делаем. Без памяти немыслимо формирование личности ребенка, так как усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, овладение нормами поведения, приобретение умений, навыков, привычек – все это связано с работой памяти.
Темочки:
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Проекты, проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Современным детям сложно связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Они не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции.
Проблемы в речи детей :
- высказывания короткие;
- состоят из фрагментов, логически не связанных между собой;
- отличаются непоследовательностью;
- содержат низкий уровень информативности;
Поэтому перед воспитателями встаёт задача, как помочь детям, но так, чтобы им было легко и интересно. И, чтобы достигнуть высоких результатов, мы решили использовать в своей деятельности нетрадиционные формы работы с детьми по формированию связной речи.
Мнемоника, или мнемотехника - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры.
Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.
Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Приёмы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Основной «секрет» мнемотехники очень прост. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем, при припоминании по одному из образов этой ассоциации, мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.
Цель проекта : раскрыть понятие «мнемотехники» как эффективного средства развития связной речи; разработать систему знаний, умений и навыков с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи с помощью мнемотаблиц.
Образовательные задачи: формировать целостное восприятие окружающего мира; содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе; формировать умение детей преобразовывать абстрактные символы в образы и наоборот - образы в абстрактные символы (перекодирование и кодирование информации); формировать умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений; формировать умение связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни с помощью мнемотехники.
Развивающие задачи : развивать связную речь, расширять и обогащать словарный запас детей; развивать основные психические процессы: память, внимание, восприятие, мышление; развивать умение работать по образцу; развивать творческие способности детей, родителей, педагогов; развивать умение самим составлять схемы и воспроизводить их.
Воспитательные задачи: привлекать детей и родителей к помощи по созданию мнемотаблиц; способствовать формированию навыков сотрудничества с родителями; взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Участники проекта : дети старшей группы, родители, воспитатели, логопед.
Тип проекта : групповой.
Сроки реализации: долгосрочный (сентябрь 2020 – май 2021 года).
Вид проекта : творческий, исследовательский, практико-ориентированный.
Методы проекта : беседы, чтение стихотворений и рассказов, рассматривание иллюстраций, зарисовок; метод «крокирования» (составление схем, чертежей, набросков, зарисовок, развивающие игры и упражнения; работа с родителями, взаимодействие с педагогами с целью передачи опыта.
Этапы реализации проекта :
1 этап – подготовительный – сбор информации по данной теме, изучение методической литературы, подбор стихотворений и рассказов для составления мнемотаблиц к ним, подбор консультаций для родителей о том, что такое мнемотехника, для чего она используется и к какому результату приводит использование мнемотехники в развитии речи детей, составление перспективного плана работы по данной теме на учебный год;
2 этап – исследовательский – составление картотеки мнемотаблиц к
стихотворениям и рассказам совместно с детьми и родителями группы, заучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц, составление рассказов с опорой на мнемотаблицы, родительское собрание на тему «Что такое мнемотехника», консультации для родителей по теме проекта; открытый показ образовательной деятельности для педагогов «Как хорошо мы знаем сказки».
3 этап – заключительный – итоговый (презентация проекта).
Перспективный план работы педагога по проекту на 2020-2021 учебный год
Методическая работа
Формы работы Сроки Форма отчета
Сбор и анализ информации, работа с методической литературой.
Использовать Интернет в поисках дополнительной информации для работы:
сайты «Социальная сеть работников образования nsportal.ru», «Maam.ru» и др. интернет-источники.
Распланировать работу с детьми на новый учебный год Сентябрь-Октябрь 2020г.
Список использованной
литературы
Перспективный план
работы с детьми по данной теме
Подготовить консультации для родителей по данной теме Сентябрь-Ноябрь
2020 г. Консультации
Создание картотеки мнемотаблиц Сентябрь-Октябрь 2020 г. Наличие картотеки
с мнемотаблицами
Подготовка и проведение родительского собрания №2 на тему «Что такое мнемотехника», Декабрь 2020 г. Выступление
Подготовить презентацию по теме проекта Май
2021 г.
Презентация по теме проекта.
Перспективный план работы с детьми по проекту на 2020-2021уч. г.
Сроки выполнения Формы работы с детьми
Сентябрь Составление описательного рассказа на тему «Осень» с опорой на мнемотаблицу;
Заучивание стихотворения «Много игрушек в нашем саду»
с использованием мнемотаблицы;
Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята» с опорой на мнемотаблицу.
Октябрь Заучивание стихотворения «Ходит осень в нашем парке»
с использованием мнемотаблицы
Ноябрь Заучивание стихотворения Б. Полякова «Синички» с
использованием мнемотаблицы;
Составление описательного рассказа о предметах посуды
Декабрь Заучивание стихотворения «Дед Мороз» с использованием
мнемотаблицы
Январь Составление описательного рассказа на тему «Зима» с опорой на мнемотаблицу;
Заучивание стихотворения «Сосулька» с использованием
мнемотаблицы
Февраль Заучивание стихотворения И. Гуриной «Весёлый снеговик» с использованием мнемотаблицы
Март Составление описательного рассказа на тему «Весна» с опорой на мнемотаблицу;
Заучивание стихотворения «Сорвала я в поле цветик голубой…»
с использованием мнемотаблицы
Апрель Заучивание стихотворения «Космонавт» с использованием
мнемотаблицы
Май Заучивание стихотворения «День Победы – светлый праздник» с использованием мнемотаблицы
Перспективный план работы с родителями и педагогами по проекту
на 2020-2021 уч. г.
Формы работы
Сроки выполнения
Консультация для педагогов «Использование мнемотехники в развитии речи у детей дошкольного возраста» Сентябрь 2020
Консультация для родителей «Речевые игры по дороге в детский сад» Октябрь 2020
Консультация для родителей «Как учить стихи с ребенком». Ноябрь 2020
Консультация для родителей «Учим ребёнка пересказывать». Декабрь 2020
Родительское собрание №2 «Что такое мнемотехника?»
Декабрь 2020
Открытый показ НОД для педагогов «Как хорошо мы знаем сказки». Февраль 2021
Оформление выставки детско-родительских работ, презентация проекта Май 2021
Ожидаемые результаты:
- увеличение знаний детей об окружающем мире; систематизация знаний детей по теме «Времена года»;
- появление желания пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
- формировать умение составлять описательные рассказы по схемам, заучивать и пересказывать при помощи мнемотаблиц;
- появление интереса к заучиванию стихов и составлению рассказов;
- обогащение словарного запаса;
- преодоление детьми робости, застенчивости; дети учатся свободно держаться перед аудиторией;
- получение педагогами и родителями представления о методике заучивания текстов с использованием мнемотаблиц;
- использование в образовательном процессе воспитателями и родителями методики работы с мнемотаблицами при заучивании текста.
Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления, а так же сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим.
Список литературы:
1. Большова, Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники Т. В. Большова / Спб., 2005 — 71с.
2. Давьщова Т. Г. Ввозная В. М. Использование опорных схем в работе с детьми // Давьщова Т. Г. Ввозная В. М. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008, с. 16
3. Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Омельченко Л. В. Логопед. 2008. №4. - с. 102 -115.
4. Полянская, Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста», 2009.
5. Смышляева Т. Н. Корчуганова Е. Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников // Логопед. – 2005. – № 1.
6. Ткаченко Т. А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Ткаченко Т. А. Дошкольное воспитание. 1990. №10 — с. 16-21.
7. Широких Т. Д. Учим стихи – развиваем память / Ребенок в детском саду. 2004. №2. С. 59-62.