Ангелина Панова
Проект по развитию речи посредством экологического воспитания «Говорим с природой»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по развитию речи посредством экологического воспитания
Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение
Городского округа Балашиха
«Детский сад № 52 «Малинка»
143900 Московская обл., г. Балашиха тел. 8 (498)726-58-00
Балашихинское шоссе д. 14 e-mail malinka52@list.ru
Долгосрочный
педагогический проект по
речевому развитию в процессе экологического воспитания
«Говорим с природой».
В средней группе
«Горошинка»
Воспитатели:
Публикация «Проект по развитию речи посредством экологического воспитания „Говорим с природой“» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Панова А. А.
Пояснительная записка.
Развитие речи детей среднего возраста средствами экологии
Рождаясь, ребёнок попадает в совершенно незнакомый ему мир. Формирование речи начинается с первых дней жизни ребёнка, с первых слов «мама», колыбельной песенки бабушки, шума листвы и пения птиц. Малыш ещё не знает, что такое язык и языковой барьер, он просто слушает и подсознательно понимает, что звучит его родной язык, родная речь.
Окружающий мир даёт обильный материал, который должен быть использован для расширения мира детских восприятий, развития их словаря, образность речи, её выразительности. Это является одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребёнка. От этого зависит его общее психическое и будущая успешность в школе.
Мы выбрали следующие формы педагогической помощи: консультации, индивидуальные беседы, открытые занятия.
Также были поставлены следующие задачи.
1. Развитие речи дошкольников (обогащение речи детей прилагательными, эпитетами, сравнениями; формирование умения правильно употреблять в речи слова; количественное накопление слов, необходимых для содержательного общения; воспитание у детей чуткости к смысловым оттенкам слова, учить детей связно рассказывать о явлениях природы, объяснять их, составлять творческие рассказы и сказки на экологические темы).
2. Формирование экологических представлений (привитие основ экологической культуры дошкольникам, показать взаимосвязь живых организмов и неживой природы, влияние человека на природу.
В углублённой работе над данной темой придерживаемся следующих принципов:
Принцип природосообразности: образовательная деятельность строится согласно возрасту, способностям, интересам и потребностям детей.
Принцип индивидуализации: в группе созданы условия для наиболее полного проявления индивидуальности ребёнка (ребёнок может выбрать такое занятие, которое ему по душе)
Принцип индивидуального подхода: максимально учитываются индивидуальные особенности ребёнка при выборе деятельности.
Принцип гуманистичности: предполагает отношение педагога к воспитанникам как к субъектам собственного развития.
Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития.
Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.
Для развития способностей у детей, в нашей группе создана развивающая среда, место для осуществления детской деятельности. Создание предметно-развивающей экологической среды, является одним из важнейших условий, способствует:
Познавательному развитию ребёнка (условия для познавательной деятельности, экспериментирования, систематических наблюдений за природой);
Эстетическому развитию ребёнка (привлечение внимания ребёнка к окружающим природным явлениям, формирующим умение видеть разнообразие форм и красок);
Формирование нравственных качеств ребёнка (воспитание чувства ответственности, желания и умения сохранить окружающий мир природы).
Все эти условия способствуют речевому развитию ребёнка: познавая что-то новое, расширяется и активизируется словарь.
Развивающая экологическая среда нашей группы состоит из нескольких элементов, каждая из которых выполняет свои функции.
Зона коллекций предназначена для знакомства детей с различными природными объектами. Коллекции используются в качестве наглядного и игрового материала, для развития навыков классификации объектов по различным признакам сенсорных навыков.
При рассматривании материала коллекции дети запоминают названия предметов, действий, учатся их характеризовать.
В группе имеются следующие экологические коллекции:
Ракушек;
Насекомых;
Почвы;
Образцы деревьев;
Планет;
Гербарий, собранный в окрестностях города Балашихи.
Лаборатория. Создана для развития любознательности и поддержки инициативы детей, формирования навыков исследовательской деятельности. В то же время лаборатория – это база для специфической игровой деятельности ребёнка (превращение в «учёного», который проводит опыты, эксперименты, наблюдения). Дети знакомятся с доступными научными терминами (впитывание, растворение, приборами, используемыми в исследовательской деятельности (весы, термометр, пробирка, песочные часы и т. д.).
В группе создан многофункциональный уголок природы в соответствии с возрастными особенностями детей. В нём дети учатся:
узнавать времена года, давать им характеристику;
знакомятся с пословицами и поговорками о природе, учат стихи;
В свободном досуге могут рассматривать различные иллюстрированные тематические подборки («Цветы», «Животные России», «Птицы Московской области» и т. д., энциклопедии;
На территории нашего детского сада ежедневно проводим наблюдения за живой и неживой природой, за сезонными изменениями. Сначала прошу рассказать о том, что видят, затем по наводящим вопросам «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Что делает?» и т. д., описываем объект или явление. В результате этого словарь ребёнка пополняем существительными, прилагательными, наречиями, глаголами, упражняем в умении подбирать слова со сходными значениями. Для обогащения образной речи использую художественное слово, народные приметы, поговорки, пословицы, загадки. Обязательно включаем тактильное обследование (если это возможно): потрогать лед, снег, траву, жука. В конце наблюдения обязательно делаем вывод.
Например, наблюдение за березой летом. Начинаем наблюдение с чтения стихотворения С. Есенина «Задремали звезды золотые…». Предлагаем найти березки на участке, обращаем внимание на их красоту.
-Что подразумевается под «зелеными сережками», «шелковыми косами»?
- Как вы могли бы сказать о наших березках?
- Березка живая или нет? Почему?
- Как дышит березка?
- Для чего березке нужна кора?
- От чего кора может защитить дерево?
- Где еще находится кора кроме ствола? (на ветках)
Предложить потрогать кожу у себя на руках.
- Для чего человеку нужна кожа?
Предложить подумать, чем мы можем помочь молодой березке? (Например, привязать веточку, чтобы не сломал ветер). В конце наблюдения поем с детьми русскую народную песню «Во поле березка стояла».
С помощью экологической проектной деятельности:
• Обогащаем словарный запас детей;
• Развиваем активность речи;
• Поддерживаем у детей познавательное отношение к окружающей действительности;
• Побуждаем к разнообразным действиям с предметами.
Во время работы с детьми всегда дается возможность высказать свои впечатления, что способствует правильному выражению своих мыслей словесно, грамматически правильному построению предложения, анализу, учит делать выводы и аргументировать их.
Для эффективности развития речи детей подключаем к этому процессу и родителей. Работу с родителями осуществляем по нескольким направлениям:
1. Родительские собрания: «Развиваем вместе!», «Окно в природу»
2. Наглядные формы взаимодействия: консультации «Прочитайте детям», «Речевое развитие детей пятого года жизни», «Значение экологической художественной литературы в речевом развитии детей 4-5 лет»; «как правильно выбрать книгу ребенку для чтения»; памятки «Развитие мелкой моторики», «Общие правила развития речи», тематические выставки «Зимние явления», «Понаблюдайте осенью», «Как учить ребенка составлять описательные рассказы», «О братьях наших меньших».
3. Словесные формы взаимодействия: беседы как коллективные, так и индивидуальные «Почему ребенок не говорит?», «Как беседовать с детьми»(содержание и требования к беседе с ребенком)», обмен опытом семейного воспитания (беседы на родительском собрании, «Учим фантазировать», рекомендации «Интонирование вежливых слов (грустно, радостно, с огорчением и т. д.)
4. Вовлечение в педагогическую деятельность: анкетирование «Условия для речевого развития в семье», «Особенности общения вашего ребенка»; показ приемов работы с книгой (наблюдение за детьми в деятельности, посещение открытых занятий, выставки работ детей «Моя любимая сказка», участия в конкурсах «Лучший выдумщик»
5. Взаимодействие с ребенком в семье: заучивание стихов, повторение чистоговорок, игры («Найди звук», сочинение сказок («Весенний ручеек», пальчиковые игры и т. д.
Период дошкольного детства характеризуется бурным и стремительным развитием всех психических функций ребенка. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего, полностью зависимого от взрослого существа, ребенок превращается в относительно самостоятельную, активную, полноценную личность, в субъекта общения и деятельности. И для полноценного психического комфорта ребенка он должен не только хорошо разговаривать, но и уметь выражать свои мысли и эмоции в речи. Именно общение с природой дает для этого благодатную почву.
Перспективное планирование на 2018-2019 год.
Сентябрь
2 неделя Во саду ли, в огороде. Закреплять представления детей об овощах и фруктах; учить их классифицировать, правильно называть и различать; знать их место произрастания. Определить взаимосвязь сезона и развития растений (действия тепла и холода на растение).Развивать сенсорные чувства, речь, внимание.
3 неделя В хороводе деревьев Накапливать впечатления о деревьях; учить детей различать их по коре, листьям, цветам, плодам (берёза, клён, тополь, дуб, рябина).Продемонстрировать приспособленность растений к сезонным изменениям в природе; находить и называть отличия, сходство лиственных и хвойных деревьев. Воспитывать интерес к познанию.
4 неделя "Зелёная аптека" Познакомить детей с новыми лекарственными растениями: ромашкой и подорожником. Закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека. Воспитывать бережное отношение к растениям.
Октябрь
1 неделя Путешествие в страну Осень Уточнять и расширять представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать связь между живой и неживой природой. Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям.
2 неделя Тайны грибного царства Познакомить детей с грибами, учить выделять съедобные и несъедобные грибы (рыжик, белый гриб, мухомор, поганка). Дать знания о полезных свойствах грибов.
3 неделя Чудо- ягодка Расширять знания детей о ягодах: лесных, садовых; их пользе, среде произрастания, качествах (лечат, имеют запах)
4 неделя Воздух Учить выявлять свойства воздуха (невидим, без запаха, не имеет формы); учить сравнивать свойства воды и воздуха (воздух легче воды). Подвести детей к выводу о необходимости воздуха для роста растений.
Ноябрь
1 неделя Мир растений Учить различать и называть садовые и дикорастущие растения, классифицировать их по окраске, строению, запаху. Убеждать детей в необходимости ухаживать за растениями. Воспитывать эстетические чувства.
2 неделя Подводное царство Познакомить с аквариумными рыбками (телескоп, гуппи, лягушкой. Учить выделять и называть части тела рыб, повадки. Дать понятие о том, что в водоёмах живут растения и животные; знакомить с особенностями внешнего вида рыб, позволяющими приспосабливаться к жизни в окружающей среде.
3 неделя Волшебница вода Продолжать знакомить со свойствами и признаками воды (вода может быть холодной, тёплой, может нагревать другие вещества; вода прозрачная, но может менять окраску; имеет запах, если в ней растворить пахучие вещества: чем больше этого вещества, тем интенсивнее запах и цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество, с различным его состоянием. Расширять знания детей о значении воды в нашей жизни.
4 неделя «Расскажите о воде» Дать детям задание выучить короткие стихотворения и пословицы о воде.
Провести конкурс чтецов в группе.
Декабрь
1 неделя На бабушкином дворе Уточнить и расширить представления детей о домашних животных, их внешнем виде. Дать первоначальные знания детям об их образе жизни и приносимой ими пользе. Познакомить детей с трудом людей по уходу за домашними животными (их кормят, лечат, выгуливают). Прививать добрые чувства к животным.
2 неделя Лесные жители Дать первоначальное представление о лесе и жизни в нём диких животных (как передвигаются, чем питаются, как спасаются в зимних условиях, о запрещении охоты на диких животных). Помочь детям устанавливать зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе. Воспитывать любовь и заботу к животным.
3 неделя Белый снег, пушистый Способствовать установлению свойств и качеств снега и льда, их сравнение. Подвести детей к пониманию защитных свойств снега и зависимости свойств снега от температуры воздуха (на морозе снег рассыпчатый, чтобы можно было лепить, он должен быть влажным).
4 неделя Мнемотаблицы Познакомить детей с мнемотаблицами.
Научить детей работать с несложными мнемотаблицами о животных.
Январь
1 неделя В гостях у птиц Продолжать знакомить детей с зимующими и перелётными птицами (сорока, ворона, голубь, скворец, грач). Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании. Воспитывать сочувствие, сопереживание к "братьям нашим меньшим"
2 неделя Зимушка-зима Расширить представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать детям связь между живой и неживой природой. Воспитывать любовь и интерес ко всему живому.
3 неделя Песок, глина, камень, почва Научить узнавать и называть песок, глину, камень. Выявлять особенности взаимодействия с водой, влияние воды на их свойства. Дать представления о том, как образуется перегной.
4 неделя Песочные фокусы Продолжать развивать у детей речь, используя упражнения для мелкой моторики.
Научить детей делать фигуры животных с помощью кинетического песка.
Февраль
1 неделя Путешествие в царство комнатных растений Закрепить названия знакомых комнатных растений (бальзамин, фикус). Продолжать обучать детей описывать растение, отмечая различие и сходство между ними, характерные признаки. Поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними.
2 неделя Обитатели природы Познакомить детей с жителями российской природы. Развивать интерес, наблюдательность, учить детей доброте, чуткости, вниманию по отношению к обитателям лесов и домашним животным. Воспитывать ответственность за тех, кого приручили.
3 неделя Стекло и металл Познакомить детей с новым материалом (стекло, металл); учить определять признаки свойства материалов (структура поверхности, мягкость, твёрдость, прочность, хрупкость). Способствовать определению материала, из которого сделан предмет.
4 неделя Скороговорки про животных Продолжать развивать артикуляционный аппарат детей с помощью скороговорок и артикуляционной гимнастики.
Заучить несколько скороговорок.
Март
1 неделя В гостях у Веснянки Расширить знания детей о весенних изменениях в неживой природе и их влиянии на жизнь растений и животных, на деятельность людей. Учить устанавливать связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца. Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям.
2 неделя Береги живое! Познакомить детей с Красной книгой, редкими, находящимися под угрозой исчезновения видами растений и животных; вызвать чувство сопереживание, умение видеть взаимосвязь в природе. .Приучать бережно относится к цветам, животным, как части природы, источнику красоты, радости людей.
3 неделя Резина и пластмасса Познакомить с новым материалом (резина и пластмасса). Учить детей определять признаки и свойства материалов. Способствовать определению материала, из которого сделан предмет.
4 неделя Животные из пальчиков Продолжать развивать речь детей с помощью тренировки пальцев (развитие мелкой моторики).
Научить детей новым пальчиковым гимнастикам. (Делать животных и пальчиков)
Апрель
1 неделя Насекомые - наши помощники Дать элементарные знания о жуках (майский, носорог, божья коровка, пчела, кузнечик, муравей); бабочках (крапивница, капустница); на доступных примерах показать, что скрывается за названием некоторых бабочек. Показать пользу насекомых.
Воспитывать интерес и доброе отношение к насекомым.
2 неделя Экскурсия в плодовый сад в период цветения Познакомить с яркими особенностями весеннего состояния плодовых деревьев (цветением, учить различать 2-3 дерева по цветкам. Продолжать устанавливать связи между изменением условий (тепло, свет) и изменением состояния растений (рост и цветение, между потребностями насекомых в пище и тепле и их поведением). Воспитывать эстетические чувства.
3 неделя Земля- мой дом Дать представления о суше и водном пространстве, разнообразии рельефа земной поверхности, водоёмов (пруд, болото, озеро, река, море, видах поселения (деревня, город, страна, о звёздах. Приветствовать стремление детей овладеть разнообразными способами получения информации. Поощрять желания делится своими впечатлениями с окружающими.
4 неделя Ветерок Продолжать развивать речь с помощью дыхательных гимнастик.
Напомнить детям о свойствах воздуха.
Май
1 неделя Экологическая тропинка Приблизить детей к природе; учить их общаться с ней, любить ее. Уточнить имеющиеся знания детей об окружающей природе (о цветах на клумбе, о лесе, об огороде, о зелёной аптеке)Упражнять в практической помощи природе (уборка мусора, лечение деревьев)
2 неделя Человек - живой организм Подвести к осознанию себя как живого существа, имеющего особенности и потребности. Формировать представления детей о некоторых органах и системах строения человека, о "+" и "-" влиянии на них. Развивать сенсорную чувствительность при решении познавательных задач.
3 неделя Бумага, древесина, ткань Расширять знания детей о свойствах и качествах различных материалов, уметь их сравнивать. Продолжать учить пользоваться различными материалами (бумага, мягкая проволока, ткань, нитки, "бумажное тесто", соломка, пробки, крышки и т. д.) и инструментами. Воспитывать интерес и желание преобразовывать из известных материалов в поделки
4 неделя Расскажите о деревьях Заучивание стихотворений, скороговорок и пословиц о деревьях.
Конкурс чтецов в группе.