Марина Евгеньевна
Программа проекта «Нравственное становление личности ребенка посредством экологического воспитания»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа экологического проекта по теме:
«Создание единой образовательной системы по нравственному становлению личности ребенка посредством экологического воспитания в условиях дошкольного образовательного процесса».
Природа – не только великий учитель, она
прежде всего, ещё и великий воспитатель
В. А. Сухомлинский
Актуальность
Публикация «Программа проекта „Нравственное становление личности ребенка посредством экологического воспитания“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Детский сад сегодня это образовательное учреждение, обеспечивающее физкультурно-оздоровительное, познавательно - речевое, художественно - эстетическое, социально-личностное развитие детей. Экологоориентрованное направление можно выделить отдельно, и в тоже время оно интегрировано входит в каждое из вышеперечисленных направлений, так как имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание формирующее современную образованную личность. Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования - это организация проектной деятельности. Участие в экологических акциях, субботниках, озеленении, работа по природоохранным проектам - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.
Цель проекта: формирование у детей и родителей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.
Задачи проекта:
• создание экологически благоприятной среды на территории ДОУ;
• создание условий для экологического образования дошкольников;
• формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка;
• развитие познавательного интереса к миру природы;
• воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы;
• организовать практическую природоохранную деятельность детей и родителей.
Участники проекта:
Воспитанники дошкольного учреждения в возрасте от 3 до 7 лет
Педагоги дошкольного учреждения
Родители
Основные функции участников проекта:
*Воспитатели осуществляют образовательный процесс, формируют нравственные ориентиры, осознанно-правильное отношение детей к объектам природы, предпосылки научного мировоззрения.
*Музыкальный руководитель через современную и классическую музыку, оказывает влияние на эстетическое восприятие и познавательную заинтересованность дошкольников.
*Родители принимают непосредственное участие в совместной деятельности дошкольного учреждения и семьи в организации и проведении экологических гостиных, досугов тематических занятий.
*Заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе осуществляет планирование, анализирует и корректирует деятельность, обеспечивает преемственность со школой, взаимодействие с социумом.
*Медицинская сестра обеспечивает охрану жизни и здоровья, корректирует физическое благополучие в процессе общения с природой.
*Педагог-психолог корректирует психологическое благополучие детей.
*Заведующий осуществляет контроль за работой всех подразделений, обеспечивает взаимодействие с родителями.
Структура проекта:
• Профессиональная подготовка педагогов.
• Создание необходимой эколого-развивающей среды.
• Организация взаимодействия с родителями.
• Взаимодействие с социумом.
• Работа с детьми.
Основные принципы проекта:
• индивидуальность и учет возрастных, психологических особенностей детей;
• принцип развивающего обучения;
• наглядность и доступность;
• сотрудничество;
• систематичность;
• творчество и самостоятельность.
Сроки реализации проекта: два года.
Этапы проекта:
1 этап - аналитический (май-август)
Задача этапа: анализ ситуации; определение основных его целей: формирование экологического сознания, экологической культуры, добра и милосердия как базисных качеств личности.
2 этап – организационный: планирование и прогнозирование предстоящей работы. (август - сентябрь)
Задачи этапа: экологизация всех разделов программы воспитания и обучения дошкольников; создание экологической среды в группе, привлечение родителей к предстоящей творческой работе в инновационном режиме; разработка планов работы с детьми и родителями по формированию экологического образования через проведения экологических акций.
3 этап – практическая деятельность (учебный год)
Задачи этапа: формирование элементарных экологических знаний и представлений детей и родителей, а также начала, основы экологического образования через проведения экологических акций.
4 этап – итоговый, диагностический (апрель)
Задачи этапа: обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагога, разработка тактики последующих педагогических действий на следующий год.
Формы работы по реализации проекта:
• конкурсы и викторины;
• познавательное чтение;
• экологические акции;
• «Уроки доброты»;
• продуктивная деятельность, защита плакатов, проектов;
• выпуск экологических газет;
• анкетирование родителей с целью выявления их экологической компетентности.
• эколого-познавательные праздники и развлечения.
Содержание проекта включает в себя деятельность всех участников воспитательно-образовательного процесса в экологических акциях
Базовая основа проекта:
Образовательная часть проекта построена на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования от рождения до школы под. Редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильева, а также с использованием элементов следующих парциальных программ: С. Н. Николаева С. Н. «Юный эколог», Н. Рыжова «Наш дом – природа».
Ожидаемые результаты:
• создание на территории ДОУ экологически благоприятной среды;
• повышение уровня знаний по экологии у детей;
• повышение уровня знаний у родителей и детей об экологии родного города, охране природы.
• совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей по теме проекта.
План - карта действий по реализации проекта
1. Профессиональная подготовка педагогов.
Педагоги детского сада, обучающие и воспитывающие детей, создающие для них пространство-развивающую среду, -это важнейший фактор в экологическом образовании дошкольников. Для обеспечения результативности осуществляемого в МАДОУ проекта необходимо повысит профессиональный уровень экологического образования воспитателей и специалистов детского сада.
2. Создание эколого-развивающей среды
Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении способствует правильная организация и экоголизация развивающей среды, которая способствует:
• познавательному развитию ребенка;
• эколого-эстетическому развитию;
• оздоровлению ребенка;
• формированию нравственных качеств;
• формирование экологически грамотного поведения.
Правильно организованная развивающая среда является методом экологического воспитания она, прежде всего, приучает детей систематически думать.
Элемент развивающей среды:
Экологическая тропа на территории детского сада
Функциональная роль:
-познавательная;
- эколого-оздоровительная;
-безопасное общение с природой;
-исследовательская;
Формы и методы работы:
- игры;
-практическая деятельность (посадка и уход за растениями, подкормка птиц);
-исследовательская деятельность;
Элемент развивающей среды:
Огород, сад
Функциональная роль:
-познавательная;
- эколого-оздоровительная;
-безопасное общение с природой;
- формирование трудовых навыков;
-исследовательская;
Формы и методы работы:
- посадка и уход за растениями;
- наблюдений стадий роста;
- сбор урожая;
Элемент развивающей среды:
Библиотека (методический кабинет)
Функциональная роль: - познавательная;
Воспитание интереса к литературе (художественной и научно-популярной) - чтение;
Формы и методы работы:
- рассматривание иллюстраций;
- беседы и обсуждения;
Элемент развивающей среды:
Музыкальный зал
Функциональная роль: - эколого-эстетическая;
- познавательная;
Формы и методы работы:
- проведение экологических и фольклорных праздников;
Элемент развивающей среды:
Холл
Функциональная роль:- познавательная;
- развивающая;
- эстетическая;
- информационная;
Формы и методы работы:
-выставки работ, тематическое оформление;
Элемент развивающей среды:
Эколого-развивающая среда в группах
1. Уголок природы:
Функциональная роль:
- познавательная;
- информационная;
- эмоционально-позитивное общение с природными объектами;
- формирование трудовых навыков по уходу за растениями.
2. Разные функциональные уголки:
Функциональная роль:
- познавательная;
- эколого-эстетическая;
- эколого- оздоровительная.
Формы и методы работы:
- наблюдение и уход за комнатными растениями;
- ведение календаря природы;
- рассматривание картин и иллюстраций о природе;
- изготовление поделок из природного материала;
- уход за посадками в «огороде на подоконнике».
- дидактические игры природоведческого содержания;
Энциклопедическая литература;
- картины: пейзаж, натюрмор;
Аудио записит и песни о природе с иллюстрациями;
- различные виды театров;
3. Организация взаимодействия с семьей.
Семья занимает важное место в экологическом воспитании человека. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика, закладываются вкусы и привычки. Маленькие дети чрезвычайно зависимы от своей семьи, поскольку она обеспечивает:
• физическое благополучие, включая еду, жилье, одежду заботу о здоровье;
• эмоциональное благополучие, включая любовь, поддержку, постоянные и мягкие напоминания о том, что хорошо и что плохо;
• условия развития, включая общение, возможности ползать, ходить, бегать, лазать, играть, а также получать новые впечатления.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.
Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.
Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологическую ответственность.
Перспективный план проекта
Сентябрь
1. Мероприятие:
«Значение экологического воспитания в формировании нравственности дошкольника»
Форма проведения - Семинар-практикум
2. Мероприятие:
«Экологическая культура и сохранение здоровья ребенка в современных условиях»
Форма проведения - Родительское собрание.
3. Мероприятие:
«Природа нашего города».
Форма проведения - Информационный фотостенд в группе
Октябрь:
1. Мероприятие:
«Мусор-проблема №1»
Форма проведения - Консультация
2. Мероприятие:
«Макулатуру соберем, дерево зеленое спасем»
Форма проведения - Экологическая акция
3. Мероприятие:
«Осенняя ярмарка»
Форма проведения - Выставка даров природы
Ноябрь
1. Мероприятие
«Мама, папа, я – творим чудеса»
Форма проведения - Поделки из бросового материала
2. Мероприятие
«Птичья столовая»
Форма проведения - Беседы с детьми в группах
3. Мероприятие
«Птичья столовая»
Форма проведения - Экологическая акция изготовление птичьих кормушек с помощью родителей
4. Мероприятие
Наблюдение, беседа раскладывание корма в кормушки.
Форма проведения - Экологическая тропа
5. Мероприятие :
Разучивание стихов о птицах
Форма проведения - Информационная акция
Декабрь
1. Мероприятие
«Елочка - живая иголочка»
Форма проведения - Экологическая акция изготовление елки.
Январь
1. Мероприятие
«Вода – источник жизни!»
Форма проведения - Информационная страничка
Февраль
1. Мероприятие
«Клуб выходного дня»
Форма проведения - экологические прогулки по городу
2. Мероприятие :«Дом в котором мы живем»
Форма проведения - Беседа с детьми старшей группы на тему
Март
1. Мероприятие
Чтение О. Солопова «Приключение кота Леопольда и его друзей в лесу».
Форма проведения - Решение проблемных ситуации, что нужно делать, чтобы стало меньше мусора на улицах города.
2. Мероприятие
«Долой мусор!», «Не бросайте мусор, где попало!»
Форма проведения - Выпуск экологических листовок
3. Мероприятие
«Сделаем наш город чище».
Форма проведения - Конкурс для родителей на лучшую листовку на тему
4. Меропиятие
Домашнее задание – придумать сказки, частушки, речевки на экологические темы. Форма проведения - Информационная
Апрель
1. Мероприятие
«Весна пришла. А город чистый?»
Форма проведения -Прогулка-наблюдение
2. Мероприятие
«Животные в городе
Форма проведения -Беседа с родителями
3. Мероприятие
«Экологический десант»
Форма проведения -Субботник территории детского сада
4. Мероприятие
«А знаете ли вы, что.» (Как долго разлагается различный мусор: бумага, стекло, пластик).
Форма проведения -Информационный буклет
Май
1. Мероприятие
«Огонь – беда для леса!»
Форма проведения -беседа с родителями
2. Мероприятие
«Экологический десант» – «Украсим планету цветами».
Форма проведения - Субботник с родителями по озеленению территории детского сада
3. Мероприятие
«Вот как стало зелено!».
Форма проведения -Изготовить фотостенд из фотографий о субботнике
4. Мероприятие
«Мы юные защитники природы»
Форма проведения -Экологический праздник