Светлана Трофимова
Наблюдение за природой в рамках экологического воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Наблюдение-основное средство познания природы. Оно дает возможность познакомить детей с природными явлениями, взаимосвязью живой и неживой природы. Именно наблюдение помогает дошкольникам увидеть изменения, которые происходят с растениями в зависимости от условий внешней среды или созданных человеком. В результате наблюдения дети учатся анализировать и сопоставлять. Сопоставление имеет место лишь при условии, что образ отражающий предыдущее состояние объекта достаточно отчетлив, чтобы его можно было сравнить с особенностями объекта, имеющимися в данный момент. Чтобы увидеть изменения, происходящие с растением, необходимо проводить наблюдения регулярно. Это одно из условий наблюдений. Важным также является выбор объекта и содержания наблюдения. Объектом для нашего наблюдения мы выбрали растения и овощи проследили за ними с детьми. Задача этого наблюдения состояла в том, чтобы показать детям влияние света, тепла, влаги, и питательных веществ на рост овощей. Наблюдение проходило в 4 этапа.
Публикация «Наблюдение за природой в рамках экологического воспитания дошкольников» размещена в разделах
1-й этап. Рассматривали луковицы вместе с детьми. Обратили внимание на то, что у луковицы верхняя часть узкая, а нижняя широкая, которая называется донцем, на ней растут корешки, она должна быть в земле. Из верхней части растут зеленые перышки, она должна быть над землей. Показывали детям, как нужно правильно посадить луковицу в землю.
2-й этап. Посадка луковиц в землю. Каждый ребенок брал одну луковицу и сажал ее сам в землю в ящике. После этого воспитатель показывал детям, как надо поливать луковицу водой. Затем поставили ящик с луком на подоконник. При этом воспитатель обязательно должен объяснить детям, зачем они полили растение (влага нужна, чтобы лук подрос) и почему поставили на подоконник (чтобы было светло). Оба эти условия необходимы для роста.
3-й. На четвертый день посадки у луковиц появились маленькие зелёные перышки. Каждое наблюдение фотографировали бы потом можно было сопоставить все этапы и посмотреть изменения.
4-й этап. В процессе дальнейшего наблюдения дети заметили, что перышки лука подросли, стали длиннее.
Таким образом, подводя итог можно сказать, что при правильной организации наблюдение становиться не только фактором умственного воспитания : у ребенка формируются отчетливые представления о закономерностях в росте и развитии растений, понимание взаимосвязи развития растения и факторов внешней среды, обеспечивающих его выживание, но и нравственного воспитания. Полученные знания позволяют дошкольникам лучше понимать свойства живого организма, вырабатывать правильное отношение к растениям и животным, самостоятельно проектировать свое поведение по отношению к живому.