Лариса Маклакова
Интеграция экологического и физического воспитания дошкольников посредством подвижных экологических игр
▼ Скачать + Заказать документы
В последние годы остро встал вопрос о физическом воспитании детей дошкольного возраста. В дошкольных учреждениях дети проводят значительную часть своего дня. Дошкольники еще малы и не могут без помощи взрослого беречь и укреплять свое здоровье, а также правильно организовывать свою двигательную активность. Именно поэтому на занятиях физической культуры необходимо уделять особое внимание теме сбережения здоровья. Если ограничить работу в сфере охраны здоровья только защитой ребенка от вредных воздействий, то огромная часть образовательного потенциала детского сада окажется незадействованной в интересах здоровья малыша.
Публикация «Интеграция экологического и физического воспитания дошкольников посредством подвижных экологических игр» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Интеграция. Интегрированный подход к образованию
- Подвижные игры для детей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Важно помнить, что здоровым и гармонично развитым дошкольник может стать только в благоприятной экологической обстановке. Одновременно со знаниями по физической культуре, дошкольнику надо прививать основные знания об окружающей среде. Ежедневно люди в условиях любого современного города подвергаются большому риску из-за всестороннего воздействия различных вредных факторов. Чтобы сохранить свое здоровье, людям всего мира необходимо начать пересматривать сложившиеся привычки и изменять свое сознание в сторону разумного, бережного отношения к миру, в котором мы живем. В детстве закладывается основа здоровья, начинают активно развиваться самые разные способности, формируются черты характера, и определяются нравственные качества. Будущее детей во многом определяется тем, как воспитываются дети в дошкольном возрасте. От воспитания зависит эффективность школьного обучения, последующее формирование личности. Вот почему роль детских садов в экологическом воспитании подрастающего поколения, начиная с самого дошкольного возраста, так велика.
На занятиях по экологии у детей появляется познавательный интерес к природе и природным явлениям. Развивается любознательность и творческая активность, т. е. личностные качества ребенка, которые представлены как целевые ориентиры, согласно Приказу Минобрнауки России № 1155 от 17 октября 2013 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Экологическое воспитание реализуется в образовательной области ФГОС ДО, которая называется «Познавательное развитие». Физическое воспитание дошкольников реализуется в образовательной области Стандарта «Физическое развитие», одним из направлений которой является формирование общей культуры личности детей [1]. Таким образом, обучающие и воспитательные задачи должны реализовываться посредством интеграции всех образовательных областей в процессе основных видов детской деятельности – игровой, познавательно-исследовательской, двигательной.
Согласно ФГОС ДО, ребенок должен учиться через игры. Дети знакомятся с внешним миром через игру, экспериментирование и общение с другими людьми. К сожалению, в процессе экологического образования и воспитания детей дошкольного возраста педагоги редко используют подвижные игры как средство обучения. Намного чаще применяются беседы с детьми и чтение художественной литературы, иногда просмотр фильмов. Отсутствие ярких эмоций от таких занятий приводит к тому, что дети часто имеют ограниченные знания в сфере экологии.
Чтобы сделать процесс усвоения новых знаний эффективнее, занятия по экологии можно сочетать с занятиями физкультурой. Согласно исследованиям сотрудников Университета Иллинойс (США) [7], подвижные игры хорошо влияют не только на физическое состояние детей, но и улучшают память. Дело в том, что нагрузка на мышцы позволяет контролировать эффективную работу областей мозга, которые отвечают за запоминание новой информации. Таким образом, экологические игры являются наиболее эффективной формой воспитания детей.
Игра – это основная деятельность маленького ребенка. Игра имеет для детей особый смысл и значение [2]. Для дошкольника игра является необходимой частью здорового развития. Именно игра дает возможность педагогам легко и понятно преподать детям множество жизненных уроков, ответить на любые детские вопросы. Экологические игры помогают дошкольникам гармонично развиваться физически и одновременно получать знания о предметах и явлениях природы, формировать навыки бережного и безопасного обращения с объектами окружающей среды. Специфика экологических игр для детей дошкольного возраста заключается в том, что материал, доносимый до ребенка, должен быть интересен, а не только полезен и познавателен. Для этого педагогу нужно заботиться о разнообразии игр и самому проявлять инициативу. Дети очень любят двигаться, бегать, разыгрывать сценки. Основой гармоничного развития детей является грамотное физическое воспитание. Любой растущий и познающий мир ребенок постоянно стремится к движению. Так, суточная потребность у детей трех лет составляет 6,5 тыс. движений, а у семилетних уже 16 – 18 тысяч [4]. Под влиянием двигательной активности укрепляется опорно-двигательный аппарат, улучшается обмен веществ, улучшается деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем. Движение повышает устойчивость ребенка к болезням, заставляет организм мобилизовать свои защитные силы. Чем больше подвижных игр педагог предлагает детям, тем полезнее и интереснее становятся занятия.
Занятия физкультуры, интегрированные с занятиями экологии выполняют одновременно оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи, которые взаимосвязаны и требуют решения в комплексе.
Задачи физического воспитания :
1. Сформировать у дошкольников осознанное отношение к физической активности. Представлений и знаний о физической культуре.
2. Повышать уровень физической подготовленности. Формировать и совершенствовать двигательные умения и навыки. Развивать двигательные качества и способности.
3. Сформировать интерес и мотивацию к занятиям, воспитать привычку к ведению здорового образа жизни.
Задачи экологического воспитания :
1. Сформировать у детей дошкольного возраста умения вести деятельность, связанную с природой. Способствовать становлению экологически ориентированного взаимодействия с природными объектами.
2. Учить дошкольников самостоятельно понимать природные процессы и явления. Обучать проведению собственных исследований природы, обобщению полученного материала.
3. Накапливать у дошкольников позитивный опыт общения с природой. Показать, что взаимодействие с ней приносит положительные эмоции. Обучать дошкольников осознавать себя частью природы.
На занятиях физкультуры, интегрированных с экологией, применяются следующие традиционные методы:
- словесные (объяснения, пояснения, комментарии);
- наглядные (различные наглядные пособия, карточки, презентации, видео материалы);
- методы практического упражнения (выполнение разнообразных упражнений, развитие техники движения) [6].
Оценка уровня экологической грамотности детей дошкольного возраста показала, что многие из них не имеют представлений (соответствующих их возрасту) о том, что такое загрязнение окружающей среды, и что нужно делать, чтобы быть здоровым.
В этой связи целесообразно проведение целенаправленной работы с детьми по формированию у них знаний, связанных с сохранением здоровья детей в современной экологической ситуации. Методика физкультурно-экологической работы в дошкольном учреждении, позволяющая интегрировано решать задачи физкультурного и экологического образования, включает различные формы работы с детьми:
-физкультурно-экологические занятия,
-физкультурно-экологические досуги,
-беседы экологического содержания.
На физкультурно-экологических занятиях и досугах чаще всего применяются два типа игр.
*Первый тип – это подвижные игры. Они являются отличным средством физического воспитания дошкольников. Играя, дети учатся подчиняться правилам – это дисциплинирующий и организующий момент. С помощью подвижных игр дети легко и с удовольствием усвоят основные законы экологии. На занятиях ребенок получает не только элементарные экологические теоретические знания, но и практические умения взаимодействия с окружающим миром посредством применения подвижных игр.
*Второй тип – творческие и ролевые игры. Когда ребенок играет ту или иную роль, он входит в образ героя, тем самым расширяет и обогащает свой внутренний мир новыми идеями, чувствами и представлениями. На уровне игрового общения со сверстниками дошкольникам открываются новые возможности для самовыражения, общения, взаимодействия. Кроме того, такие игры учат дошкольника сочувствию, сопереживанию, помогают привить бережное отношение к природе и увидеть целостность отдельного организма и всю сложную структуру связей в биосфере, осознать уникальность и неповторимость каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы. Творческие игры учат детей предвидеть последствия своих поступков. Особое внимание следует уделить подвижным играм, в которых используются имитационно-подражательные действия. Дети с удовольствием воспроизводят знакомые им образы зверей, птиц, насекомых и растений. Визуальные образы живой природы проецируются дошкольниками в практическую деятельность, что позволяет детям лучше усваивать полученные теоретические знания, становясь активным участником познавательного процесса. Имитационно-подражательные движения развивают у дошкольников двигательные способности, ловкость, образное и творческое мышление, внимание и память, фантазию и чувство юмора. Яркие положительные эмоции, полученные на таких занятиях, стимулируют у детей устойчивый интерес к дальнейшему изучению окружающего мира [2].
Интегрированные занятия физкультуры с экологией имеют стандартную структуру. Подготовительная часть занятия проходит следующим образом: во время ходьбы в умеренном темпе или ходьбы в сочетании с бегом проводятся беседы о природе, наблюдения за природными явлениями. Занятия могут проводиться на специально оборудованной экологической тропе или просто на территории детского сада. Затем используются физические упражнения в обычной последовательности в соответствии с рекомендуемыми принципами распределения физической нагрузки для детей этой возрастной группы. В заключительной части занятия при возвращении в детский сад проводится беседа об объектах или явлениях природы. Занятия интегративного типа, проводимых инструктором по физической культуре совместно с воспитателем, составляют физические упражнения, подбор которых обусловлен возрастом и уровнем физической подготовленности детей, а также временем года и погодными условиями. Наряду с выполнением физических упражнений в процессе занятий дети под руководством воспитателя проводят наблюдения за природными явлениями и сезонными изменениями. Выполнение физических упражнений проводится в игровой форме.
Овладение знаниями о природе при помощи подвижных игр, вызывающих переживания, не могут не оказывать влияния на формирование у ребенка бережного и внимательного отношения к объектам растительного и животного мира. А экологические знания, вызывающие положительную эмоциональную реакцию у ребенка, прочно войдут в его представления о мире. Таким образом, подвижные игры как средство экологического образования – это специально организованный процесс, который через выполнение двигательных действий позволяет ребенку познать окружающий мир. Для того чтобы игра выступала эффективным средством экологического образования дошкольника, необходимо прослеживать внутреннюю связь каждой игры с предыдущими и последующими играми. Это позволяет прогнозировать, на какой имеющийся опыт ребенок будет опираться, а также какой новый шаг произойдет в его развитии [5].
Существует множество подвижных групповых экологических игр, которые можно проводить не только в помещении, но и на улице в самых разных условиях. Перед педагогом встает задача выбора подходящей игры. Планируя занятие, во время которого будут использоваться подвижные игры, необходимо помнить, что ребенок будет активен и получит удовольствие лишь в том случае, если игра основана на знакомых ему ощущениях и сведениях. В этом случае у него будет развиваться быстрота реакции, ориентировки, способность использовать багаж уже имеющихся знаний. При интеграции физкультуры с экологией для детей дошкольного возраста также важно соблюдать пять принципов, сформулированных родоначальником игровой экологии Джозефом Корнеллом :
1. Меньше учите, больше делитесь.
2. Будьте открытыми к восприятию.
3. Сначала наблюдайте, говорите потом.
4. Сосредоточьте внимание ребенка.
5. Познание природы должно быть пронизано радостью [3].
В XXI веке проблемы, связанные с окружающей средой, приобрели огромное значение. Этим объясняется повышенное внимание к экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. На этапе обучения в детском саду у ребенка складывается начальное ощущение окружающего мира и осознание своего места в нем. Ребенок получает первые впечатления от соприкосновения с явлениями природы, накапливает представления о разных формах жизни, учится с ними взаимодействовать. В дошкольном возрасте ребенок формирует первоосновы экологического мышления, сознания и навыки экологической культуры. Интегрированные занятия в детском саду направлены на формирование элементов экологической культуры и грамотного поведения детей. Такие занятия позволяют реализовать все компоненты содержания экологического воспитания, развития и образования детей дошкольного возраста. Таким образом, можно сделать вывод, что для повышения качества экологического образования детей дошкольного возраста помимо общепринятых средств обучения необходимо активно применять также средства физической культуры. Наиболее эффективной формой обучения является обучение через подвижные экологические игры, которые позволяют перевести процесс обучения из теоретической плоскости в практическую. Тем самым, приблизив ребенка непосредственно к объекту изучения – природе, во всем ее многообразии.
Список литературы
1. Приказ Минобрнауки России № 1155 от 17 октября 2013 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
2. Коновалов И. Е., Бекчиндаева Э. И. Подвижные игры, как эффективное средство экологического образования детей младшего дошкольного возраста // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 5. – с. 68-69;
3. Корнелл Дж. Давайте наслаждаться природой вместе с детьми: настольная книга по восприятию природы для учителей и родителей. / Перевод с англ. Е. Ламановой и Е. Кочетковой. – Владивосток: ИСАР – Дальний Восток, 1999.
4. Магомедов Р. Р. Азбука физической культуры для детей старшего дошкольного возраста : Учебно-методическое пособие. – Ставрополь: СГПИ, 2011.
5. Тиркашева М. Б., Абдувалиев Х. А., Кирйигитов Х. Б. Проявление экологических знаний и навыков на уроках физкультуры // Молодой ученый. — 2014. — №5. — С. 558-560.
6. Шпотова Т. В., Кочеткова Е. П. Цепочка жизни: Эффективные приемы и методы работы с детьми в экологическом образовании и просвещении. – М. : ЭкоЦентр «Заповедники», 2005.
7. Eurolab – Медицинский портал [Электронный ресурс] / – Режим доступа: https://eurolab-portal.ru, свободный. – Загл. с экрана.
Приложение
1. «Вершки-корешки»
Дети садятся в кружок. Воспитатель называет разные овощи. Если овощ растет на грядке, дети поднимают кисти рук вверх. Если овощ растет под землей – кисти рук опускают вниз.
2. «Где снежинки?»
Дети водят хоровод вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены различные состояния воды: водопад, речка, океан, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка, капля и т. д. Во время движения по кругу воспитатель говорит :
«Вот и лето наступило.
Солнце ярче засветило.
Стало жарче припекать,
Где снежинку нам искать?»
После произнесенного хоровод останавливается. Те дети, перед кем располагаются нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение продолжается со словами:
«Наконец, пришла зима:
Стужа, вьюга, холода.
Выходите погулять.
Где снежинку нам искать?»
Вновь выбирают нужные картинки, и объясняется выбор.
Усложнение. Для игры понадобятся четыре обруча с изображением четырех времен года. Дети должны разложить свои карточки по обручам, объяснив свой выбор. Некоторые карточки могут соответствовать нескольким временам года.
3. «Земля, вода, огонь, воздух»
Играющие становятся в круг, в середине – воспитатель. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырех слов: земля, вода, огонь, воздух. Если воспитатель произносит : «Земля», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать того, кто обитает в этой среде; на слово «вода» играющий называет рыб, на слово воздух – называет птиц. При слове «огонь» все стоящие в кругу должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками. Затем мяч возвращают воспитателю. Ошибающийся выбывает из игры.
4. «Ходят капельки по кругу»
Воспитатель предлагает детям поиграть в волшебную игру. Для этого детям нужно представить, что они – маленькие капельки дождя. Лучше включить звуки дождя или музыку, напоминающую о дожде. Воспитатель говорит, что она – мама Тучка, а ребята – ее детки Капельки. И им пора отправляться в путь. Капельки прыгают, разбегаются, веселятся, танцуют. Мама Тучка показывает, что им делать.
«Полетели капельки на землю… Попрыгаем, поиграем. Скучно им стало жить по одиночке. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками. (Дети изображают ручеек, взявшись за руки.) Встретились ручейки и стали одной большой рекой. (Дети соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в океан (цепочка замыкается в хоровод и движется по кругу). Плавали-плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх (дети приседают и вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь с мамой побудьте, она без вас соскучилась».
5. «Я знаю»
Дети становятся в круг, в центре которого стоит воспитатель с мячом. Воспитатель бросает ребенку мяч и называет класс объектов природы (звери, птицы, рыбы, растения, деревья, цветы). Ребенок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю пять названий деревьев» и перечисляет (например, ива, дуб, береза, тополь, сосна) и бросает мяч воспитателю. Аналогично называются другие классы объектов природы.
6. «Воздух, земля, вода»
Воспитатель бросает мяч ребенку и одновременно называет животное, например, «крот». Ребенок должен ответить «земля» и вернуть мяч обратно. На слово «воробей» ребенок отвечает «воздух», на слово «карась» – «вода» и т. д. Второй вариант: воспитатель называет слово «земля». Ребенок, поймавший мяч, должен назвать животное. На слово «вода» – рыбу, на слово «воздух» – птицу.
7. «Летает, плавает, бегает»
Воспитатель называет или показывает детям карточку с каким-либо животным. Дети должны изобразить, как это животное двигается. Например: при слове «кенгуру» дети начинают прыгать на месте; при слове «дельфин» – имитируют плавание; при слове «попугай» – изображают движения полет попугая.
8. «Вода-почва»
Дети разделяются на две группы. Группы встают в две шеренги на расстоянии полутора-двух метров друг от друга. Первая шеренга – это «почва», вторая – «капельки воды».
Игра состоит из трех частей.
1) песчаная почва: дети, изображающие почву, встают на расстоянии вытянутой руки друг от друга. По сигналу воспитателя «капельки воды» должны пройти сквозь «почву» и остановиться. Воспитатель задает вопросы : «Легко ли капелькам воды просочиться сквозь песчаную почву? Успевают ли растения, растущие на такой почве, насытиться водой?»
2) глинистая почва: дети, изображающие почву, встают, плотно прижавшись друг к другу. «Капельки воды» должны просочиться сквозь строй «почвы». Если дети, изображающие почву, стоят плотной стеной, сделать это удастся немногим. Воспитатель снова задает те же вопросы
3) садовая почва: дети, изображающие почву, встают на расстоянии согнутого локтя. «Капельки воды» снова просачиваются через «почву». Затем дети отвечают на те же вопросы.
В конце дети вместе с воспитателем делают выводы об особенностях разных почв.
9. «Совы и вороны»
Эта игра, направленна на закрепление полученных ранее знаний. Группа детей делится на две команды с одинаковым числом учасников – «Совы» и «Вороны». Обе команды встают лицом друг к другу на расстоянии примерно одного метра. На расстоянии пяти метров позади «Сов» и «Воронов» проводится линия, обозначающая «дом». Воспитатель произносит утверждения. Часть из них соответствует действительности, а часть – нет. Если утверждение правдиво, «Вороны» бросаются к «дому», стремясь укрыться в нем, а «Совы» пытаются их поймать. Если же утверждение не ложно, то «Вороны» охотятся на «Сов». Пойманные игроки присоединяются к команде соперников.
Примеры утверждений:
- Яблоки созревают на дубе.
- Заяц – травоядное.
- Дельфин живет на елке.
10. «Какое я животное?»
В эту игру может играть любое количество детей. Один из игроков (можно тянуть жребий) уходит в другую комнату и ждет пока его не пригласят. Группа детей выбирает животное, которое они будут изображать.
Когда животное загадано, дети хором приглашают удалившегося. Начинается игра. Участник задает вопросы детям, чтобы узнать, кого они загадали например: «Животное большое? Может летать? Плавать? У него лысый хвост?» и т. д. Дети в свою очередь отвечают на вопросы только «да» или «нет». Игра заканчивается, когда животное будет угадано.
2-й вариант: группа детей изображает определенное животное, а игрок должен определить его название по их движениям.