Папки-передвижки

Формирование познавательной активности дошкольников посредством экологического воспитания

Ануфриева Надежда
Формирование познавательной активности дошкольников посредством экологического воспитания
▼ Скачать + Заказать документы

Человек — часть природы: он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны, сохранить самое удивительное творение природы — жизнь на земле.

Экологическое воспитание в настоящее время расценивается как приоритетное направление перестройки дошкольного воспитания.

Публикация «Формирование познавательной активности дошкольников посредством экологического воспитания» размещена в разделах

В дошкольном возрасте начинается становление осознанно правильного отношения к объектам природы. Правильное понимание строится на знании особенностей жизни живых существ, их взаимодействии со средой обитания. Осознанное отношение проявляется в разнообразной деятельности экологического характера.

Поэтому начинать работу по формированию экологической культуры следует с дошкольного возраста, когда закладываются основные способы познания окружающей действительности, развивается ценностное отношение к ней.

Проблема экологического образования сегодня волнует всех — ученых, педагогов, общественность. Чему и как учить детей, чтобы сформировать у них на доступном им уровне современную научную картину мира, представление о месте человека в этом мире, об особенностях взаимоотношений в этом мире?

Дошкольный возраст — оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе.

Основываясь на психологических особенностях личности ребенка, дошкольный возраст является сенситивным для заложения фундаментальных основ развития эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира и экологической культуры человека.

В нашем детском саду формирование познавательной активности детей через экологическое воспитание осуществляется путем внедрения различных видов деятельности и включение всех анализаторов (зрительных, слуховых, обонятельных, тактильных) в образовательную деятельность по экологии, которые позволят детям реализовать свои познавательные способности, в интересной, игровой форме, обогатить словарь, развить коммуникативные умения, интерес и активность.

В 2016году на территории нашего детского сада была создана экологическая тропа, позволяющая продуктивно использовать обычные прогулки для формирования экологических навыков и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе.

Наша экологическая тропинка находится на территории и за территорией детского сада.

Слайд

Рядом с детским садом находится сельский парк, куда организовываются экологические экскурсии.

Слайд

Работу по созданию и оформлению тропинки мы проводили в определенной последовательности.

Сначала провели с детьми детальное обследование территории и выделили наиболее интересные объекты слайд

(«Все на свете друг другу нужны», «Как прекрасен этот мир», «Лес наше богатство», «В гостях у Чучела огородного», «Зеленая аптека», «Птицы наши друзья»,, «Все на свете друг другу нужны», «Старый пень»,

На экологической тропе мы проводим наблюдения, игры, театрализованные занятия.

Соответственно возрасту детей разработаны маршруты экскурсий,

составлены рекомендации по проведению наблюдений, определены примерные виды деятельности на каждой точки.

Слайд Остановка «Все на свете друг другу нужны».

На этой точке педагог знакомит детей со схемой экологической тропинки. Рассказывает, что пройдя по ней, ребята узнают много интересного о природе родного края, о том, как нужно беречь и охранять ее.

Остановка «Как прекрасен этот мир».

Красиво цветущие растения подбираем таким образом, чтобы в течение лета одни цветы сменяли другие, то есть создаем сад (клумбу) «непрерывного цветения». Если на участке уже существует небольшая группа сорных растений, которая не мешает нам выращивать другие растения, стараемся их не уничтожать: она также войдет в состав тропы как одна из видовых точек. На примере сорных видов воспитатели объясняют детям биологические особенности растений, влияние человека на растительные сообщества. С этой же целью на тропинке оставляем небольшие вытоптанные участки. Сравнивая их с мало нарушенными, наглядно показываем детям, как изменяется растительный покров под влиянием вытаптывания.

Остановка «Лес наше богатство».

Наш детский сад расположен в красивой местности, где растут все деревья: тополя, клёны, липа, ель, лиственница, белоствольные берёзки, черёмуха. Красив и привлекателен наш лесной участок во все времена года

И, тем не менее, мы не раз замечали какое равнодушное отношение детей к этой красоте. Например, ребята любят играть под деревьями, они защищают от яркого солнца, но дети не замечали кружевной зелени листочков, не обращали внимания на их нежность. Мало кто из детей любовался только что распустившимися цветами, их яркими красками.

Центром изучения стала береза. Дети изучали особенности внешнего вида дерева, его коры, кроны, наблюдали сезонные изменения в жизни.

слад

Вот появились первые жёлтые листья, деревья и кустарники стали ещё наряднее и т. д. Мы обращали внимание на форму и окраску листьев, учили по этим признакам определять, с какого дерева они упали. Предлагали побегать по опавшим листьям, послушать, как они шелестят и шуршат под ногами. Дети повторяли за нами новые слова и старались их запомнить: шелестят, шуршат. Мы поставили перед собой задачу не только научить детей видеть красоту окружающей природы, но и вызвать у них желание участвовать в её создании. Для решения этой задачи важно, прежде всего, умение самого воспитателя ценить и любить родную природу, находить прекрасное и в ярком солнечном летнем утре, и в пасмурном дождливом осеннем дне, а также правильно организовывать труд детей.

слайд

В уголке сельского парка леса и на поляне рядом с парком живо и интересно проходят экскурсии в природу в одном и том же месте в разные времена года. Привлекая внимание детей к птичьим голосам, к изменениям, происходящим на лугу, в лесу в разную погоду, в разное время года, важно научить ребят не только любоваться увиденным, но и наблюдать, понимать некоторые явления природы, заботиться о ней, охранять и приумножать её богатства.

Остановка «Муравейник».

На площадке леса мы обнаружили незаметный муравейник, расположенный непосредственно в почве и обозначили как видовую точку.

Интересными для наблюдений и практических действий объектами являются и места скопления норок дождевых червей, холмики земли, вырытой кротами, гнезда ворон или других птиц.

Остановка «В гостях у Чучела огородного»

Трудовые навыки невозможно сформировать без наличия огорода, который используется с целью выработки у детей навыков ухода за растениями, знакомства с основными овощными культурами, их значение в нашем рационе.

В нашем огороде растут разные овощи. С ранней весны до окончания лета ребята вместе с воспитателями занимаются выращиванием различных культурных растений. Есть в нашем огороде овощная клумба, на которой соседствуют разные овощи и ягоды.

На огороде для малышей высаживаются быстро растущие, рано созревающие овощи, которые можно употреблять в пищу и весной и летом. Кроме того, семена и луковицы таких растений специально подбираются крупными, и наши детки сажают их самостоятельно (лук, горох, бобы, редис).

Воспитанники старшей группы (разновозрастная) сажают на огородах для малышей морковь, укроп, репу, салат.

Ребята выращивают те же огородные культуры, что и малыши. Однако для формирования представлений о разнообразии растений, их особенностях набор дополнен разными сортами лука, салата, моркови, редиса, кабачков, баклажанов, арбузов

Для формирования представлений о разнообразии растений, дети, выращивают разнообразные сорта лука, салата, моркови, редиса, кабачков, баклажанов, арбузов, выращивают овощные культуры: зеленные (ревень, щавель, салат, пряно вкусовые (петрушка, сельдерей, мята, базилик, луковые (лук репчатые, лук- батун, чеснок, капустные (белокачанная, краснокачанная, цветная, корнеплоды (свекла, репа, редис,бобовые (фасоль, бобы, горох).

Остановка «Старый пень»

На участке оборудованы «дома» для насекомых. Пень - жилище для мелких организмов: насекомых, пауков, грибов, лишайников, мхов и многих других.

Он постепенно разрушается, превращаясь в труху. Наблюдения за пнем помогают детям понять круговорот веществ в природе. Обитатели пня: на коре яркими желтыми пятнышками сверкает лишайник - стенная золотянка. Гриб трутовик разросся красивыми серо-коричневыми оборками. Под корой поселились мокрицы, жуки-дровосеки, жуки-усачи и другие насекомые. В солнечный день на пне можно встретить прыткую ящерицу, снующую взад-вперед, клопов - «солдатиков», муравьев. Это объект исследования для детей старшего дошкольного возраста. Разбиты большие цветники, рабатки и альпийские горки непрерывного цветения; посеяны куртины растений-медоносов (душицы, тысячелистника, донника, цикория и др.); оставлены участки сорных растений (лопуха, крапивы, одуванчика и др.). Это привлекает жуков, пауков, бабочек, шмелей, пчел, ос и других насекомых. На зеленых газонах стрекочут пестрые и зеленые кузнечики, кобылки.

Старый пень, оставшиеся от спиленных деревьев, покрытый мхами, лишайниками, грибами, служит отличным объектом для наблюдений по темам «Почва» (круговорот веществ, «Растения».

Мы организовали наблюдения на примере старого спиленного дерева.

На таком дереве через некоторое время появилась молодая поросль.

Также мы часто на этом участке наблюдаем за божьими коровками. Воспитатели детям загадают загадки, например: На пне ягодка ползет, платье красное в горошек и летать умеет ловко, это (божья коровка). Дети рассказывают, что это маленький жучок. У него на спинке крылья, может летать, ножки тонкие, маленькие. Она никогда не прячется от врагов.

Наоборот - ярко одета, видно ее из -далека, хотя очень маленькая. Никого не боится, знает, что ее съесть нельзя. При опасности жучок выделяет молочко, которая плохо пахнет. Оно то и отпугивает его врагов. И еще поэтому называют «коровкой». Любимая еда божьих коровок – тли, белокрылки, мелкие клещи. С детьми выясняем, что они прячутся в трещинах, в щелях коры деревьев. Также дети вспоминают скороговорки, например: «Божья коровка, улети на небо, принеси мне хлеба, черного иль белого, только не горелого!». Дети уже знают, что нужно загадать желание и говорить скороговорку, если успеешь сказать стишок полностью, то желание исполнится.

С детьми, посчитав кольца на пне, узнали сколько лет было спиленному дереву.

Каждый раз рассматриваем дырки которые появляются на пне.

Детям объясняем, что это поселились жуки –древоточцы, жуки-короеды, жуки- усачи. Они для своих личинок ходы сверлили, квартирки сделали.

Если по близости находится муравейник, то могут сюда поселиться и муравьи. Если они поселяться, то сделают много квартирок, коридорчиков для своих личинок. Тогда пень в труху превратится, на землю кусочками упадет. Кусочки растащат жуки-червяки и съедят, в почву превратят. От пня не останется ничего! Все изменения все время отмечаем в карте-схеме. А за пнем наблюдаем и летом, и осенью.

Остановка «Зеленая аптека»

Выделили участок (на клумбе) для посадки лекарственных растений, как бы оформляем «Живую Красную книгу». В состав растений тропы входят: мята перечная, календула лекарственная, подорожник, душица, мать-и-матчеха, тысячелистник обыкновенный, и др. Дети знакомятся со всеми описанными выше растениями, проводя сенсорное обследование их частей и семян, с биологическими и лечебными свойствами, правилами сбора этих растений, а также с тем, какие именно части растений применяются для лечения болезней. Учатся находить и различать их.

В игровой занимательной форме педагог ведет рассказ о каждом лекарственном растении, также отмечает, что собирать эти растения нужно вдали от дорог, растения впитывают пыль и выхлопные газы от машин. Лекарственные растения нужно беречь, собирать их в небольшом количестве, не затаптывать.

Остановка «Все на свете друг другу нужны»

Эта остановка на тропе заключительная. Проводится обобщающая беседа по всей экскурсии. Здесь имеется возможность показать некоторые связи, существующие в окружающей среде. Это удобно сделать в ходе беседы о сороке, живущий на дереве и питающиеся насекомыми. Так на примере взаимосвязи всего живого на земле воспитатель обращает внимание детей на необходимость охраны окружающей среды.

Педагогический коллектив нашего детского сада на протяжении долгого времени работает над формированием у детей элементов экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу и поэтому мы решили продолжить эту работу в системе допонительного образования с организацией познавательно-экологического кружка.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Формирование экологического сознания дошкольников как средство воспитания основ патриотизма в условиях реализации ФГОС Родина – это страна, где человек родился и живет, гражданином которой он является. Это ее земля, природа, богатства. Дошкольное детство.

Формирование познавательной активности через экологическое воспитание дошкольников Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает: – воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);.

Формирование экологического воспитания посредством мнемотаблиц Дошкольный возраст – важный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное.

Консультация «Формирование двигательной активности старших дошкольников посредством игр соревновательного характера» Консультация «Формирование двигательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством игр соревновательного характера» Старший.

Консультация «Формирование познавательной активности дошкольников через исследования и эксперименты по сенсорному развитию» Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. Им всё интересно, каждый новый день несёт с собой.

Педагогический совет — деловая игра «Формирование у дошкольников основ экологического воспитания» Цель: Совершенствование работы в детском саду по формированию у дошкольников основ экологического воспитания. Задачи: Развивать экологическую.

Презентация «Методика экологического воспитания детей посредством фольклора» Сложная экологическая обстановка в мире, ее тяжелые последствия, экология родного края, засоренность среды обитания, все это вызывает необходимость.

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством детского экспериментирования Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования. Ребенок – природный исследователь.

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством ИКТ В настоящее время наука и практика образования всё чаще обращает внимание к вопросам развития познавательных интересов детей дошкольного.

Развитие познавательной активности дошкольников с задержкой психического развития посредством Тико-конструирования Дети – дошкольники большую часть времени проводят в детском саду. В этом возрасте они очень любознательны, у них есть огромное желание познавать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование познавательной активности дошкольников посредством экологического воспитания
Опубликовано: 6 февраля 2019 в 13:24
+40Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование познавательной активности дошкольников посредством экологического воспитания» (включая файлы) размещена пользователем Ануфриева Надежда (УИ 1332691) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД