Светлана Квашенникова
Формирование экологического воспитания посредством мнемотаблиц
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – важный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у ребенка экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. Для успешного решения задач экологического воспитания мы в своей работе используем метод мнемотехники.
Публикация «Формирование экологического воспитания посредством мнемотаблиц» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
К. Д. Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.
Мнемотехника (в переводе с греческого - «искусство запоминания») - это система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Ребёнок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы. Развивать память - значит, обеспечить развитие всей умственной деятельности дошкольника. Мнемотехника- это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится всё более актуальным.
Особое место в работе с детьми занимает также использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.
Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:
• - развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
• - перекодирование информации, т. е. преобразования из абстрактных символов в образы;
• - развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
Что можно изображать в таблице. В таблице схематически возможно изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, то есть можно изобразить все то, что вы посчитаете нужным отразить в данной таблице. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Основы развития мышления ребенка закладываются в раннем детстве; при решении задач, требующих установления связей и отношений между предметами и явлениями, ребенок постепенно переходит от внешних ориентировочных действий к мыслительным действиям, используя образы. Мышление рождается из действия. Иными словами, на основе наглядно–действенной формы мышления складывается наглядно–образная форма мышления. Дети становятся способными к обобщениям, основанным на опыте их практической предметной деятельности и закрепляющимся в слове.
Данная технология основана на принципе замещения реальных объектов предметами, знаками, схематическими изображениями. С моей точки зрения технология мнемотехники в экологическом образовании занимает особое место, т. к. помогает лучше абстрагировать существенные признаки объектов, связи и отношении разной степени сложности, чем другие средства наглядности. Это также подтверждают в своих исследованиях Л. А. Каменева, Л. М. Маневцева, П. Г. Саморукова, Е. Ф. Тереньтьева.
Мнемотаблица помогает детям выстроить логичный, последовательный, от простого к сложному, повествовательный рассказ, активизировать мыслительную деятельность. В результате у них обогащается и активизируется словарь, в речи появляются разные конструкции предложений, развивается умение составлять рассказ.
Цель использования мнемотехники в экологическом воспитании - обеспечение успешного усвоения дошкольниками знаний об особенностях объектов природы, их структуры и взаимосвязях. Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает следующие задачи: развитие основных психических процессов – памяти, внимания, восприятия, мышления (особенно образного); кодирование информации (преобразование предметов, образов в абстрактные знаки, символы); перекодирование информации (преобразование абстрактных символов в образы).
Заниматься мнемотехникой можно начинать с детьми 4-5 лет, когда у них уже накоплен основной словарный запас. Обучение строится от простого к сложному. Работу нужно начинать с простейших мнемоквадратов, затем переходить к мнемодорожкам, а позже к мнемотаблицам.
Мнемотаблица- это графическое или частично графическое изображение явлений природы, некоторых действий, персонажей сказки и др. (раньше их называли «схема – алгоритм). Изображается так, чтобы нарисованное было понятно детям. Для детей младшего и среднего возраста используют цветные мнемотаблицы, так как у них в памяти остаются отдельные образы (желтый цыпленок, зеленая елочка). Позже изображение персонажей усложняются – зарисовываются в графическом виде (волк – серый треугольник, солнышко зимой – желтый полукруг, осень – буква «о» желтого цвета). Для детей старшего дошкольного возраста схемы по возможности рисуются в одном цвете, чтобы не отвлекать их внимание на яркость символических изображений. Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста детей.
Работу с мнемотаблицами ведется по следующим этапам:
1 этап: Рассматривается готовую таблицу и разбираем то, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование информации (преобразовываем абстрактные символы с мнемотаблицы в образы).
3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ материала по заданной теме. Если работа с мнемотаблицами с детьми ведется недавно, то воспитатель дает детям уже готовые мнемотаблицы. Дети с помощью воспитателя рассматривают и проговаривают то, что на ней изображено. А в старшем дошкольном возрасте дети могут не только самостоятельно рассказать по мнемотаблице, но и составить ее.
В своей работе можно использовать алгоритмы процессов ухода за комнатными растениями, посадки семян. Разработаны мнемотаблицы для описания времен года, рассказов о животных и птицах, овощах и фруктах, мнемотаблицы для описания природных объектов (солнце, вода). Такие таблицы, как «Путешествие капельки»(круговорот воды в природе, «Превращения лягушонка», «Правила поведения в лесу (на водоеме)». Используем мнемотаблицы-загадки на экологическую тематику. Особенно эффективны мнемотаблицы при разучивании стихотворений. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.
«Описание времени года"
-Солнце (светит, но не греет; часто бывает за тучками; жарко греет)
- Небо
- Земля
- Деревья
- Люди (их занятия, одежда)
- Звери (поведение, питание, внешний вид)
- Птицы
- Чем можно заниматься
«Описание овощей и фруктов»
- Что это?
- Цвет
- Форма
- Величина
- Вкус
- Сочность
- Место произрастания
- Что из этого можно сделать.
«Описание и сравнение животное»
- Внешний вид (части тела)
- Место проживания (коровник, конура, свинарник и пр. (для домашних животных) или берлога, логово, нора и пр. (для диких животных)
- Чем питается
- Как зовут детёныша
- Какую пользу приносит человеку (для описания только домашних животных)
- В каких сказках или мультфильмах встречается данное животно «Описание и сравнение птиц»
- Внешний вид
- Зимующая или перелётная
- Где живёт
- Чем питается
- Как выводит птенцов
- Какую пользу приносит человеку
Таким образом, использование метода мнемотехники в экологическом воспитании и образовании дошкольников является средством развития познавательной активности, способствует формированию у детей целостной картины мира. Работа в данном направлении помогает ребятам без затруднений ориентироваться в знаковой системе и способах кодирования, совершенствовать экспрессивную речь, развивать логическую память, образное мышление и внимание.