Мария Бурая
Проект по работе с детьми с ОВЗ «Открывая мир»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема социальной реабилитации детей-инвалидов затрагивает многие отрасли научной мысли. С каждым годом число детей-инвалидов увеличивается не только в нашей стране, но и в мире. Социальная политика в Российской Федерации, ориентированная на инвалидов, строится на основе медицинской модели инвалидности.
В концепции модернизации социальной системы в Российской Федерации одним из приоритетов социальной политики является обеспечение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) социально-психологическими и специальными условиями для жизни и развития.
Публикация «Проект по работе с детьми с ОВЗ „Открывая мир“» размещена в разделах
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
В ходе реализации проекта предполагается проведение не только основных реабилитационных мероприятий непосредственно с педагогами в социально-реабилитационном центре, но и мероприятия, направленные на ориентирование детей с ОВЗ в инфраструктуре города. Это могут быть практикумы, ознакомительные экскурсии, как с объектами социальной значимости, так и с представителями различных профессий. Помимо такого взаимодействия детей с ОВЗ с окружающей их действительностью, предполагается проведение акций различной направленности, взаимодействие с представителями молодежной субкультуры города.
В рамках реализуемого проекта предполагается достижение перечисленных возможностей, а именно:
-ребенок с ОВЗ становится частью детского коллектива;
-в рамках такого коллектива вырабатываются конструктивные способы коммуникации;
-дети вовлекаются в культурную жизнь города через организацию мероприятий и демонстрацию результатов своей деятельности;
-дети знакомятся с инфраструктурой города с последующим самостоятельным использованием этой инфраструктурой.
Таким образом, по окончанию курса реабилитации в центре родитель замечает качественные изменения в поведении ребенка. В ходе такого рода социальной реабилитации реализуются основные государственные приоритеты в системе социальной защиты населения, а именно:
-снижается уровень социальной изоляции детей, имеющих инвалидность;
-повышается социальная активность семей, имеющих ребенка-инвалида;
-изменяется отношение к инвалидам в массовом сознании граждан и социальная разобщенность инвалидов и граждан, не являющимися инвалидами, предопределяющие необходимость проведения соответствующих разъяснительных и образовательно-информационных кампаний.
Основная цель проекта - комплексная реабилитация детей и подростков с ОВЗ, способствующая их успешной адаптации и социализации, а также оказание квалифицированной помощи родителям, членам семей, воспитывающих детей с нарушениями развития.
Задачи проекта :
-определение особенностей организации реабилитационного процесса в соответствии с возрастом каждого ребенка, структурой нарушения развития и степенью выраженности;
-формирование у детей потребности в эмоционально-личностном контакте со взрослыми;
-создание условий для восприятия свойств и качеств предметов в разнообразной деятельности (в игре с дидактическими и сюжетными игрушками, в продуктивной деятельности, в конструировании и пр.)
-формирование у детей поисковых способов ориентировки;
-развитие коммуникативных компетенций, форм и навыков конструктивного личностного общения;
-реализация комплексной системы мероприятий по социальной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья;
-создание пространства для детско-взрослого взаимодействия с учетом ведущей деятельности ребенка;
-оказание консультативной и методической помощи родителям, членам семьи, имеющим в своем составе ребенка-инвалида.
Активными участниками проекта являются дети, имеющие легкую или среднюю степень умственной отсталости; педагоги, включенные в реабилитационный процесс (воспитатели, социальный педагог, педагог-психолог, логопед, инструктор по труду, музыкальный руководитель, социальные работники учреждения, родители. Пассивными участниками проекта являются заведующий отделением, должностные лица, спонсоры, аниматоры, волонтеры и т. д. Количество детей в группе варьируется от 3 до 5 человек. Возрастной состав группы от 12 до 18 лет.
С каждым годом все больше детей рождается с проблемами в развитии. Дети с органическим поражением центральной нервной системы составляют представительную группу из числа детей-инвалидов. У этих детей отмечается интеллектуальная недостаточность, нарушения мотивационной, эмоционально-волевой, двигательной сфер, а так же познавательной деятельности (восприятия, памяти, мышления, речи).
Важно при работе с такими детьми определить индивидуально-психологические особенности, затем разработать содержание коррекционно-педагогической работы. Особенно важно сформулировать принципы работы, методы воспитания в процессе реабилитации «особенных» детей.
Под принципами понимаются требования, лежащие в основе всего реабилитационного процесса и определяющие его содержание, методы, средства и формы реализации. Из многообразия принципов реабилитационного процесса могут быть реализованы лишь те, которые учитывают специфику детей с ОВЗ. Это принципы оптимистической перспективы, природосообразности, культурообразности, индивидуального и дифференцированного подхода, коррекционной направленности, комплексного подхода, непрерывности реабилитационного процесса, связи воспитания и обучения.
Предполагаемые результаты проекта, их диагностика.
Под краткосрочными результатами проекта предполагается :
-овладение детьми с ОВЗ конструктивными способами общения;
-умение налаживать эмоционально-личностные контакты;
-расширение круга общения;
-применение родителями рекомендаций специалистов по оптимизации процесса социализации.
Предполагаемые долгосрочные результаты проекта :
-самостоятельное использование инфраструктуры города;
-умение решать проблемные ситуации, применяя поисковые способы ориентации;
- информирование родителей и членов семей детей с ОВЗ об особенностях возрастного развития ребенка, оптимизация детско-родительских отношений (снятие страхов, стеснения и пр.)
Перспектива развития социально-педагогического проекта заключается в возможности использования наработанного нами опыта в социально-реабилитационных центрах других регионов страны, в которых существуют отделения реабилитации детей-инвалидов. Воспользовавшись проектом, коллеги получат возможность адаптировать его к имеющимся условиям и активно применять в практической деятельности.
Предполагаю, что реализация данного проекта будет способствовать изменению в сознании граждан отношения к детям-инвалидам и самих детей к обществу. Социальная изоляция детей с ОВЗ способна привести к закреплению в поведении этой категории детей деструктивных форм реагирования, формированию потребительской позиции.
Таким образом, позитивное восприятие детей с ОВЗ обществом в целом способно изменить ценностные ориентации этой категории несовершеннолетних.