Елена Шитова
Проект по познавательно-творческому развитию дошкольников «Творчество А. Л. Барто для дошколят»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : познавательно – творческий
Вид проекта : групповой, информационный, игровой
Продолжительность проекта : средней продолжительности
Участники проекта : дети младшей, средней, старшей группы, воспитатели, родители
Сроки реализации проекта : с 01.06.2021г. по 20.08. 2021г.
Методы:
• - наглядные
• - словесные
• - практические
• - игровые
• - онлайн
Актуальность проекта :
Публикация «Проект по познавательно-творческому развитию дошкольников „Творчество А, Л, Барто для дошколят“» размещена в разделах
- Барто А.Л. Проекты
- Барто А.Л. Творчество Агнии Барто
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» август 2021
Детская литература занимает особое место в жизни ребёнка. Книга – это средство всестороннего развития ребёнка. Она способствует развитию у детей любви к Родине, к родной природе, родному языку, развивает и обогащает детское воображение. Мы смотрим в книгу, как в зеркало и находим в ней отражение того, что происходит с нами, как бы со стороны видим поступки и их последствия. Всё это оказывает большое влияние на развитие ребёнка как личности. Слабое знание детьми творчества детских писателей, увлечение детьми компьютером, недопонимание родителями важности ознакомления детей с художественной литературой и привития любви к книге – это проблема нашего времени. Данный проект даёт возможность познакомиться с творчеством Агнии Львовны Барто. Читая стихи Агнии Барто, ребенок обязательно увидит, кому следует подражать, а на кого лучше не быть похожим. Поэтесса создает выразительные портреты детей, раскрывает глубину их переживаний, подмечая черты детской психологии. На произведениях А. Барто выросло не одно поколение детей. Осмысливая её произведения, ребенок учится жить, мыслить и оценивать свои поступки.
А. Барто раскрывает личность ребенка с самого раннего детства, когда ребенок начинает только ходить («Машенька» 1948 год). Малыш в этот пери-од открыватель мира, он только получает самые первые впечатления. В стихах поэтесса прослеживает рост самостоятельности ребенка. Агния Барто смеется с детьми весело, не зло, она не хочет обидеть и навсегда осудить ребенка, так как дети растут и меняются и поэтому они не безнадежны в дурных поступках.
Насмешки Барто не ранят и не убивают, но заставляют как бы со стороны посмотреть на себя. Барто глубоко убеждена, что именно в детстве закладывается основа человека, и если в формирующем характере появились отрицательные качества, то это грозит большими моральными потерями в будущем. Поэтому так страстно и по-серьёзному, а не в шутку разговаривает она с детьми, поэтому в веселых стихах она учит честности и чести, душевной щедрости и доброте. Агния Барто художник портретист, точнее портретист юморист и сатирик. Её интересует личность ребенка, его индивидуальность, его характер, его наклонности, способности, разнообразия души. «Новичок», «Шкурка», «Любочка», «Болтунья», «Вовка добрая душа» разве это не портретная галерея героев?
Со страниц книг Барто на нас смотрят живые дети, у каждого из них свой характер, свои причуды, свои нравственные особенности. Кого здесь только нет в этой галерее ребят: болтунья, замарашка, плакса, маленькая сплетница, зазнайка, жадина, лентяй, кокетка. Юмор и сатира автора этих портретов преследуют благородную воспитательную цель: помочь детям начать борьбу с недостатками своими и чужими. Барто умеет ставить в стихах воспитательные задачи, не упуская основную большую цель учить ребенка думать и чувствовать, любить родной язык, слышать и понимать музыку сти-ха и мысль поэта. Барто знает, что с ребенком надо говорить забавно, что у детей все начинается с игры. Барто как бы растет со своим читателем. Пере-ступил ребенок порог школы, его снова встречают стихи любимой поэтессы: «В школу», «Сережа учит уроки».
Одно из главных направлений педагогической деятельности в ДОО является воспитание культуры общения, доброты, внимания друг к другу. Часто педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей как грубость, эмоциональная глухота, враждебность. Чем младше ребенок, тем эффективнее влияние на его чувства и поведение. Главная цель социально-нравственного воспитания помочь каждому ребенку почувствовать свою принадлежность к роду человеческому и окружающему миру; найти свое место и выстроить отношение с окружающими. В этом неоценимую помощь оказывает педагогу произведения Агнии Барто.
Цели:
1. Знакомство детей с творчеством А. Барто,
2. Расширение знаний и привитие интереса к её творчеству.
3. Развитие интереса к чтению художественной литературы.
4. Формирование бережного отношения к книжкам, игрушкам.
5. Формирование интереса и потребности в чтении через произведения А. Л. Барто.
Задачи:
1. Научить детей узнавать произведения А. Барто.
2. Расширение знаний детей о творчестве поэтессы.
3. Прививание любви к её творчеству;
4. Стимулирование проявления речевой активности
5. Развитие творческой личности, умения выразительно читать наизусть стихотворения;
6. Расширение творческих способностей, связной речи посредством литературного языка.
7. Воспитание желания оказывать помощь сказочному персонажу.
8. Развитие способности понимать и чувствовать настроение произведения, элементарно анализировать его содержание;
9. Развитие память, художественно-речевые и исполнительские умения.
10. Воспитание любви к чтению, бережного отношения к книге
11. Учит детей умению включать в сюжет различные игрушки и вести с ними ролевой диалог;
12. Укрепление сотрудничества педагогов ДОУ и родителей
Этапы проведения и реализации проекта :
I. Подготовительный этап (01 июня – 30 июня)
Информационно-накопительный:
• Поиск идей проекта : изучение интереса детей для определения целей проекта;
• Подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике проекта.
Анкетирование родителей:
«Анкета для родителей с целью выявление мотивации познавательно-речевого развития детей с использованием детской литературы». (Приложение 1, проводится в онлайн формате.
Подготовка наглядного и дидактического материала:
• Сбор и анализ литературы.
• Подбор литературных произведений А. Барто для детского чтения;
• Консультация для родителей «Чтение в жизни ребенка», проводится онлайн;
• Разработка плана проведения мероприятий проекта.
II. Продуктивный этап (01 июля – 31 июля) :
1. Организационно-практический
• Беседа о писательнице А. Л. Барто и о её творчестве, проводится онлайн.
• Знакомство с творчеством А. Барто, проводится онлайн;
• Чтение литературных произведений А. Барто, проводится онлайн;
• Анализ изученных произведений, проводится онлайн;
• Заучивание стихов А. Барто;
• Изготовление атрибутов по стихотворениям А. Барто с целью дальнейших постановок;
• Постановка сюжетных картин (театральных этюдов) по произведениям А. Барто;
• Рисование по произведениям А. Барто «Стихи в рисунках»;
• Оформление уголка чтения «Агния Барто в стихах»;
2. Совместная деятельность с родителями:
• помощь в организации литературно-творческой среды;
• советы родителям «Почему так важно читать детям стихи поэтессы» дополнение размышлениями родителей;
• оформление презентации по теме «Роль чтения стихов А. Барто в воспитании ребёнка»;
• консультация для родителей с рекомендациями по чтению детских произведений;
• творческие задания для родителей и детей «Читаем вместе»;
• Выставка онлайн «Иллюстрации к стихам А. Барто»;
• открытый просмотр для родителей «Как читать стихи А. Барто» (онлайн).
• работа по подготовке и организации развлечения «В гости к Агнии Барто»;
• заучивание стихов;
• изготовление атрибутов, декораций.
III. Итоговый этап (01 августа – 20 августа) :
Презентационно - завершающий
• Книжка-альбом «Игрушки» дети и родители иллюстраторы к стихам А. Барто.
• Развлечение «В гости к Агнии Барто»
Ожидаемые результаты работы над проектом :
- Дети принимают участие во всех мероприятиях. Слушают произведения А. Л. Барто в исполнении педагога и родителей. Рассматривают иллюстрации в книгах;
- Рассказывают знакомые стихи А. Л. Барто ;
- Разыгрывают знакомые произведения и стихи А. Л. Барто с помощью игрушек, различных видов театра, придумывают новые, свои;
- Дети стали дружнее, чаще приходят друг другу на помощь;
- Для родителей была изготовлена литературная памятка к 110-летию со дня рождения Агнии Львовны Барто
- Стихи А. Л. Барто учат беречь свои игрушки, помогать взрослым.).
Вывод:
Проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат не только в познавательном, речевом, но и в социальном развитии детей; сблизила детей, а также, родители стали больше читать детям и приобретать много новой и полезной литературы.
Используемая литература:
1. «Агния Львовна Барто» Алла Тюкова//журнал «Биография» февраль 2006 г.
2. А. Барто. Собрание сочинений в 4 т. Москва: Художественная литера-тура, 1981 г.
3. Агния Барто. Избранные стихи. Москва: Планета детства, 1999.
4. Интернет ресурсы
Приложение № 1
Анкета для родителей
с целью выявление мотивации познавательно-речевого развития детей
с использованием детской литературы
1. Ф. И. ребёнка___
2. Возраст ребенка ___
3. Кто отвечает на анкету (мама, папа, бабушка, дедушка) ___
4. Какое место в Вашей жизни занимает книга? ___
5. Как часто вы читаете? Сколько времени? (20, 30 мин и т. д.) ___
6. Любите ли Вы читать книги своему ребёнку? ___
7. Часто ли Вы читает книги своему ребёнку? ___
8. Какие книги Вы читаете своему ребёнку? ___
___
___
9. Какие книги любит Ваш ребёнок? ___
10. Вы читаете книги ребёнку каждый день? Как долго? ___
11. Есть ли у Вашего ребёнка потребность в том, чтобы ему читали книги?
___
12. С удовольствием ребёнок слушает или нет? ___
13. Обсуждаете ли Вы прочитанное с ребёнком? ___
14. Как Вы считаете, приносит ли пользу домашнее чтение? Какую? (Охарактеризуйте результат). ___
___
___
15. Хотели бы Вы, чтобы Ваш ребёнок любил книги? ___
16. Ваши пожелания и замечания по поводу чтения книг. ___
___
___
___
Приложение № 2
Сценарий развлечения, посвященный А. Л. Барто
«В гости к А. Барто».
Под музыку «Тот, кто любит читать» (интернет) (Автор не известен, дети входят в зал и рассаживаются на места
Вед. - Здравствуйте, ребята! Сегодня замечательный день! Я хочу пригласить вас в гости замечательных стихов А. Л. Барто. Стихов веселых, поучительных, часто шуточных. Они учат нас быть чело-вечными, скромными, трудолюбивыми. Учат уважать других людей, помогать родителям, бабушкам и дедушкам. Наверное, нет у нас в стране ни одного человека, который бы не был знаком с творчеством Агнии Барто.
Мальчик.
Книгу первую мою (Сеня Син)
Берегу я и люблю.
Хоть пока и по слогам,
Я ее читаю сам -
Девочка.
И с конца, и с серединки, (Маша)
В ней красивые картинки,
Есть стихи, рассказы, песни.
С книгой жить мне интересней!
Вед. Для создания своих стихотворений Агния Барто ездила по детским садам, школам, общалась с детьми, чтобы узнать, что вам. Ребята, интересно, о чем вы думаете, мечтаете.
- В ее стихах можно встретить такие имена девочек: Катя и Нина, Анюта и Настенька, Тамара и Любочка, Сонечка, ….
- И такие имена мальчиков: Сережа и Петя, Димка и Вовка, Ванечка, Митяй – лентяй,.
- Вы хотите познакомиться с этими девочками и мальчиками?
Ответы детей.
Вед. – Тогда вперед!
Под песню «Кораблик» в исполнении Ситник входят моряки
Ведущий: Поднять паруса! Свистать всех наверх! Мы отправляемся в гости к «Агнии Барто»
Моряки читают девиз:
Мы - моряки,
Плечи широки,
Крепкие руки,
Клешем брюки.
1 Моряк
Жарко в кочегарке! (Илья)
В Африке не жарче!
Бьется пульс машинный,
Видно, что спешим мы!
2 Моряк
Ишь, какая качка, (Мироша)
Скачешь, вроде мячика.
Эй, смотрите с палубы,
За борт не упали бы!
Вед. Вот мы и прибыли! Посмотрите, какой уютный дворик, как много девочек и мальчиков. Давайте туда заглянем!
Выбегают дети во двор под песню «Мальчишки и девчонки»
и танцуют потом рассаживаются на отведенные места и читают стихи
«Самолет»
Самолет построим сами,
Понесемся над лесами.
Понесемся над лесами.
А потом вернемся к маме.
«Грузовик»
Нет, напрасно мы решили
Прокатить кота в машине:
Кот кататься не привык -
Опрокинул грузовик.
«Мячик»
Наша Таня громко плачет
Уронила в речку мячик
Тише, Танечка, не плачь,
-Не утонет в речке мяч
«Мишка»
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу меня:
Потому что он хороший.
«Зайка»
Зайку бросила хозяйка
Под дождем остался зайка
Слезть он с лавочки не смог
Весь до ниточки промок
«Кораблик»
Матросская шапка, веревка в руке,
Тяну я кораблик по быстрой реке.
И скачут лягушки за мной попятам
И просят меня: - Прокати, капитан!
За дверью слышится плач Гали (Лиза м)
Вед.
Что за вой? Что за рёв?
Там не стадо ли коров?
Исполнение стихотворения «Девочка – ревушка» (Ведущая)
Выходит девочка плачет.
Вед. – Нет. Там не коровушка, Это Галя – ревушка!
Плачет, заливается, платьем утирается….
Вышла рева на крыльцо,
Рева сморщила лицо:
Галя. Никуда я не пойду!
Мне не нравится в саду! У-у-у!
Вед. Вот вернулась Галя в дом,
Слезы катятся ручьем:
Галя:–Ой, пойду обратно!
Дома неприятно! О-о-о!
Вед. Дали Гале молока.
Галя. Эта кружка велика!
В этой не могу я,
Дайте мне другую! Уу-уу-у!
Вед. Дали ревушке в другой,
Рева топнула ногой:
Галя. - В этой не желаю!
Дайте лучше чаю! Аа-аа-аа!
Вед. Тут сбежался народ,
Чтоб узнать: Кто ревет?
Кто все время плачет?
Что все это значит?
Видят – девочка стоит,
Очень славная на вид:
Нос распух, что свекла,
Платье все промокло.
Галя – Оо-оо-оо!Уу-уу-уу!
Вед. Что ты плачешь, ревушка,
Ревушка – коровушка:
На тебе от сырости
Плесень может вырасти!
Вед. Ой, какая капризная девочка. Ребята, а среди вас есть Гали-ревушки? (ответы детей).
Галя. Я тоже не хочу быть ревушкой!
Вед. Конечно, вы стали уже большими и скоро пойдете в школу.
Ведущий: предлагаю вам игру
Что за шум? Что за рев?
Это не стадо ли коров?
Игра в стадо
Мы вчера играли в стадо,
И рычать нам было надо.
Мы рычали и мычали,
По-собачьи лаяли,
Не слыхали замечаний
Анны Николаевны.
А она сказала строго:
— Что за шум такой у вас?
Я детей видала много —
Таких я вижу в первый раз.
Мы сказали ей в ответ:
— Никаких детей тут нет!
Мы не Пети и не Вовы —
Мы собаки и коровы.
И всегда собаки лают,
Ваших слов не понимают.
И всегда мычат коровы,
Отгоняя мух.
А она в ответ: — Да что вы?
Ладно, если вы коровы,
Я тогда — пастух.
Я прошу иметь в виду:
Я коров домой веду.
Под веселую муз. выходит девочка и ведет брата Сережу за руку, сажает его на пол.
Девочка (Ангелина)
Мне теперь не до игрушек —
Я учусь по букварю,
Соберу свои игрушки
И Сереже подарю.
Деревянную посуду
Я пока дарить не буду.
Заяц нужен мне самой —
Ничего, что он хромой,
А медведь измазан слишком…
Куклу жалко отдавать:
Он отдаст ее мальчишкам
Или бросит под кровать.
Паровоз отдать Сереже?
Он плохой, без колеса…
И потом, мне нужно тоже
Поиграть хоть полчаса!
Мне теперь не до игрушек —
Я учусь по букварю…
Но я, кажется, Сереже
Ничего не подарю.
Ведущий: А сейчас небольшая викторина
В корзине собраны различные предметы, (или рисунки, относя-щиеся к стихам Барто. Предмет считается угаданным, если дети назовут героя, а также название стихотворения. Игра проводится в виде соревнования.
МЯЧИК – Таня “Мячик”
ПОГРЕМУШКА – Андрюшка “Погремушка”
КОНФЕТЫ – Танюша “Помощница”
ВЕРЁВОЧКА – Лида “Верёвочка”
ОЧКИ – Серёжа “Очки”
САМОСВАЛ – Алексей “Жил на свете самосвал”
БИНТЫ, ЙОД – Таня и Тамара “Мы с Тамарой”
ЕДИНИЦА – Лёшенька “Лёшенька, Лёшенька”
МАКУЛАТУРА – Юра “Секрет успеха”
БЛИНЧИКИ – Павлик “Блинчики”
ПУГАЧ – Серёжа “Пугач”.
ТЕЛЕФОН – ученики “Почему телефон занят?”
БУКЕТ – Леночка “Леночка с букетом”.
ГЛАДИОЛУСЫ – Маечка “Именинница”.
Ведущий. Уважаемые дети, спасибо вам за праздник.
Агнии Львовны нет. Но с нами ее стихи, тепло ее сердца, добро ее дел.
На полке – ее книги, много раз читанные, знакомые до строки.