Ольга Волкова
Конспект занятия по познавательно-речевому развитию «Устное народное творчество русского народа»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно-эстетическое развитие».
Цель:
Развивать у детей интерес к устному народному творчеству.
Задачи
Образовательные:
Публикация «Конспект занятия по познавательно-речевому развитию „Устное народное творчество русского народа“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Устное народное творчество
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2019
- Познакомить детей с понятием - устное народное творчество, увлечь его красотой, яркостью, мудростью и задором.
- Способствовать формированию выразительной интонации речи;
- Понимать смысл загадок и находить отгадку.
Развивающие:
- Развивать навыки свободного общения с взрослыми и детьми.
- Развивать умение использовать в беседе накопленные знания.
- Развивать логическое мышление.
– Развивать творческие способности детей.
Воспитательные
- Воспитывать интерес к творчеству своего народа.
Словарная работа:
Активизировать в речи детей слова: потешки, колыбельные песенки, считалки, уста.
Методические приёмы:
Дидактическая игра «Ква-ква-ква», рассказывание потешек, считалок, пение колыбельных песен, загадывание загадок, вопросы к детям, исполнение песни «Пошла млада за водой», обобщающая беседа.
Оборудование:
Русские народные костюмы для детей, пазлы - «Дикие животные», иллюстрации с героями сказок, кроватка - колыбель, кукла, корзина с овощами.
Предварительная работа:
Чтение и заучивание потешек, считалок, разгадывание загадок, рассматривание картин и иллюстраций.
Планируемый результат:
Вызвать рост познавательной активности и интереса к окружающему миру, умение детей проявлять творческие способности.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Звучит музыка.
В мире много сказок
Грустных и смешных
Но нельзя на свете
Нам прожить без них
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло,
Пусть добро навеки
Побеждает зло.
(Ю. Энтин)
Воспитатель: Дети, вы любите русские народные сказки?
Дети: Да
Воспитатель: А почему сказки называются народные?
Дети: Сказки сочинял народ.
Воспитатель: Правильно, дети. Получается, что сказку придумал не один человек, а много разных людей, народ, поэтому её и стали называть - “народная”. Люди пересказывали сказки друг другу, с каждым разом они становилась все лучше, интереснее и мы с вами очень любим их слушать.
А сейчас я хочу проверить, как хорошо вы знаете русские народные сказки. Надо будет посмотреть на сказочных героев и назвать сказку, в которой они «живут»
Дети рассматривают иллюстрации со сказочными героями и называют сказки.
Воспитатель: Но не только сказки русский народ складывал. Издавна на Руси мамы, бабушки, няни всегда пели и рассказывали детям потешки, когда кормили, умывали, расчёсывали, укладывали спать.
Воспитатель: Как вы думаете, зачем русский народ создавал потешки?
Дети: Детей потешать, развлекать, успокаивать, веселить.
Воспитатель: Ещё в народе сочиняли забавные потешки про животных. Дети, встаньте парами и подойдите к столам. Надо будет из частей собрать целую картинку с изображением животного.
Дети складывают пазлы – лиса, белка, медведь, заяц.
Воспитатель: Молодцы! Какие животные у вас получились? Давайте расскажем потешки о них.
Чтение потешек о животных, изображенных на картинках.
Воспитатель: Дети, все вы любите играть и в играх обязательно должен быть водящий. А выбрать его можно, конечно, с помощью считалки. Считалки - это короткие стихи, которые помогают детям распределять роли в игре, чтобы всем было весело и никому не обидно. Предлагаю поиграть в игру «Ква-ква-ква». Водящего выберем с помощью считалки. На кого выпадет последнее слово, тот и водит.
Подумайте, как надо рассказывать считалку, громко или тихо.
Описание игры:
Выбирают водящего. Ему завязывают глаза, а остальные становятся в круг вокруг водящего. Водящий кружится вокруг своей оси и произносит:
«Вот лягушка по дорожке
Скачет, вытянула ножки,
Увидала комара,
Закричала…»
При слове «закричала», ведущий указывает рукой впереди себя. Тот, на кого указал ведущий, произносит «Ква-ква-ква» (неестественным голосом, чтобы водящему было труднее отгадать). Водящий должен отгадать имя этого игрока.
Воспитатель: Дети, у нас в России, да и во всём мире, когда мамы укладывают детей спать, поют им песенки.
Как они называются?
Дети: Колыбельные песенки.
Воспитатель: Какие мелодии у этих песен?
Дети: Ласковые, спокойные, добрые, тихие.
Воспитатель: А вам мамы и бабушки колыбельные песенки пели, когда укладывали спать? Как вы думаете, зачем они их пели?
Дети: Чтобы дети побыстрее уснули.
Воспитатель: Правильно, под колыбельную дети легко и быстро засыпают и снятся им добрые и весёлые сны. А какие песенки вы поете, когда баюкаете своих кукол?
Давайте уложим спать куклу под такую песенку.
Дети исполняют колыбельные песенки.
Воспитатель: Дети, а вам нравится отгадывать загадки? Загадки появились в народе очень давно. Люди их придумывали для того, чтобы дети росли умными, учились наблюдать.
Скажите, пожалуйста, чем загадки отличаются от потешек, сказок?
Дети: В загадке всегда содержится вопрос. На загадку всегда надо найти отгадку.
Воспитатель: Посмотрите, что у меня в корзине?
Дети: Овощи.
Воспитатель:Сейчас я покажу вам овощ, а вы расскажете загадку про него.
Загадывание загадок.
Воспитатель: Потешки, считалки, загадки, колыбельные песенки, сказки - все это и называется устным народным творчеством. Устное – потому что раньше люди ничего не записывали, так как писать не умели, а только пересказывали друг другу. В старину говорили не рот, а уста. И получилось устное. Народное – потому что народ придумывал, творчество – потому что сочиняли, творила сами. Вот и получилось устное народное творчество.
Воспитатель: А сейчас я приглашаю вас всех спеть русскую народную песню
Исполнение русской народной песни «Пошла млада за водой».
Воспитатель: Все были молодцы! И заслужили угощение.