Валентина Зайцева
Самоанализ профессионального мастерства (педагога) по интеллектуально-творческому развитию детей
▼ Скачать + Заказать документы
Место проведения: МБДОУ детский сад №12 «Аленушка» поселка Псебай
Дата проведения:29.04.2016 г.
Время проведения: 13.30.
Контингент слушателей : педагоги и специалисты
Подготовила: Зайцева В. В., воспитатель 1 младшей группы «Ласточки»
Публикация «Самоанализ профессионального мастерства (педагога) по интеллектуально-творческому развитию детей» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самоанализ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2016
Ранний возраст характеризуется интенсивным развитием познавательных функций в их первоначальных формах (сенсорика, восприятие, память, мышление, внимание). В это же время у ребенка начинают складываться коммуникативные свойства, интерес к людям, общительность, подражание, формируются первичные формы самосознания.
На 3 году жизни возраста восприятие ребёнка достигает относительно высокой ступени развития, однако оно во многих отношениях ещё очень несовершенно. Дети ещё не умеют подчинять своё восприятие поставленной перед ними задаче, согласовать его с теми требованиями, которые предъявляют к ним окружающие в словесной форме. Поэтому восприятие ребёнка этого возраста носит недостаточно целенаправленный, малооргани- зованный характер.
Важно научить с удовольствием и любознательностью изучать окружающий мир, обследовать предметы разными способами и методами.
В своей деятельности по развитию у детей интеллектуально- творческого потенциала, я придерживаюсь основных дидактических принципов: от легкого к сложному, от наблюдения к элементарному обобщению.
Предметно – развивающая среда в группе направлена на реализацию познавательных областей в совместной партнерской деятельности взрослых и детей. Чтобы вызвать интерес к дидактическому материалу, привлечь внимание детей, я показываю, как надо действовать с ним.
В совместной игровой с воспитателем деятельности, у детей развиваются умения обследовать предметы ближайшего окружения, устанавливать простейшие связи между ними.
Для наших малышей характерно преобладание чувственного познания окружающего мира. Учитывая это, я подбираю такой материал, который можно обследовать и активно действовать с ним.
Для развития сенсорных эталонов и мелкой моторики в достаточном количестве имеются мозаики и пирамидки разных размеров, строительный материал, наборы «Лего», кубики –вкладыши, наборы разнообразных игр на мелкую моторику.
С целью обогащения чувственного опыта детей, я широко использую дидактические игры: «Чего не стало?», «Кто ушел», «Кто пришел», которые способствуют развитию внимания и памяти;
«Что звучит?», «Где звенит?»- развивают слуховую дифференциацию;
«Чудесный мешочек», «Волшебный сундучок» развивают тактильные ощущения и мелкую моторику рук.
Помогая малышам обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму, побуждаю их включать движения рук по предмету в процесс знакомства с ним (обводить руками части предмета, гладить их, действовать с ним – шар круглый, он катится, у кубика есть углы – он не катится).
В формировании знаний о величине, привлекаю внимание детей к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи: (большой дом — маленький домик, большая матрешка — маленькая матрешка, большие мячи — маленькие мячи).
В совместных играх с детьми, показываю, как можно задействовать окружающие предметы: из стульев получается автомобиль, автобус.
Большую роль отвожу развивающим играм, создавая тем самым условия для развития интеллектуально – творческого потенциала ребенка.
Маленькие дети по своей природе уже исследователи. Им хочется испытывать все самим, пробовать неизведанное. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Развитие воображения зависит от развития чувственной сферы ребенка, а этому способствует экспериментальная деятельность.
Детское экспериментирование - замечательное средство интеллектуального развития.
Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное. Знания, добытые самостоятельно всегда являются осознанными и более прочными.
В возрасте 2-3 лет происходит становление отдельных фрагментов экспериментаторской деятельности, пока еще не связанных между собой в какую-то систему. Моя задача : помочь выстроить эту систему.
С целью развития познавательной активности у детей раннего возраста, интереса детей к окружающему миру разработан долгосрочный проект «Что это? Где это? Зачем это?».
Целью данного проекта является формирование у малышей первоначальных понятий и представлений у детей в неживой природе с помощью экспериментирования.
Объектами для исследования я взяла доступные природные материалы: воду, песок, снег, лёд. Очень важно, что в процессе проведения опытов был задействован каждый ребенок. Для лучшего усвоения знаний детьми нацеливаю их на самостоятельные ответы такого типа : «Где снежинки, почему они растаяли?»
Для формирования элементарных представлений у детей о животных и птицах разработаны краткосрочные проекты «Покормите птиц зимой», «Серенькая кошечка»; «На бабушкином подворье»
«В огород пойдем - витамины там найдем»- с целью расширения представлений детей об овощах и фруктах.
Очень важно, желание ребенка познать новое, сделать управляемым процессом, развивать у него умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Я стараюсь, помочь детям накопить собственный опыт, который поможет им в дальнейшем приобрести необходимые знания, постепенно развивая их внимание, память, мышление, воображение.