Рубцова Наталья Анатольевна
Проект по познавательно-исследовательской экспериментальной деятельности в средней группе «Свойства воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Дата проведения: 11.02.2019
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности для средней группы
Тема: «Свойства воды»
Цель: побуждать детей к самостоятельному поиску способов действий при экспериментировании
Задачи:
- развивать познавательную активность в процессе познания окружающего мира;
- познакомить со свойствами воды : прозрачная, без запаха, жидкая, в ней растворяются некоторые вещества, без вкуса, тяжелее воздуха.
Темочки:
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Вода. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Материалы и вещества. Свойства материалов
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты, проектная деятельность
- Средняя группа
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
- воспитывать любознательность, желание сообща находить решение поставленной задачи
Материал:
Две одинаковые емкости – одна наполнена водой; кристаллы марганцовки, настойка боярышника, стаканы с водой по количеству детей. Стакан с минеральной водой, три виноградинки, бумажные цветы, блюдца с водой, салфетки по количеству детей, кукла - Дюймовочка.
Ход непосредственно образовательной деятельности
этапы содержание
Организационный момент Воспитатель: ребята, клуб «юных магистров» открыт, кто желает, подойдите ко мне (остальные продолжают заниматься своими делами)
Воспитатель: показывает письмо.
- ребята, к нам пришло письмо от Дюймовочки, она оказалась на большом листе кувшинки посреди озера, кругом вода, а она не знает о воде почти ничего. Мы ей расскажем?
Основная часть Опыт №1 «Вода прозрачная»
Воспитатель приглашает детей подойти к столу, показывает две емкости, закрытые крышками, и предлагает узнать, что в них. Дети исследуют их и определяют, что одна из них легкая, а другая тяжелая. - Почему?
Затем сосуды открывают, и дети убеждаются, что в первой емкости ничего нет, во второй - вода.
- Как вы догадались, что находится в емкостях? Правильно, вода. Она прозрачная, не имеет цвета, но окрашивается в цвет того вещества, которое положено в воду. Взрослый кладет кристаллиты марганцовки в воду и перемешивает, чтобы они растворились.
Вывод: Вода прозрачная, окрашивается в цвет того вещества, которое положат в воду. И Дюймовочка должна пользоваться прозрачной, чистой водой.
Опыт №2 «Чем пахнет вода?»
Воспитатель предлагает детям сесть за столы.
Воспитатель:- Чем пахнет вода?
Предлагает понюхать воду. Затем капает настойку (любую) и даёт детям понюхать, что же это значит? Вода пахнет тем веществом, которое в нее положили. Если добавить в воду сироп малины, чем будет пахнуть вода? И т. д.
Вывод: Вода не имеет запаха, а пахнет тем веществом, которое добавлено в воду. Дюймовочка может добавить листья смородины и мяты в воду для приятного запаха.
Опыт №3 «Есть ли у воды вкус?»
Воспитатель: - Какого вкуса вода? Попробуйте воду. Нет вкуса.
Добавьте в стаканчики с водой ложечку сахара, размешайте, попробуйте воду. Какая она на вкус? А если мы добавим соль, какой вода станет на вкус?
Вывод: Вода не имеет вкуса, но приобретает вкус того вещества, которое в нее добавили. Дюймовочка может добавить в воду нектар цветов для изменения вкуса воды.
Опыт №4 «Подводная лодка из виноградинки»
В стакан налить газированной воды, положить виноградинку, она опустится на дно. Виноград покроется пузырьками воздуха, и виноград всплывет, на поверхности пузырьки лопнут, и виноград снова опустится на дно.
Вывод: Вода тяжелее воздуха, и пузырьки, стремясь вверх, поднимают виноград. Дюймовочка может использовать пузырьки воздуха для игры с водой.
Опыт №5 «Разноцветная вода»
Воспитатель:- Ребята, а давайте устроим Дюймовочке сюрприз. В блюдце с водой добавьте краску по желанию, вода станет цветной. Опустите цветок лилии (с закрученными к центру лепестками) в воду. Лепестки на глазах начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее, и лепестки раскрываются. Дети любуются и дарят свой цветок Дюймовочке.
Рефлексия Воспитатель:- Ребята, мы закончили свою работу в клубе «Юных магистров» и Дюймовочка многое узнала о свойствах воды. Она вам очень благодарна.
Дата проведения: 12.02.2019
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности для средней группы
Тема: «Изучаем свойства воздуха»
Цель: познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и способами его обнаружения.
Задачи:
- дать детям знания о том, что воздух – условие жизни всех живых существ на земле;
- опытническим путем закрепить знания детей о воздухе;
- развивать умение устанавливать причинно-следственные связи;
- воспитывать интерес к экспериментированию, к окружающей жизни, любознательность.
Материал и оборудование:
Воздушные шары; емкости с водой; стаканчики, «кораблики», стеклянные колбочки, соломинки, поролоновая губка, мешочки, цветные ленточки, изображение планеты Земля, изображение Луны, схема – свойства воды; схемы – свойства воздуха; аудиокассета.
Ход непосредственно образовательной деятельности
этапы содержание
Организационный момент (дети стоят полукругом на ковре)
Ребята, сегодня мы будем работать в лаборатории, для исследований нам понадобится вода. Воду мы с вами уже изучали, поэтому давайте вспомним наши опыты и расскажем, какой же бывает вода.
Вода бывает прозрачная и непрозрачная
У воды нет вкуса. А морская вода на вкус соленая.
У воды нет запаха, если она чистая.
Лед, снег – это тоже вода, но твердая.
Пар – тоже вода. Вода бывает теплая, холодная, горячая.
Вода жидкая, она течет. Вода не имеет формы.
А теперь отгадайте загадку, и вы узнаете, что мы будем изучать сегодня:
Через нос проходит внутрь
И обратный держит путь. (воздух)
Мы с вами знаем, что все живые существа дышат воздухом. Представьте, что бы произошло, если бы наша планета Земля утратила воздух? (все погибло)
Давайте вдохнем глубоко-глубоко, а затем выдохнем. Вы почувствовали запах свежего воздуха. (чистый воздух ничем не пахнет, воздух не имеет собственного запаха).
А как узнать, что человек дышит, а не просто рот открывает (надо поднести ладошку ко рту, к носу и подышать. Ладошке тепло от дыхания, это значит, мы дышим)
Основная часть (дети проходят за столы)
Обратить внимание детей на картинку с изображением планеты Земли.
Наша планета Земля окружена со всех сторон толстым слоем воздуха. Воздух – это удивительная оболочка вокруг Земли. Куда бы мы ни пошли, куда бы ни поехали по морю или суше, везде есть воздух.
Сейчас мы проведем несколько опытов с воздухом и попытаемся раскрыть его свойства. Пожалуйста, пройдите все в лабораторию. (садятся за столы)
Воздух занимает все пространство, даже самое маленькое. Чтобы проверить это проведем опыт с поролоновой губкой.
Рассмотрите губку. Что вы видите? (дырочки, отверстия) Что в этих дырочках (воздух)
Давайте погрузим губку в воду, что мы увидим? (в воде появились пузырьки, воздух из дырочек выходит в воду)
Ребята, кто-нибудь из вас видел воздух? (нет, но он всегда вокруг нас) Почему мы не видим воздух? (потому, что он чистый, он не имеет формы, он прозрачный через него все видно)
Беру в руки стакан. Как вы считаете, этот стакан пустой? Внимательно посмотрите, есть ли в нем что-нибудь? Вот мы сейчас проверим.
Поставьте корабль на воду. Опустим его на дно стаканчиком: переворачиваем стакан вверх дном, накрываем плавающий кораблик и медленно опускаем его в воду; стакан надо держать прямо. Что получается? Попадает ли вода в стакан (корабль погружается вместе со стаканом. В стакане есть воздух, он не пускает туда воду)
Давайте докажем, что воздух есть в каждой емкости, любого размера.
Возьмем тонкую колбочку, опустим ее в воду, но держим ее, немного наклонив. Что появляется в воде? (мы слышим бульки и видим пузырьки воздуха) Почему утонул пузырек (воздух вышел, колба наполнилась водой)
Я знаю еще один интересный способ, как увидеть воздух.
Берем трубочку, опускаем в воду. Делаем вдох, выдыхаем в трубочку, у вас получится буря. Откуда пузырьки? (мы выдохнули воздух и в воде увидели его в виде пузырьков)
Расскажите, какие мы проводили опыты, чтобы увидеть, что воздух движется (дули на воду, делали волны, использовали веер, ладошки, чтобы подгонять воздух). Мы не можем увидеть ветерок, который подгоняет воздух, потому что он прозрачный. Но мы можем пронаблюдать, как красиво ветерок играет с ленточкой.
Я предлагаю вам поиграть в игру «Ветерок». Вы будите изображать тихий, ласковый, теплый ветерок, который будет играть с лентой. Музыка будет вам помогать подбирать интересные движения (дети выходят на физкультминутку)
Все молодцы, очень красиво изображали ветерок. Пройдите за столы, и мы продолжим наши опыты.
Ребята, а вы любите пускать мыльные пузыри? Давайте порадуем себя, попускаем мыльные пузыри! (дети пускают пузыри) Как вы думаете, что у них внутри? (воздух)
Где еще можно поймать много воздуха сразу? (в воздушных шариках) Правильно, мы как бы ловим воздух и запираем его в воздушном шаре. А сейчас мы попробуем поймать воздух в мешочек и ощутить его.
Возьмите мешочки, проверьте, есть ли в нем что-нибудь. Теперь скрутите его со стороны отверстия. Что случилось с мешком? (мешок надулся, стал выпуклым) Что же это может быть, ведь в них ничего не положили? (в закрученном мешочке был воздух, хотя он и не виден, его можно обнаружить) .
Скажите, а воздух имеет вес? (да) Расскажите, как мы об этом узнали? (мы надували воздушные шарики и взвешивали их на палочке)
Нам удалось увидеть и поймать воздух – невидимку. Я предлагаю еще и услышать его:
Возьмите колбочку, приставьте к нижней губе и подуйте в горлышко. Что слышите? (звук)
Теперь возьмите кусочек клеенки, приложите край к губам и подуйте вдоль нее так, чтобы получился звук. Что происходит? (лист дрожит, заставляет дрожать воздух, получается звук. Воздух обладает силой, издает звуки)
Правильно, воздух обладает силой, звуки распространяются по воздуху. Звуковые волны могут распространяться только в упругой среде. А вот например, на Луне, где нет воздуха, сможем мы разговаривать или услышать какие-то звуки? (нет, на Луне звуки не передаются, потому, что там нет воздуха. А звуки бывают только там, где есть воздух. Послушайте какие хорошие слова написал Сергей Викулов:
Три клада у природы есть,
Вода, земля и воздух – три ее основы.
Какая бы ни грянула беда – целы они,
Все возродится снова.
Рефлексия Закрепим с помощью карточки-схемы свойства воздуха :
- ВОЗДУХ НЕ ИМЕЕТ ЦВЕТА
- ВОЗДУХ НЕ ИМЕЕТ ФОРМЫ
- ВОЗДУХ ДВИЖЕТСЯ
-ВОЗДУХ УПРУГИЙ
- ВОЗДУХ ИМЕЕТ ВЕС
- ВОЗДУХ НЕ ИМЕЕТ ЗАПАХА
- ВОЗДУХ ЕСТЬ В ЛЮБЫХ ПРЕДМЕТАХ, РАСТВОРЯЕТСЯ В ВОДЕ
- ВОЗДУХ НУЖЕН ВСЕМУ ЖИВОМУ
Ребята, о чем мы сегодня беседовали? (о воздухе)
Какой из опытов вам больше всего понравился? (ответы детей)
Дата проведения: 13.02.2019
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности для средней группы
Тема: «Знакомство со свойствами песка»
Цель: познакомить детей со свойствами сухого и мокрого песка (сыпучесть, способность пропускать воду, фильтровать её; что песок состоит из очень мелких частиц – зёрнышек песчинок.
Задачи:
- учить детей испытывать чувство эмоционального удовлетворения от проделанной работы, передавать задуманный образ в рисунке.
-развивать умение путем экспериментальной деятельности устанавливать причинно – следственные связи, развивать доброжелательность
Активизация словаря:
Сыпучий, липкий, рыхлый, фильтрует, тяжелее, лупа, линза, песочные картины.
Материал:
Песок, пластмассовые бутылочки, формочки, палочки, коробочки (для рисования, фартуки на каждого ребёнка и салфетки влажные, вода, подносы, лупа, 3-х литровая банка, фен, аптечные весы, совочки. Мультимедийная установка и слайды (песочные картины) .
Ход непосредственно образовательной деятельности.
этапы содержание
организационный момент Воспитатель: ребята, сегодня у нас очень интересное занятие, а на какую тему, вы узнаете сами, если отгадаете загадку:
«Он жёлтый и сыпучий
Во дворе насыпан кучей.
Если хочешь, можешь брать
Целый день в него играть».
Что это?
Дети: песок
Воспитатель: как вы думаете, для чего нужен песок?
Дети: для игр, посыпать дорожки зимой.
Воспитатель: совершенно верно, ещё песок используют при строительстве дорог, зданий, при производстве посуды, стекла, в песочных часах. Где можно встретить песок?
Дети: в песочнице, на стройке, у речки, у моря.
Воспитатель: песок бывает морской и речной (показать и сравнить)
Чем отличается морской песок от речного?
Дети: у морского песка песчинки более мелкие, а у речного крупнее.
Воспитатель: а сейчас будем проводить опыты с песком.
основная часть (дети проходят за столы)
Возьмём совочки и насыплем немного песка в коробочку (дети выполняют). Легко ли сыплется песок?
Дети: легко.
Воспитатель: потому – что песок сыпучий. Легко ли его брать? Т. е. он комком или нет? Песок рыхлый.
Воспитатель: а теперь возьмём вот такое приспособление, кто знает, как оно называется?
Дети: увеличительное стекло.
Воспитатель: правильно, так оно называется, потому – что увеличивает, а ещё можно сказать – лупа, линза.
Возьмём лупу и внимательно рассмотрим, из чего состоит песок?
Дети: зёрнышек – песчинок.
Воспитатель: как они выглядят?
Дети: они маленькие, круглые, белые, жёлтые, прозрачные.
Воспитатель: похожи ли они одна на другую? Чем похожи? Чем отличаются?
(Ответы детей)
Воспитатель: в песке каждая песчинка лежит отдельно, она не прилипает к своим «соседям».
Вывод: песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу.
Воспитатель: давайте проведём ещё один опыт. Я насыплю песок в банку и создам в банке игрушечный ветер (феном). Что происходит с песчинками?
Дети: они разлетелись, сдуваются, легко двигаются.
Воспитатель: а теперь я налью немного воды, смочу песок и опять создам ветер. Песчинки сдуваются?
Дети: нет.
Воспитатель: вывод: Сухие песчинки сдуваются, «убегают» от ветра, а мокрые нет.
Воспитатель: а теперь возьмите подносы со стаканчиками (два) и совочками. Насыпьте песок в два стаканчика, в один стаканчик налейте немного воды (смочите песок). А теперь возьмите палочку и воткните в сухой песок, а другую палочку в мокрый. В какой песок легче втыкается палочка? В мокрый или сухой?
Дети: в сухой.
Воспитатель: сухой песок рыхлый, песчинки не склеенные, поэтому в сухой втыкать легче. А теперь я насыплю в пластмассовые стаканчики песок (одинаковое количество, но один стаканчик с песком я смочу водой. И теперь мы посмотрим, какой песок тяжелее. Мы взвесим сначала сухой песок, а потом мокрый.
Какой тяжелее?
Дети: мокрый.
Воспитатель: правильно, потому – что среди сухих песчинок прячется лёгкий воздух, а среди влажных – более тяжёлая вода.
Ребята, а теперь скажите мне, из какого песка получается куличик из сухого или мокрого?
Дети: из мокрого.
Воспитатель: правильно, влажный песок прекрасно сохраняет форму, поэтому из него легко лепить, на прогулке в песочнице вы это делаете много раз.
Ребята, а песок может фильтровать воду, т. е. чистить её. Вот посмотрите. (Воспитатель берёт грязную воду и пропускает её через песок) .
Воспитатель: что произошло с грязной водой, которую я налила в песок? Как она изменилась?
Дети: стала чище, прозрачнее.
Воспитатель: песок – это природный фильтр, он очищает воду.
Физкультминутка
Воспитатель: а теперь мы поиграем.
Все будете песчинками, а все вместе кучей песка. Я включу вентилятор – фен (ветер) и как вы думаете, что произойдёт с песком?
Дети: он разлетится.
Воспитатель: а когда ветер успокоится, песчинки летят на землю.
(Дети играют 2 раза) .
Воспитатель: затем прошёл дождь, я соберу, весь песок в кучу и песок слипнется.
(Дети собирают в «кучу»)
Воспитатель: затем опять поднялся ветер. Что произошло с песком?
Дети: песок лежит на месте.
Воспитатель: правильно, песок как лежал, так и остался лежать.
Воспитатель: с песком играют не только дети, но иногда взрослые. Оказывается, взрослые художники тоже очень любят рисовать на песке. (Демонстрация слайдов).
И мы сейчас попробуем порисовать, как маленькие художники.
Возьмите коробочки, насыпьте немного сухого песка, разровняйте рукой и нарисуйте любой рисунок (мышка, солнце, самолёт, гриб, ёлка, ёжик, птичка)
(Дети рисуют)
рефлексия Воспитатель: ребята, работы закончены, не забудьте вытереть руки салфеткой.
А теперь давайте пройдем по нашей песочной галерее и посмотрим песочные картины. (Дети рассматривают рисунки, автор рассказывает, что он нарисовал и как: пальчиком, кулачком, ребром ладони, щепоткой, присыпал песком).
Воспитатель: ребята, рисовать можно ещё и на асфальте мелками, и на песке, земле – палочками. На прогулке вы можете нарисовать.
Дата проведения: 14.02.2019
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности для средней группы
Тема: «Свойства камней»
Цель: познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами, особенностями.
Задачи:
- формировать умение классифицировать камни по разным признакам;
- развивать речь и мышление детей;
- активизировать словарный запас детей: невыразительный, шершавый, гладкий, неровный;
- воспитывать умение внимательно слушать товарища, не перебивая его;
Материалы и оборудование:
камни на тарелках;
пластилин;
стаканы с водой;
ложечки, коробочки;
музыкальная запись;
иллюстрации каменных построек;
выставка драгоценных камней и ювелирных изделий.
Ход непосредственно образовательной деятельности
этапы содержание
организационный момент - Ребята, посмотрите на подносы и скажите, что это? (камни)
- А где можно их встретить? (везде)
- У планеты, на которой мы живём, есть каменная одежда. Там, где одежда видна, на поверхности много камней, возвышаются каменные горы. Они очень высокие, на них есть много выступов. На горах очень мало растений. А самые высокие горы покрыты снегами, но из-за того, что часто идут дожди, дуют ветра, горы постепенно разрушаются, от них откалываются камни, и ветер их разносит повсюду. Поэтому камни можно встретить везде.
- А сейчас мы с вами проделаем опыты. Оказывается, что камни имеют много разных свойств. (дети проходят к столам)
основная часть Опыт №1. Самый красивый и некрасивый.
- Ребята, посмотрите внимательно на камушки. (Дети рассматривают с помощью лупы камни)
- Взгляните, какие они все красивые, но среди них вам нужно выбрать самый красивый и показать мне.
- Почему он показался самым красивым? (Ответы детей)
- Значит, какие могут быть камни?
Опыт №2. Цвет.
- Ребята, а какого цвета у вас камни? (Ответы детей)
- Значит, чем ещё отличаются камни друг от друга?
Опыт №3. Самый большой и самый маленький.
-Ребята, а сейчас покажите мне самый большой и самый маленький камень. (Дети показывают камни)
- Оказывается, что камни бывают большие и маленькие, то есть отличаются размером.
Опыт№4. Самый шершавый и самый гладкий.
- Камни могут быть шершавыми и гладкими. Давайте выберем гладкий камень. Его приятно трогать руками. Он такой гладкий, что может выскользнуть из рук, его называют голышек. (Дети выбирают гладкий камень и показывают его воспитателю)
- А теперь выберем шершавый, угловатый камушек. Покажите его. (Дети показывают шершавый камень)
- Вода движет камни, ударяет их друг о друга, они трутся о песок и острые углы постепенно исчезают, камни становятся гладкими, круглыми
- Ребята, так какими ещё бывают камни?
Физкультурная минутка. Игра «Гора и камешки»
(Дети стоят, прижавшись друг к другу – это гора. Звучит музыка.)
Голос воспитателя: «Жила – была большая – большая гора. Она считала себя самой сильной, но ветер и вода говорили, что они сильнее. Шли годы. Вода проливалась на гору дождями, а ветер уносил маленькие камешки и песчинки с поверхности горы. Вот так покатился один камешек, потом другой, третий, четвёртый… Начала гора уменьшаться. В конце концов стала совсем незаметной. Так ветер и вода победили гору. (Дети по одному отбегают от горы)
Опыт №5. Самый твёрдый или мягкий.
- Ребята, возьмите в одну руку камешек, а в другую пластилин. Сожмём обе ладошки. Посмотрим, что произошло с камнем, а что с пластилином? (Ответы детей)
- Почему?
- Значит, камни какие)
Опыт №6. Самый тяжёлый и лёгкий.
- А теперь, опустите камешек в воду и посмотрим, что будет происходить. Камешек утонул? Почему?
- Ребята, а сейчас возьмём керамзит, пустим его в воду. Что мы видим? (Он не утонул.) В керамзите много пузырьков воздуха, поэтому он не тонет. Значит, камни могут тонуть, а могут плавать.
Опыт №7. Цвет.
- Ребята, опустим в воду камешек и вынем его ложечкой. Изменился ли цвет? Камни в воде меняют свой цвет и становятся темнее.
Опыт №8. Звук.
- Стукнем камнями друг о дуга. Что мы слышим. Видите, камни ещё могут создавать звук. Попробуем сделать музыкальный инструмент. Насыплем в пластмассовую коробочку немного мелких камушков. Закроем и погремим. На что это похоже?
Опыт №9. Рисование.
- Ребята, узнаем ещё об одном свойстве камня. Для этого Рома подойдёт к доске и попробует нарисовать камнем. Что мы видим? А вы знаете, как этот камень называется? Какой можно сделать вывод?
рефлексия - Сегодня мы узнали много нового и интересного о камнях. Давайте вспомним их свойства. (Ответы детей)
- Ребята, как вы думаете, нужны ли нам камни? (Ответы детей).
- Камни являются очень прочным строительным материалом. Посмотрите, что можно построить из камней. (Дети рассматривают постройки из камней) Есть ещё и драгоценные камни, из которых ювелиры делают украшения. (Дети рассматривают выставку ювелирных изделий из драгоценных камней и делятся впечатлениями).