Ирина Шаронова
Проект по ознакомлению дошкольников с явлениями неживой природы: «Знакомство со свойствами соли и сахара»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить детей с веществами (соль, сахар) и их свойствами. Опытно-экспериментальным путем выявить сходство и различие этих веществ. Учить детей пользоваться лупой (увеличительным стеклом). Развивать познавательную активность, внимание, логическое мышление. Расширять кругозор. Освоение экспериментирования.
Задачи:
1. Выяснить, откуда берется соль, сахар.
2. Узнать, зачем нужна соль, сахар можно ли обойтись без них? Почему соль и сахар разные?
Публикация «Проект по ознакомлению дошкольников с явлениями неживой природы: „Знакомство со свойствами соли и сахара“» размещена в разделах
- Живая-неживая природа. Проекты, планы тематических недель
- Неживая природа
- Погода и природные явления
- Природа Якутии
- Проекты
- Сахар. Изучаем сахар
- Сахар. Проекты, проектная деятельность
- Свойства материалов и веществ
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Проекты, проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
3. Исследовать свойства соли, сахара опытным путем.
4. Стимулировать познавательную активность, создавать условия для исследовательской деятельности.
5. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки детей.
6. Развивать воображение, любознательность, уверенность в своих силах.
7. Воспитывать интерес и любовь к устному народному творчеству посредством пословиц, поговорок, загадок.
Оборудование: Черный картон 10х10, лупы, по 2 стаканчика с водой, мерные ложечки – все по количеству детей. Соль, сахар. Для опыта воспитателю: сырое яйцо, соль сахар, 3 емкости с водой.
1. Практические методы
1. Опытная работа
Цель: Выяснить, откуда берется соль, сахар.
Узнать, зачем нужна соль, сахар можно ли обойтись без них? Почему соль и сахар разные?
Исследовать свойства соли, сахара опытным путем.
Опыт 1. Воспитатель показывает два одинаковых стаканчика, в которые насыпаны соль и сахар. Предлагается визуально рассмотреть вещества. Сравнить внешний вид, цвет.
Вывод: Оба вещества белые, сыпучие, твердые. Внешне почти не отличаются.
Опыт 2. Взять черный картон и поместить на него несколько частиц соли и сахара в разные углы. Рассмотреть через лупу. Одни частицы похожи на шарики, а другие- на кирпичики. Какова их величина? Шарики меньше, чем кирпичики. Попробовать кристаллы на вкус. Одни – сладкие, другие – соленые. Понюхать. Запах не одинаковый.
Кирпичики – сахар. Шарики – соль. У соли цвет прозрачно-белый, у сахара – желтовато-белый.
Восп. : Ребята, как нам удалось увидеть все эти различия?
Дети: С помощью лупы. Увеличительное стекло делает маленькие предметы больше, т. е. увеличивает.
Опыт3. Поместить кристаллы соли в один стаканчик с водой, а сахар – в другой. Понаблюдать, что происходит. Вещества исчезли. Они растворились. Изменился ли при этом цвет воды? Вкус?
Вывод: Вода растворяет кристаллы соли и сахара. При этом цвет воды не меняется, но меняется вкус.
Опыт4.
В 2х стаканчиках растворяется соль и сахар, третий стаканчик с пресной водой. Сырое яйцо поочередно опускается в стаканчики.
Вывод: В пресной воде яйцо тонет. В соленой воде яйцо плавает. В сладкой воде яйцо тонет. Сахар не придает воде плотности, как соль.
.
2. Словесные методы
Беседы. Цель: Формировать представление о соли и сахаре как необходимом для человека продукте.
-«Что мы знаем о соли?» Цель: Выявление знаний у детей о полезных и вредных свойствах соли.
-Где человек может использовать соль?
- Влияет ли соль на здоровье человека?
- Можем ли мы прожить без соли?
-»История возникновения соли, сахара»
- «Виды соли, сахара»
Беседа «Где применяется соль»
Воспитатель:- Ребята соль-полезное ископаемое. Соль - природный элемент. В молотом виде она представляет собой мелкие кристаллы белого цвета. (показ иллюстрации). Производится соль в разных видах: очищенная, крупного, мелкого помола, йодированная, морская (показать виды соли) .
Воспитатель:- Ребята, как вы думаете, важна ли соль в жизни человека и почему?
Высказывание ребё нка:
Да, конечно, соль придает блюдам особый вкус, но не только за вкусовые качества ее употребляет человек. Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушением пищеварения, разрушением костной и мышечной ткани, (показ картинки с пачкой соли) .
Воспитатель:- Как вы думаете, где можно использовать соль?
Высказывание детей с показом иллюстраций
1. При ангине кристаллы хорошо разогревают на сковородке, после чего больной дышит под простынею этим горячим воздухом. Дышать при ангине лучше ртом. Если же вас замучил насморк – дышите носом.
2. Также помогает при ангине полоскание горла соленым раствором, когда на стакан теплой воды берется чайная ложка кристаллов.
3. Промывают солёным раствором нос при насморке. Удобно для этого использовать бутылочку из-под капель, или просто пипетку.
4. Хорошо горячая соль вытягивает гной, поэтому если у вас появился фурункул или нарыв, нагрейте пару ложек кристаллов, заверните в тканевый мешочек и приложите к больному месту.
5. Если вам надуло ухо, также прикладывайте компресс с солью, он снимет боль и воспаление.
6. Облегчить состояние при насморке можно с помощью теплого компресса, который прикладывают к переносице.
В приготовлении пищи: мы каждый день с вами солим пищу. Поэтому соль используется в кулинарии, в приготовлении различных продуктов питания. Она необходима для усиления вкусовых качеств пищи, (картинка с колбасой)
В консервировании овощей: соль в жизни людей была важным продуктом. Без соли многие продукты безвкусны. Заурядный огурец, умело посоленный на зиму, становится деликатесом. Поэтому соль применяется при засолке овощей, так как соль сохраняет продукты длительное время, (банка солёных огурчиков)
На улице: На улице для безопасности человека дворники и специальные машины посыпают солью дорожки и лёд. Это нужно для того, чтобы человек идя по дорожке, не поскользнулся, не упал.
Загадки про соль и сахар :
- Белый он, как снег колючий. Как песок сухой, сыпучий.
Сладкий – сладкий, словно мёд. Чай с ним часто муха пьёт (сахар)
- В воде родиться, а воды боится (соль)
- Какая нота и продукт называются одинаково (соль)
- Бел как снег, в чести у всех, в рот попал – там и пропал (сахар)
- Белый камень из горы всегда стоит на столе. Кто его не ест, тот вкуса не знает (соль)
Пословицы и поговорки про соль:
- «Соль не жалей, так и есть веселей»
- «Кто раз соль попробует, тот за нее все отдаст»
- «Без соли не вкусно, без хлеба не сытно».
- «Без соли, без хлеба – половина обеда».
- «Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь».
О сахаре
1. Беседа «Откуда приходит сахар?»
Воспитатель показывает большую конфету. – Дети, что это? – Какая конфета? (Сладкая). – А почему она сладкая, как вы думаете? (Потому что в ней сахар). – Дети, а откуда мы берем сахар, откуда он к нам приходит? А сахар приходит к нам вот из этих семян (показать семена свеклы). Но чтобы получить сахар из них, он должен пройти большой путь. Вначале семена надо бросить в землю в поле, которое вспахал трактор (показать картинку, за всходами надо хорошо ухаживать: покармливать, поливать, рыхлить землю. Затем из них вырастет свекла (показать). Но это не та свекла, из которой ваши мамы готовят борщ, а особая – белая и сладкая. Я вам сейчас раздам кусочки этой свеклы, и вы покушаете ее. Ну, как, сладкая? Наши прапрадедушки резали ее дольками и ели вместо сахара. В нашем районе много посеяно сахарной свеклы. Когда она вырастет, ее убирают и везут на сахарный завод, где она перерабатывается в сахар. На заводе ее моют, режут на мелкие кусочки и варят в больших чанах. Вначале получается патока – сладкая жидкость. А потом ее нагревают, вода испаряется, а остаются кристаллы сахара. Этот сахар отбеливают, и получается настоящий сахар, который мы видим у себя на столе.
Но сахар получают не только из сахарной свеклы, есть страны, где свеклу не выращивают. Но зато там растет чудесное растение, которой называют сахарный тростник (показать). Из него-то и получают сахар. Этот сахарный тростник растет в Индии, на Кубе.
2. Беседа «Полезные и вредные свойства сахара»
Как известно, однозначно вредных или полезных продуктов не бывает. И сахар здесь не исключение. Есть у него и свои плюсы, и свои минусы. 3 Польза: Лишенный сахара человеческий организм долго не протянет. Сахар активизирует кровообращение в головном и спинном мозге, и в случае полного отказа от сахара могут наступить склеротические изменения. Сахар существенно уменьшает опасность поражения бляшками кровеносных сосудов, а значит, предотвращает тромбозы. Артриты у сладкоежек бывают гораздо реже, чем у людей, отказывающих себе в удовольствии побаловаться сладеньким. Сахар помогает наладить работу печени и селезенки. Именно поэтому людям с заболеваниями этих органов часто рекомендуют диету с повышенным содержанием сладкого. Сахар делает нас счастливыми. Во время приступов горя мы съедаем что-нибудь сладенькое, после чего наша поджелудочная железа вырабатывает инсулин, который в свою очередь приводит к выделению серотонина - гормона счастья. Сахар дает нам энергию. При поступлении в организм сахар преобразуется в глюкозу, снабжающую нас энергией. Вместо сахара полезнее пользоваться мёдом или фруктами, которые содержат фруктозу. Фруктоза не задерживается в крови, не вызывает накопления жира и повышения концентрации холестерина. Фрукты и ягоды особенно полезны организму благодаря содержанию в них витаминов, органических кислот и минеральных солей. Пчелиный мёд также содержит витамины, органические кислоты, соли, ферменты, белки Вред: Сладкое портит фигуру. Сахар – весьма калорийный продукт, но при этом он не содержит практически никаких витаминов, клетчатки и минеральных веществ. 4 Сахар вреден для зубов, он способствует образованию кариеса, хотя и не непосредственно Чрезмерное потребление сахара способствует развитию сахарного диабета, снижает уровень зрения, приводит к сонливости.
3. Игровые методы
Словесная игра «Что бывает солёным, сладким»
Игра с мячом «Съедобное – не съедобное»
Дидактическая игра «Чудесный мешочек».
Цель: Учить детей находить и называть предмет, уметь описывать его основные качества и отличительные от других признаки. Развивать тактильные ощущения.
Ход игры. Ребёнок должен достать из чудесного мешочка предмет, внутри которого разные наполнители (греча, фасоль, соль, горох, найти мешочек с солью и показать его.
Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Цель: Развивать умение выделять один лишний предмет, опираясь на свойства объектов.
Ход игры. Детям предлагается набор слов, например: соль, трава, листья деревьев (определяем по цвету); камень, соль, песок, сахар (определяем по сыпучести) и так далее.