Валентина Литвинова
Практические методы по ознакомлению дошкольников с явлениями неживой природы: бумага.
▼ Скачать + Заказать документы
1 Практические методы
1. Опыты.
Опыт № 1 «Способность бумаги впитывать краску».
Ознакомление со свойствами бумаги : пористость.
Цель: дать представление о впитывающей способности бумаги.
На лист бумаги капается краска, она легко впитывается, благодаря пористости бумаги, что используется в печатной промышленности при печатании книг и журналов. Раздать детям фломастеры разного цвета и предложить нарисовать, используя способность бумаги впитывать краску. Сделать вывод, что благодаря этому свойству бумаги,её можно использовать для рисования.
Публикация «Практические методы по ознакомлению дошкольников с явлениями неживой природы: бумага,» размещена в разделах
- Бумага. Свойства бумаги
- Неживая природа
- Погода и природные явления
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
Опыт № 2 «Способность бумаги растягиваться».
Ознакомление со свойствами бумаги : растяжимость.
Цель : дать представление о том, где используется растяжимость бумаги
Берем лист мягкой бумаги (салфетки) и пробуем растянуть её, бумага медленно чуть тянется. Знакомим детей с теми предметами из бумаги в которых это свойство нашло применение (упаковочная бумага, мешочная бумага и картона, для производства штампованных изделий (бумажные стаканы)
Опыт № 3. «Способность бумаги склеиваться»
Ознакомление детей со способностью бумаги склеиваться.
Цель : дать представление о том, что бумажные предметы можно склеить.
Разрезав целый лист бумаги, дети убедились, что целого листа бумаги больше нет. Было предложено взять клей и склеить части. Дети пришли к выводу, бумажные предметы можно склеивать.
Опыт № 4 «Способность бумаги гореть»
Ознакомление со свойством бумаги гореть
Цель: закрепить у детей знание о том, бумага отличается высокой воспламеняемостью.
В процессе опыта воспитателем бумага зажигалась и показывался результат горения- пепел.
Дети сделали вывод: бумага хорошо горит, но это свойство очень опасно, его может проверить только взрослый.
Опыт №5 «Сминание различных предметов»
Ознакомление со свойством различных предметов : прочность.
Цель: подвести детей к пониманию того, что сминаемость различных предметов зависит от их прочности.
Вначале детям предлагается смять различные листы бумаги (салфетки, альбомная бумага, калька) А также деревянный кубик, пластиковую игрушку, тканевую салфетку и т. д.
Вывод: дерево, из которого сделан кубик, пластиковая игрушка – прочные, смять нельзя
А бумага, ткань – непрочные, её можно смять.
Опыт № 6 «Падение монетки и листа бумаги».
Ознакомление с свойством бумаги : парить в воздухе.
Цель: дать представление о том, что бумага легче по весу и поэтому ей труднее преодолевать сопротивление воздуха.
Взять в одну руку монету, а в другую — маленькую бумажку. Выпустите их одновременно из рук. Монета сразу ударится о пол, а бумажка падает медленно. Листку мешает падать воздух. Тяжёлой монете воздух не препятствие. Возможность использования при создании самолётиков из бумаги (будут дольше парить в воздухе)
Опыт №7 «Как влияет масло на качество бумаги».
Ознакомление со свойством бумаги : прозрачность.
Цель: познакомить детей со способностью масла превращать бумагу в прозрачную,оставляя на ней жирные пятна.
Берутся небольшие квадратики бумаги. Дети смотрят через неё и отмечают, что ничего не видят. Затем берутся пипетки, набирается масло и капается пять капель в центр квадрата. Масло превратило непрозрачную бумагу в прозрачную, испортило бумагу, на ней осталось жирное пятно.
Опыт № 8: «Проверим прочность бумаги»
Ознакомление со свойством бумаги : прочность.
Цель: дать представление о том, что бумага достаточно прочная, но теряет прочность, если ее смочить водой или надрезать.
Берутся три бумажные полоски одинаковой ширины и длины. С первой полоской ничего не делают. Во второй — делают надрез в любом месте, а третью — смачивают водой. Предлагается разорвать полоски поочерёдно, растягивая их в различные стороны. Дети должны дать ответ, какую полоску труднее разорвать: целую, надрезанную, мокрую.
Опыт № 9 «Может ли бумага стать прочней?»
Ознакомление со свойством бумаги : выдерживать вес предметов.
Цель: дать представления о том, что в зависимости от формы бумажная полоска,способна выдержать значительный вес и становится более прочной.
Между двумя стопками книжек одинаковой высоты, стоящих недалеко друг от друга, кладётся гладкая бумажная полоска, покрывающую весь промежуток. Если на бумагу поставить полный коробок спичек, то под его весом бумажная полоса прогнётся и коробка упадёт на стол. Предлагается детям подумать, как изменить форму бумажной полоски, чтобы под весом коробка она не прогибалась, а коробок не упал (ответы детей). Из полоски гладкой бумаги сделать «гармошку» Проверить ответы детей. Положите её между стопками книг. Полоса стала короче, но выдерживает, тот же вес, не прогибаясь. Сложенная в «гармошку» полоска бумаги становится прочнее и может выдержать нагрузку.
2. Эксперименты с бумагой.
Эксперимент №1 «Бумага режется»
Ознакомление со свойствами бумаги : толщина
Цель: дать понятие о том, что бумага бывает по своему строению тонкая и толстая. Бумага может резаться ножницами.
Предложить детям узнать режется бумага или нет. Два вида бумаги : картон, простая альбомная бумага. Попробовать разрезать ножницами сначала бумагу. Бумага разрезалась быстро и легко. При разрезании картона у детей возникли затруднения.
Вывод: картон толще, чем бумага. Бумага легче режется в зависимости от толщины.
Ножницы могут быть врагами, но могут быть и друзьями.
Примеры : ножницы – друг (при изготовлении бумажной игрушки, аппликации.)
Примеры : ножницы – враг (ножницами легко можно испортить бумажный предмет, если его надрезать).
Эксперимент №2 «Бумага рвется»
Ознакомление со способностью бумаги : разрываться.
Цель: дать понятие от чего зависит лёгкость разрыва бумаги. Бумага может разрываться руками.
Дать детям возможность разорвать квадратики из разной бумаги (салфетки, писчая, оберточная, чертежная бумага). И выяснить в каком случаи нужно приложить больше усилий.
Вывод: бумага рвется по легкости в зависимости от толщины.
Эксперимент № 3 «Бумага мнется»
Ознакомление со способностью бумаги : сминаться.
Цель: дать понятие о том, что бумага легче мнётся в зависимости от толщины.
Дети сминают несколько видов бумаги, и определяют, какую легче смять, и отчего это зависит.
Вывод: чем толще бумага, тем она труднее мнется.
Эксперимент № 4 «Бумага намокает».
Ознакомление со способностью бумаги : намокать в воде.
Цель: дать понятие о прочности бумаги и зависимости времени её намокания от толщины. Закрепить знание, что бумага боится воды.
Опустить в воду сначала салфетку, затем альбомный листок бумаги.
Вывод: тонкая бумага намокла быстрее и распалась, бумага потолще тоже намокает, но ей потребуется больше времени. Бумага боится воды, бумага материал не прочный.
Эксперимент № 5 «Бумага впитывает масло» .
Ознакомление со способностью бумаги : впитывать масло.
Цель: дать представление о том, что бумага способна впитывать в себя масло.
Детям даётся возможность, намочить ватку в масле и оставить ею след на бумаге.
Эксперимент № 6.«Бумага издаёт звук».
Ознакомление со способностью бумаги : издавать звук
Цель: выяснить, может ли бумага издавать звуки, петь?
Предложить взять разноцветную бумагу и выполнить движение «стирка белья». Бумага начинает шуршать и скрипеть, т. е издавать звуки.
3 Поисковые действия
1. «Найти отличие в корабликах из бумаги и дерева?»
Ознакомление со сходством и различием бумаги и дерева.
Цель: провести сравнительный анализ свойств бумаги и дерева : прочность отношение к воде, свету.
В ходе поисковой деятельности сравнить кораблики из дерева и бумаги :
1 На ощупь - гладкость предметов и из бумаги и из дерева
2 По твёрдости и прочности –дерево прочнее, а бумагу можно разорвать
3 По толщине- дерево толстое,а бумага тонкая.
4 Чем различаются кораблики из разных видов бумаги (салфетки, альбомные листы, картон)
5Какие кораблики пригодны для плавания,а какие нет и почему?.
2. «Найти сходство и различие бумаги и ткани».
Ознакомление со свойствами бумаги и ткани.
Цель: дать представление, что свойство вещества зависит от их внутреннего строения. Формировать умение замечать сходство и различие и делать выводы по результатам поисковых действий.
Дети сравнивают различные виды бумаги (картон, салфетки, альбомную бумагу, кальку) и ткань (лён, плащёвую, ситец, хлопок). В ходе поисковых действий дети отмечают сходства и различие бумаги и ткани.
Сходство:
1. по цвету: и бумага и ткань могут быть белыми, цветными, с цветочками.
2 по гладкости и шершавости
3 и бумага и ткань могут шуршать (плащёвая ткань тоже шуршит, или не шуршит (салфетки не шуршат).
4 вода мочит и бумагу и ткань.
Различие:
1. ткань разорвать нельзя, а бумагу можно.
2 можно согнуть и бумагу и ткань, но потом бумага остаётся смятой,а ткань распрямляется.
3 ткань состоит из ниток, а бумага переработанное дерево.
3. «Чем лучше рисовать на копировальной бумаге? И отчего зависит яркость копий?»
Ознакомление со свойствами различных предметов копировать
Цель: дать представление, что лучше подходит для использования при копировании (фломастер, ручку, острый кончик кисточки).
Дети представляются возможности выполнить копии различными предметами. Затем совместно с воспитателем обсуждают результаты:
- Ручкой хорошо, ярко, она твердая, получается четкая копия.
- Фломастером видно хуже, у него кончик мягче.
- Кончиком кисточки копии получаются четкими, но на верхнем листе ничего не видно.
4 Обследовательские действия
Обследование №1.«Какой бывает бумага».
Ознакомление со свойствами бумаги : цвет, гладкость, порочность, толщина
Цель: научить детей отличать вещи, сделанные из бумаги, определять ее качество.
Дети по очереди трогают бумагу разных видов, определяют ее на ощупь и описывают свойства. Затем они получают по листу бумаги и внимательно его рассматривают, гладят ладошкой, прижимают к щеке. Каждый ребенок дает одно определение бумажного листа, который держит в руках (тонкий, гладкий, белый, шершавый и т. д.).
Обследование №2. «Волшебная бумага»
Ознакомление с свойством копировальной бумаги– точное копирование рисунка.
Цель: развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимость.
Воспитатель предлагает обследовать копировальную бумагу. Совместно с детьми делает вывод, что одна сторона у копировальной бумаги –“жирная”, с краской, а другая – “матовая”. Выясняет, какой стороной нужно положить копировальную бумагу на тот лист, на который переводят рисунок.
5 Упражнение
Упражнение № 1 «Правильно произнесите слова».
Цель: согласование существительных с числительными.
Одно дерево, два, пять…
Одна сосна, две, пять…
Один лист бумаги, два листа бумаги…
Упражнение № 2 ««Умный словесник».
Цель: упражнять в подборе имен существительных; обогащать словарный запас детей.
Листья растения, дерева, куста – (листва).
Буквы, картинки, листочки бумаги (книга)