Инна Живодёрова
Планирование работы по ознакомлению дошкольников с компонентами неживой природы
▼ Скачать + Заказать документы
Планирование работы по ознакомлению дошкольников с компонентами неживой природы
Тема
Месяц Предварительное знакомство (младшая и средний группы) Экспериментальная работа (старшая и подготовительная к школе группы)
Публикация «Планирование работы по ознакомлению дошкольников с компонентами неживой природы» размещена в разделах
- Живая-неживая природа. Проекты, планы тематических недель
- Неживая природа
- Планирование. Планы работ
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Сентябрь Песок Знакомство со свойствами песка: он бывает сухой и мокрый (влажный, сырой); в сухом состоянии — светло-желтого цвета, сыплется струей, не лепится; во влажном — по цвету значительно темнее, лепится в комки, не сыплется; из него легко лепить куличи. Дети наблюдают, как меняются свойства песка, когда его поливают из лейки (все состояния песка проговариваются вслух) Учить детей различии, и называть свойства песка: сухой, влажный, очень мокрый; состоит из мелких песчинок, сыплется, лепится, хорошо пропускает сквозь себя воду. На влажном песке остаются следы, на сухом — вместо следов остаются ямки. По мокрому песку ходить легко — он уплотняется, по сухому песку ходить трудно — он осыпается. Проводятся следующие наблюдения: — рассматривание небольшой горстки сухого песка (на белой или черной бумаге показать детям, что песок состоит из отдельных песчинок, они мелкие, твердые, неровные, разного цвета); — сравнение песка с речными камнями (песчинки — это крохотные камушки, образующиеся от трения, ударов друг о друга больших камней). Беседы на темы: «Кому нужен песок для жизни?», «Нужен ли песок людям для жизни?»
Октябрь
Камни Дети рассматривают камни, сравнивают их по форме, размеру, цвету, округлости, гладкости, весу Развивать у детей интерес к камням, сенсорные ощущения, называть свойства камней и их особенности (крепкий, твердый, неровный, гладкий, тяжелый, блестящий, красивый и др.). Дать детям представление о том, что в природе камни встречаются на дне реки или моря, в земле, поэтому их называют речными и морскими (они гладкие, без острых уголков). Камни тяжелые, очень твердые и прочные, поэтому благодаря своим свойствам могут использоваться в строительстве. Мокрые камни меняют цвет, камень не впитывает воду, камни способны удерживать тепло (при нагревании) и отдавать его, при этом охлаждаясь. Дать детям первое представление о драгоценных камнях
Ноябрь
Глина Знакомство детей с обыкновенной глиной. У воспитанников средней группы выясняют, чем глина отличается от песка (она не сыплется, плотная; мокрая глина липкая, вязкая, из нее можно лепить различные поделки; сухая глина твердая, своими свойствами напоминает камень, но не такая прочная — при ударе или падении разбивается на кусочки) Продолжать знакомить детей со свойствами глины. Глина, в отличие от песка, не пропускает воду, впитывает ее и становится мягкой. Учить детей находить в образцах почвы глину. Проводятся беседы на темы: «Кому нужна глина для жизни?». (Ласточкам-береговушкам, которые устраивают гнезда-норки в отвесных берегах рек., «Как люди используют глину?»
Декабрь Сравнение песка, глины и камней Учить детей называть свойства пород: камень сухой и твердый, глина влажная и мягкая, она может изменять свою форму, рваться. ( Уточнить: камень очень твердый, форму не изменяет, из него ничего нельзя слепить, его нельзя разделить на два куска — он крепкий.) Познакомить детей с мелом и углем. Сравнить эти материалы и выяснить, что они твердые, но хрупкие, легко ломаются, раскалываются, оставляют на поверхности следы Уточнить имеющиеся представления детей о свойствах песка, глины, камней; научить их сравнивать материалы, правильно называть все их особенности, в соответствии с их свойствами использовать в поделках. При знакомстве с углем дети изучают свойства и особенности породы. Дать воспитанникам знания о том, как уголь добывают из-под земли, сообщить о его значении в жизни человека. (Уголь хорошо горит и дает много тепла.)
Январь Вода (снег) В этом месяце во всех группах ДОУ проходит ознакомление детей с водой, снегом, льдом, их свойствами и особенностями, проводятся опыты и наблюдения. Из снега лепят снеговиков и разные фигуры
Расширить имеющиеся знания детей о значении воды в жизни человека. (Круговорот воды в природе, источники питьевой воды.) Познакомить воспитанников с такими понятиями, как твердое тело, жидкость, газ, пар и их отличиями друг от друта. На примере воды объяснить, что это вещество можно наблюдать в трех состояниях. (Превращение льда в воду, нагрев воды и последующее испарение.) Воспитывать у ребят бережное отношение к воде
Февраль Воздух Знакомство детей с воздухом и его свойствами. Дошкольникам сообщают, что везде — в помещении и на улице, дома в квартире есть воздух. Он прозрачный, легкий, совсем незаметный. Присутствие воздуха легко обнаружить, если создать вокруг себя какое-либо движение. При этом его можно почувствовать кожей лица — это будет легкий ветерок. Воспитатель показывает ребятам, как можно обмахивать веером лицо
Воздух есть повсюду, в большинстве предметов и материалов, его присутствие легко обнаружить, если опускать некоторые предметы в воду — на поверхность волы будет подниматься множество маленьких пузырьков. Воздухом можно надувать различные полые предметы (шары, мешочки, воздух заполняет их и они становятся упругими. Воздухом можно по-разному играть, если научиться сильно дуть (воздушные шарики, маленький парусник). Следует учить детей различать запахи, среди прочих узнавать запах знакомых предметов. Дать детям представление о том, что люди вдыхают воздух легкими, которые находятся внутри их тела, в грудной клетке. Без воздуха человек не может жить и погибает. Для полноценной здоровой жизни ему нужен чистый, свежий воздух — в таком воздухе приятно находиться, легко дышать, играть, работать, отдыхать. На примере показать ребятам отличие обычного комнатного воздуха от свежего в только что проветренном помещении
Март Почва В этом месяце воспитатели с детьми занимаются посадкой, пересадкой и размножением растений. Эта деятельность становится условием для уточнения и закрепления представлений дошкольников о свойствах песка, камней, глины, почвы и о значении этих материалов для жизни растений и человека
Дать детям знания о составе почвы и ее значении для человека. (Почва состоит из воды, воздуха, песка, глины и перегноя.)
Апрель
Магниты Познакомить детей с магнитом, явлениями магнетизма, магнитного поля; сформировать представления о свойствах магнита; актуализировать знания детей об использовании свойств магнита человеком
Май
Все занятия и наблюдения над некоторыми компонентами неживой природы переносятся на улицу. Дети вместе с воспитателем осматривают территорию детского сада, отыскивают сухие песчаные и глинистые места с невысохшими лужами; обсуждают, почему в одних местах сухо, а в других еще держится вода. Если встречаются участки с черной землей, воспитатель напоминает ребятам о том, что это хорошая питательная почва. Вспомнить вместе с детьми основные свойства песка и научить определять, когда его надо полить, а когда он уже пригоден для игры
Проводятся конкурсы на лучшую постройку из песка. В солнечный день проводятся игры с тенью. Выносятся на улицу лупы, при помощи которых дети рассматривают капли воды и их испарение на солнце, песчинки, комочки земли, глины. С помощью зеркала небольшого размера показывается детям, как наводить «зайчиков». С ребятами проводятся игры: «Найди лучом» (окно, игрушку, дерево и др., «Нарисуй "зайчиком" круг, треугольник, квадрат». В конце игры воспитанникам задается вопрос: «Можно ли так играть в пасмурную погоду?»