Екатерина Цемошевич
Проект работы по ознакомлению дошкольников с явлениями неживой природы «Песок»
▼ Скачать + Заказать документы
№1 «Откуда берётся песок»
Цель: Помочь детям лучше узнать окружающий его мир неживой природы; научить детей определять физические свойства песка.
Материал: камни, листы белой бумаги, лупа.
Ход эксперимента:
Возьмите 2 камня и постучите ими друг о друга, потрите их над листом бумаге.
Как вы думаете, что это сыплется?
Возьмите лупы, рассмотрите это.
Как мы получили песок?
Как в природе появляется песок?
Публикация «Проект работы по ознакомлению дошкольников с явлениями неживой природы „Песок“» размещена в разделах
- Живая-неживая природа. Проекты, планы тематических недель
- Неживая природа
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Погода и природные явления
- Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2015
Вывод: Ветер, вода разрушают камни, в результате чего и появляется песок.
№2 «Из чего состоит песок»
Цель: формировать представления о свойствах песка; Научить детей делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования.
Материал: стаканчики с песком, листы белой бумаги, лупы.
Ход эксперимента:
Насыпьте песок на листок бумаге, с помощью лупы рассмотрите его.
Из чего состоит песок? (зёрнышек – песчинок)
Как выглядят песчинки?
Похожи ли песчинки одна на другую?
Чтобы получилось большая горка песка нужно очень много песка.
Вывод: Песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу.
№3 «Почему при сильном ветре неудобно играть с песком»
Цель: формировать представления о свойствах песка; Научить детей делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования.
Материал: «песочница» - банка с насыпанным тонким слоем песка.
Ход эксперимента:
Рассматривание заготовленной «песочницы». Создаём «ураган» - резко с силой сжимаем банку.
Что происходит и почему?
Вывод: Песчинки маленькие, лёгкие, не прилипают друг к другу, они не могут удержаться ни друг за друга, ни за землю при сильной струе воздуха.
№4 «Куда исчезла вода»
Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования. Способствовать расширению знанию детей о свойствах песка, активизировать речь и обогащать словарь детей.
Материал: стаканчики с песком и водой.
Ход эксперимента:
В стаканчик с песком нальём воды. Потрогаем песок.
Каким он стал?
Куда исчезла вода?
Вывод: вода быстро впитывается в песок.
№5 «Лепим из песка»
Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования. Способствовать расширению знанию детей о свойствах сухого и мокрого песка, активизировать речь и обогащать словарь детей.
Материал: подносы с мокрым песком.
Ход эксперимента:
Попробуем слепить из мокрого песка шарики, колбаски. Оставить до высыхания
Что происходит с поделками из песка после высыхания?
Вывод: Из мокрого песка можно лепить, но после высыхания он рассыпается.
№6 «Мокрый песок принимает любую нужную форму»
Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования. Способствовать расширению знанию детей о свойствах сухого и мокрого песка, активизировать речь и обогащать словарь детей.
Материал: поднос с мокрым песком, различные формочки.
Ход эксперимента:
Насыплем мокрый песок в формочки, сделаем фигурки.
Какие фигурки получились?
Из какого песка удалось сделать фигурки?
Вывод: Мокрый песок принимает любую форму.
Игровые методы
1. Название: «Песчинки»
Цель: познакомить детей со свойствами песка.
Ход: Воспитатель. Давайте поиграем. Выходите все на ковер. Вокруг себя повернитесь и в песчинки превратитесь. Присели все на корточки. О-о, сколько у нас песка. Ну вот подул ветер, поднял песчинки и они полетели в разные стороны (Звучит вальсовая мелодия. Дети имитируют полет песчинок). Ветер стих, и песчинки опустились на землю. (Дети присаживаются на корточки.
2. Название: «Куличики для божьей коровки Милы»
Цель: познакомить детей со свойствами песка.
Ход: Воспитатель обращает внимание на гостью; ктоэто?
- Посмотрите, что у меня в руках? (песок) Посмотрите, какого цвета песок (коричневый). Потрогайте песок руками и скажите, какой он (сухой, сыпется). Посмотрите, из чего состоит песок (песчинки).Правильно, песок состоит из песчинок. А теперь предлагаю вам взять формочки и начать делать куличики. Работайте аккуратно. Получились у вас куличики? (нет) Почему не получилось (песок сухой, сыпучий).Что нужно для того, чтобы куличики получились (полить водой). Посмотрите, мокрый песок так же сыплется, как и сухой? (показать детям) Вывод: Мокрый песок не сыпучий. Из мокрого, сырого песка можно делать куличики. Возьмите в руки формочки и совочки, аккуратно накладывайте мокрый песок в формочки. Вот так постучите по песку совочком, утрамбуйте его. Осторожно переверните формочки с песком, постучите по донышку, снимите формочки. Что получилось? (куличики) Предлагаю сделать побольше куличиков, для друзей Милы. Божья коровка Мила благодарит ребят за помощь и прощается. Вывод: сухой песок сыпется, он светлый, сыпучий. Мокрый – он темный, холодный, лепится.
3. Название: «Столовая».
Цель: познакомить детей со свойствами песка. Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес у детей в процессе экспериментирования.
Ход: Юный повар будет готовить обеды из трех блюд для своих кукол. Тут песок будет выступать уже не только в роли муки и теста, но и в качестве крупы, соли и сахара. Для приготовления первых и вторых блюд повару понадобится вода, а трава, цветы и листья пригодятся для салатов.
Может быть, ребенок организует и другую игру — «Гости», в которой одна кукла пригласит на праздничный обед другую. Задача взрослого — подсказать ребенку тему для новой игры, а малыш уже приложит собственную фантазию.
4. Название: «Ежик»
Цель: развивать тактильное восприятие, мышление, моторику рук; снять эмоциональное напряжение; продолжать знакомить детей со свойствами песка. Познакомить детей со свойствами песка. Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес у детей в процессе экспериментирования.
Ход: Подходим к песочнице. Нас встречает ёжик-игрушка. Кто-то нас встречает? Кто это? Шли по лесу не спеша и увидели ежа. Ёжик живёт на красивой поляне. Здесь тихо, красиво и жёлтый песок. Давайте поздороваемся с ё жиком : «Здравствуй, ёжик!» И спросим: «Можно к нему зайти?».Ё жик: «Я люблю гостей. Только у меня домик необычный. Он песочный. Что б с песочком поиграть надо правила о нём знать. Можно в рот песочек брать? (нет). Нельзя, потому, что он грязный, будет животик болеть. А бросать песочек можно? (нет). Песок может попасть в глазки, и они будут болеть». Молодцы! Всё знаете. А теперь поздороваемся с песочком. Вы ладошки положите и песочек ощутите. Он сухой или мокрый (сухой). Мягкий или твёрдый? (мягкий). Оттряхните ладошки. Вот так! Девочки и мальчики. Посмотрите, какие у ёжика колючки. Ежик, ёжик, мы друзья. Дай погладить нам тебя. Ой, какой колючий! Давайте спросим, почему он носит такие колючие иголочки. Что ж ты ёж, такой колючий? Ё ж: «Это я на всякий случай. Знаешь кто мои соседи? Лисы, да медведи». Уважаемый Ёж! А мы тебя научим различать следы твоих соседей на песке. Смотри, как зайка делает свои следы. Прыг-скок. Покажите один пальчик. Глубоко его засуньте в песок. Выпрыгнул пальчик, ка зайчик. И у Саши, и у Тани пальчики глубоко ушли в песок. И так же легко прыгают. Видишь, Ёжик, какие следы у Зайки. Чтобы лучше было заметно какой след оставит лисичка, я песочек выровняю. Вот Лиса Патрикеевна идёт, хвостиком виляет, свой след на песке оставляет. Смотрите, я опять одним пальчиком провожу по песочку. То в одну сторону, то в другую. Попробуйте и вы, как ходит лисичка. А ты, Ёжик видишь, какой след оставляет Лиса Патрикеевна. Опять выравниваю песочек, чтобы узнать какой след оставит на песке мишка косолапый. Крепко-крепко сожмите кулачки. Топ-топ, топ-топ мишка по лесу идёт. И вы как мишки походите по песочку. Видишь, Ёжик, какой след оставляет Мишка. А ты, Ёжик знаешь, какой след сам оставляешь? Возьмите у меня мячики. Похожи мячики на Ёжика. У них тоже есть такие колючки. Кладите мячики на песок. Ладошкой крепко придавите, а потом вперёд катите. То вперёд, то назад. Посмотри, Ёжик! Вот такой след остаётся на песке после от твоих колючек. «Спасибо вам, друзья. Теперь я знаю у кого какой след».Ой, что-то Ёжик мне шепчет. Он предлагает нам с ним поиграть. Скорее выходите на полянку. Теперь вы маленькие ежата, а не девочки и мальчики. Ежата будут гулять по лесу, но как только встретят лису или медведя, согнутся в клубочек и выставят свои иголочки-колючки. Ёжики гуляют прямо по полянке. А в лесу то жарко, солнце светит ярко. Птички щебечут, песни распевают. А тут, откуда ни возьмись, лиса идёт, ёжиков ищет. Скорее ёжики прячьтесь. Согнулся ёжик, иголки выставил и фырчит на лису ф-ф-ф. Испугалась лиса острых колючек и убежала. Опять ёжики гуляют. А тут медведь. Ого, где тут ёжики? А ёжик опять в клубок согнулся и фырчит. И медведь ни с чем ушёл. Были вы ежата, а теперь снова девочки и мальчики. Как хорошо мы сегодня путешествовали. У кого мы были в гостях?
Наглядные методы
1. Папка – раскладушка «Мы экспериментируем».
2.«Домик для песка» (ящик с песком для игр и экспериментов)
3. Альбомы с иллюстрациями: «Мир песка».
4. Показ игрушек, рассматривание картин и иллюстраций, моделирование.
Словесные методы
1. Возле речки мы гуляли
И песочек набирали.
Мы песочек насыпаем
И внимательно наблюдаем.
А потом его намочим,
Будет интересно очень.
И из мокрого песочка
Строим домик для мышонка.
2. Зашагали ножки: гоп, гоп, гоп.
Прямо по дорожке: гоп, гоп, гоп.
Ну-ка веселее: гоп, гоп, гоп.
Вот ка мы умеем : гоп, гоп, гоп.
3. Петя замок строит ловко,
Катя торт печёт ведёрком.
Здесь, у моря на часок
Всех детей собрал (Песок!
4. Из меня кулич испечь удобно,
Только есть его нельзя, дружок,
Я сыпучий, жёлтый, несъедобный,
Догадался, кто я? Я - …
5. Стихи про песок
Е. Шамрова
Мы на море отдыхали,
Там купались, загорали.
Я решил построить башню
Из густой песчаной каши.
Папа смотрит и смеё тся:
- Как тебе так удаё тся:
- На песке построить дом?
- Не подумал ты о том:
- Если набежит прибой -
- Смоет весь твой дом водой!
- Далеко я башню строю,
- Не достать её прибою.
- И к тому же - крепкий дом,
- Ему волны - нипочём!
Дунул с моря ветерок…
- Посмотри - волна, сынок!
- Ты бросай скорее башню
- И спасай одежду нашу!
… Дом песчаный смыт волной -
Виноват во всём прибой!
Н. Хилтон
Я полил песок водой
И сложил его горой
Папа взял мою лопатку
Разровнял на горке грядку
Вышел сказочный дворец-
Ай да папа молодец!
И. Финк
Песочница, песочница!
А в ней песок, песок.
Песочница, песочница!
Идем играть, дружок.
Песочница, песочница!
В руках у нас совок.
Песочница, песочница!
Мы черпаем песок.
А. Сметанин
Мы на пляже вместе с мамой
Возвели песчаный замок:
Стены, лестницы, бойницы,
Башня круто в высь стремится.
Перед замком вырыт ров
Для защиты от врагов.
Через ров проложен мост,
У ворот поставлен пост.
Вот бы у морской водицы
В этом замке поселиться.
Жаль, что скоро уезжать…
Как его с собою взять?
А. Орлова
Морскими песками
Песочницы полны,
Я глажу руками
Песочные волны.
Песочные воды
Заманчиво зыбки,
Там плавают плавно
Песочные рыбки.
В песочных волнах
Провести я готов
Немало счастливых
Песочных часов!
И может услышу
Как где-то на дне
Солёное море
Дышит во сне.
Лепить пироги – это очень легко.
Дворцы возводить и лачуги совком,
А рядом фигурки лепить.
Мы едем туда, где ни леса, ни скал,
Мы едем туда где простор из песка
Под солнцем… и тысячи спин…
Рассыпалась башня в бесформенный ком,
Так много воды по соседству с песком.
Кто только её натаскал?
Мы крепость построим, а рядышком — ров.
Но ты убегаешь куда-то с ведром.
Вода что ли лучше песка?