Валентина Литвинова
Игровые методы по ознакомлению дошольников с явлениями неживой природы: дерево, бумага
▼ Скачать + Заказать документы
2 Игровые методы
1. Игры-экспериментирования.
Игра-экспериментирование № 1 ««Кораблик для путешествия по реке Волге»
Цель : закреплять свойства бумаги, дерева, железа и т. д.
Приходит посылка с бумажным кораблём от Почемучки. Ребята вместе с воспитателем рассматривают бумажный кораблик и высказывают предположения о том, что на нем невозможно путешествовать (выделяют проблему (он ненадежный, он маленький, он быстро промокнет и утонет.)
Публикация «Игровые методы по ознакомлению дошольников с явлениями неживой природы: дерево, бумага» размещена в разделах
- Бумага. Свойства бумаги
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конструирование, поделки
- Неживая природа
- Погода и природные явления
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Дети берут бумажные кораблики, тазы, наливают в них воду и проверяют, тонет или не тонет бумажный кораблик, степень его надежности. Затем они исследуют бумагу, как постепенно она намокает в воде, рвется, становится непрочной. Затем воспитатель просит найти корабля, способный плавать по реке, задаёт наводящие вопросы, а дети высказывают предположения:
— Какими свойствами должен обладать кораблик? (Держаться на воде и не тонуть.)
— Какие материалы отвечают этим требованиям? (Из железа; из пластмассы; из картона, он прочнее бумаги; можно попробовать поролон.)
— Как узнать, подходят ли предложенные материалы для строительства кораблика?
Дети выдвигают предложения о способах проверки этих материалов.
Дети самостоятельно находят в группе предметы из дерева, металла, пластмассы, картона и поролона, наливают воду в тазики, проверяют, что лучше держится на воде (лучше строить кораблик из дерева или пластмассы) И находят предметы,которые могут послужить кораблём в путешествие по реке Волге.
Игра-экспериментирование №2 «Послушная бумага»
Цель: развивать мелкую моторику, закрепление ранее полученных знаний.
Педагог говорит детям о том, что с бумагой можно играть, предлагает выполнить следующие действия:
-подбросить лист бумаги каждой рукой;
-переложить с одной руки на другую;
-обрывочными движениями порвать пополам;
-смять шарики из бумаги (каждой рукой отдельно);
-жонглировать шариками;
-распрямить шарики в листы (каждой рукой отдельно);
-порвать бумагу на мелкие куски.
Игра-экспериментирование №3 «Электрический театр»
Ознакомление со свойством бумаги : способность удерживать электричество.
Цель: дать представления о свойствах бумаги удерживать электричество, вызвать интерес к экспериментальной деятельности и желание узнать новое, умение использовать ранее полученные знания в обыденной жизни
Странная вещь – обычная бумага. На ней можно писать, рисовать. Из нее можно сделать игрушки. Но есть у бумаги еще особый секрет. В ней прячется электричество. А утверждение о том, что в бумаге прячется электричество, попробуем проверить вместе. Для этого приглашаю вас в «Электрический театр».
Предлагаю вам пройти к столам и поиграть в эту игру.
Подготовка реквизита: Лист оргстекла положить на подставки, высотой 30мм. Фигурки разложить под стеклом. Под музыкальное сопровождение дети натирают оргстекло шерстяной тканью, а под ним начинают двигаться бумажные фигурки.
Что необычного в этом театре? Почему фигурки начали двигаться?
Ответы детей :
Когда мы натираем стекло шерстью, образуется электрическое поле, которое притягивает фигурки.
2. Дидактические игры
Дидактическая игра№1 «Составление картины опасностей»
Цель: Закрепить с детьми виды и свойства бумаги, заинтересовать в изготовлении сказочного человечка. Воспитывать самостоятельность в выборе материала, способов работы и украшений. Получать чувство удовлетворения от выполненной работы.
Дидактическая задача: вспомнить свойства бумаги, назвать возможные связи свойства бумаги с окружающим миром.
Игровые действия : придумать и смастерить человечка, дать ему имя, связанное с материалом, из которого он сделан, провести своего человечка по дорожке.
Игровые правила : выиграет тот, кто даст более точные объяснения, какие препятствия должен обходить бумажный человечек и почему.
Дидактическая игра№2 «Чем был, чем стал»
Цель. Закреплять представления о многообразии рукотворного мира; совершенствовать умение определять предметы по признакам материала.
Дидактическая задача: подобрать предметы из названного материала.
Игровые действия : подбирать предметы рукотворного мира, изготовленные из названного материала, находящиеся в комнате
Игровые правила : выигрывает ребенок, подобравший большее количество предметов.
Дидактическая игра № 3 «Угадай, что из чего сделано»
Цель. Упражнять детей в группировании предметов по материалу, из которого они сделаны.
Дидактическая задача: определить, назвать и сгруппировать предметы по определённому материалу, из которого они сделаны
Игровые действия : рассмотреть изображенные на картинках предметы и выяснить, из каких материалов они сделаны. По сигналу педагога игроки каждой группы выбирают нужные предметные картинки и разносят их по своим обручам.
Игровые правила : побеждает группа, которая быстрее выполнит задание.
Дидактическая игра № 4 «Поезд времени»
Цель: формировать умение выстраивать линию развития объекта рукотворного мира от начальной точки возникновения материала, из которого он изготовлен до самого объекта.
Дидактическая задача: установить связь между живой и неживой природой, определить последовательность развития объекта.
Игровые действия : выбрать из карточек с изображением этапов развития различных объектов определённые в соответствии с заданным объектом и выстроить в нужной последовательности
Игровые правила : выиграет тот, кто первым и правильно соберёт свою линию развития.
Поезд времени для книги
Лес- спиленные деревья –опилки- фабрика- рулоны бумаги –печатный станок-книга.
Дидактическая игра №5 «Мой, моя, мое»
Цель: упражнять в согласовании существительных с притяжательными местоимениями мой, моя, мои, моё. Активизировать словарь, поддерживать интерес детей, развивать мыслительные процессы.
Дидактическая задача: правильно называть слова, обозначающие предметы из бумаги, согласовывая из со словами мой, моя, моё.
Игровые действия : воспитатель называет предметы из бумаги, про которые можно сказать мой, моя,моё. Дети, у которых в руках предмет, подходит поднимает его и повторяет
— Моя (салфетка, книга)
— Мой (блокнот, лист.)
— Мои (тетради, открытки)
Игровые правила : выигрывает тот, кто правильно отбирает предметы, о которых можно сказать: «моя», «моё», «мои», «мой»
Дидактическая игра №6 «Из чего сделан предмет?»
Цель: классификация предметов в зависимости от материала изготовления.
Игровые действия : воспитатель называет вид бумаги, а дети должны найти предмет, сделанный из этой бумаги (картон, гофрированная бумага, газетная бумага, глянцевая и т. д.)
Игровые правила : и рассказать о своём предмете так, чтобы остальные дети по описанию узнали и правильно назвали его.
3 Подвижные игры
Подвижная игра №1 «Бумажные самолетики».
Цель: развивать внимание, память, волевые процессы, активизировать мышление, закрепить полученные знания о свойствах бумаги.
Дети превращаются в бумажные самолётики,что бы узнать как быстро приземляется бумага.
По сигналу, самолетики летают по группе с расправленными крыльями и возвращаются на «аэродром».
Игра повторяется 2-3 раза.
Подвижная игра №2 «Назови действия»
Цель: развивать внимание, память, волевые процессы, активизировать мышление.
Педагог бросает детям мяч. Тот, кто его поймает, должен сказать, что можно делать из бумаги (книги, тетради, коробки, обои и т. д.). И что можно сделать с бумагой (рисовать, резать, клеить, мять, рвать и т. д.).
Подвижная игра №3 «Камень, ножницы, бумага»
Цель: закрепление представлений о свойствах предметов.
Произносится фраза "Камень, ножницы, бумага. Раз, два, три!" На счет "три" участники выбрасывают из кулака либо указательный и средний пальцы ("ножницы", либо ладонь ("бумага", либо оставляют кулак сжатым ("камень"). "Ножницы" режут "бумагу", "бумага" оборачивает "камень", "камень" затупляет "ножницы". Чей предмет сильнее, тот и выиграл.