Елизавета Побоженская
«Воздух». Конспект занятия по ознакомлению с явлением неживой природы (старшая и подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи: Показать способы, приемы обнаруживания воздуха / воздух есть в банке, в стакане, в целлофановом пакете/;воздух есть повсюду/ а не только в комнате/; воздух можно сжать, воздух имеет вес; показать значение воздуха в жизни человека; использование свойств воздуха.
Приучить самостоятельно анализировать явления, находить причину и производить простейшие умозаключения. Развивать любознательность умение грамматически правильно строить свой ответ.
Публикация «„Воздух“, Конспект занятия по ознакомлению с явлением неживой природы (старшая и подготовительная группа)» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Живая и неживая природа. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Неживая природа
- Погода и природные явления
- Подготовительная группа
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
Оборудование и материалы.
У воспитателя:
1ч-аквариум с водой, стеклянная банка, целлофановый мешок, кубики.
2ч-солома для коктейля, губка, кусочек кирпича, горсть земли;
3ч- стакан с мыльной водой, 2 баскетбольных камеры, велосипедный насос, весы.
4ч-имельницы, парусного судна, спускающегося парашютиста, кубик, парашутик.
У детей:
1ч-тазик с водой, стакан, целлофановый мешок;
2ч- соломка для коктейля, кусочки губки, кирпича;
4ч-полоски бумаги.
Ход занятия:
Воспитатель: Показывая банку спрашивает у детей: «Что это, есть что-нибудь в этой банке.»
Дети: Банка пустая, в ней ничего нет.
Воспитатель: Вы ошибаетесь, в банке что0то есть. Просто вы не смогли увидеть.
Воспитатель заполняет целлофановый мешочек кубиками, обращает внимание детей на то, что мешочек стал выпуклым, и помере заполнения он становиться более выпуклым/то же самое можно проделать и с шариками/.Затем подводит детей к выводу, что выпуклость мешочка зависит от количества содержимого в нем вещества.
Воспитатель: А теперь возьмите свои целофановые мешочки; скажите, есть ли что-нибудь в них.
После ответов предлагает скрутить снизу/ с отверстия/мешочек. Обращает внимание детей на то, как вздувается мешочек. Мешочек стал выпуклым. Но ведь выпуклый мешочек бывает тогда, когда в нем что то есть. Следовательно, что-то раздуло мешочек. Что?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Был ли этот воздух до скручивания в мешочек или появился в момент скручивания.
Дети: Был.
Воспитатель: Так что же есть в банк.
Дети: Воздух, он повсюду.
Воспитатель: Хотя воздух и невидим, все-таки его можно обнаружить и кое-что о нем узнать. Сейчас мы проведем несколько опытов. Берет салфетку, мнет ее, вводит в стакан, прижимает ко дну / чтобы не отрывалась, ко дну стакана приклеивается маленький кусочек пластилина/. Повертывает стакан отверстием вниз, опускает стакан в воду/ в аквариум/, держит стакан в воде, предлагает детям проделать то же и спрашивает у детей, есть ли вода в стакане. Если вода в стакане есть, то салфетка будет мокрой. Давайте вынем стакан и потрогаем салфетку. Салфетка сухая, значит воды в стакане не было. Почему вода не вошла в стакан? Путем наводящих вопросов приводит детей к выводу.
Дети: воде не дал войти в стакан воздух, который ранее там был.
Воспитатель: Что же мы сейчас узнали о воздухе?
Дети: Воздух есть повсюду. Воде воздух не дал войти в стакан, когда стакан мы опустили в воду.
Воспитатель: Как еще мы с вами можем ощутить воздух.
Дети: Помахать рукой у лица, подуть на руку.
Воспитатель: Правильно опустите один конец соломки в стакан с водой, а другой возьмите в рот и осторожно подуйте. В стакане образуются пузырьки воздуха. Это вы выдыхаете воздух, который в воде виден в виде пузырьков. Следовательно, если в воде появляются пузырьки, то значит, что в ней появился воздух. Посмотрите в свои тазики с водой. Там у стенок видны пузырьки. Это дает возможность утверждать, что в воде есть воздух.
А теперь возьмите губку и обратите внимание на то, что в ней есть отверстия- «дырочки». Что есть в этих дырочках?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Да, вы правы, а что случиться, если губку погрузить в воду? Давайте проверим. /погружают губку в воду/.Наблюдают выделение пузырников воздуха. Затем детям воспитатель предлагает бросить в воду кусочек кирпича и сделать вывод: есть ли в кирпиче воздух.
Дети: Есть /Наличие пузырьков. /
Воспитатель: я сейчас брошу горсть земли, а вы посмотрите есть ли в земле воздух.
Дети: Да.
Воспитатель: Где же есть воздух, дети.
Дети: Воздух есть в комнате, в стакане, в банке, в воде, в земле, в кирпиче, в целлофановом мешочке, воздух всюду вокруг нас.
Ф И З М И Н У Т К А.
Воспитатель: А как вы считаете ребята, можно ли взвесить воздух, имеет ли воздух вес?
Вот сейчас мы это и поверим. Показываю. 2 камеры от баскетбольного мяча. Если в камерах воздух.
Дети. Он есть когда камера раздута.
Воспитатель: Опускаем камеру в воду. Наблюдается обильный выход пузырьков. /Теперь дети не сомневаться в том, что в камере есть воздух.
Воспитатель обращает внимание на весы, стоящие на столе. Что это такое? Что делают при помощи весов?
Дети: Взвешивают различные продукты.
Воспитатель: При помощи весов можно сравнить какое тело тяжелее, какое легче. Кладу на чашки весов по камере. Какая камера тяжелее.
Дети: Они одинаковые, весы остались уравновешенными.
Воспитатель: А теперь я одну камеру накачаю насосом. Какая камера тяжелее?
Воспитатель помещает камеры на весы и дети убеждаются, что камера, наполненная воздухом, имеет вес.
Воспитатель: что я сейчас сделала?
Выпускает воздух на камеры.
Дети: Выпустили воздух.
Воспитатель: Да, воздух выходит из камеры потому, что он был сжат. Если камеру заполнить большим количеством воздуха, то что с ней случиться?
Дети: Она лопнет.
Воспитатель: Да. Как это получиться можно наблюдать при помощи мыльных пузырей.
Воспитатель показывает, вызывает детей.
Воспитатель: Когда лопаются пузыри?
Дети: Мыльный пузырь лопается когда воздуху в нем становиться много.
Воспитатель: Что же вы еще узнали о воздухе?
Дети: Воздух можно взвесить, он имеет вес. Воздух сжимается.
Воспитатель: Возьмите полоски бумаги и подуйте на них.
Какой вывод вы можете сделать отсюда.
Дети: Воздух перемещается, двигаются, а когда он перемещается то заставляет двигаться и другие предметы. Вот эта способность воздуха и применяется в ветряной мельнице и парусном судне. Ветер дует и двигает крылья мельницы, приводит в движение жернова, которые перемалывают зерно. Ветер дует паруса натягиваются, выгибаются и корабль плывет. Способность воздуха помогает спускать парашютисту.
Воспитатель: Вот посмотрите, как упадет кубик без парашюта, а теперь с парашютом. Кубик с парашютом упал медленнее, плавнее, удар его о пол значительно слабее, чем в первом случае. Вот парашют и помогает человеку спуститься на землю, плавно и медленно.
Воспитатель: Что вы узнали о воздухе из сегодняшнего занятия?
Делается вывод.