Анна Дорогавцева
Проект по нравственно-этическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Мастерская для Деда Мороза»
▼ Скачать + Заказать документы
Форма работы: проект.
Целевая аудитория: старшие дошкольники (подгруппа).
Тема: «Мастерская для Деда Мороза».
Период выполнения проекта : 4 дня
Педагогические цели: развитие нравственно-этических качеств у детей.
Задачи:
Публикация «Проект по нравственно-этическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста „Мастерская для Деда Мороза“» размещена в разделах
- Дед Мороз
- Зима
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
обучающие: познакомить детей со свойствами соли (белого цвета, соленая на вкус, растворяется в воде, ее можно покрасить краской) посредством экспериментальной деятельности; учить детей новой нетрадиционной технике рисования – рисование цветной солью; познакомить с техникой безопасности во время работы с солью. Учить детей ориентироваться в пространстве, используя план-схему детского сада, составлять письма с помощью пиктограммы. Познакомить детей с разными видами средств массовой информации: периодические издания (газеты, журналы, энциклопедии, телевидение, радиовещание, интернет, используя мультимедийную презентацию. Закреплять знания детей о работе почты через беседу и рассматривание иллюстраций. Обратить внимание на то, что – для того, чтобы отправить по почте письмо, посылку, телеграмму и т. д., необходимо знать свой адрес и адрес получателя. Учить детей преодолевать проблемные ситуации, работая в коллективе.
развивающие: развивать творческие способности детей посредством использования нетрадиционной техники рисования, развивать ассоциативное мышление с помощью дидактической игры «Где живет Дед Мороз?». Развивать умение составлять план-схему, схематически изображая предметы на бумаге. Развивать зрительную память, внимание, диалогическую и монологическую речь, мелкую моторику рук посредством нетрадиционной техники рисования, пальчиковой гимнастики.
воспитательные : воспитывать эмоциональное восприятие происходящего, уважение к русским народным традициям (праздникам); умение договариваться со сверстниками (толерантность, терпимость, желание работать в коллективе.
Словарь: почта, посылка, адрес, интернет, карта, пиктограмма, радиовещание, периодические издания, энциклопедии, Африка, подводный мир, Великий Устюг, резиденция.
Планируемые результаты: сформированность нравственно-этических качеств у детей. Развитое логическое мышление и творческое воображение. Повышенный уровень интереса к различным формам изобразительной деятельности. Повышение уровня умений в решении проблемных задач. Творческое самовыражение воспитанников. Повышение уровня художественно-эстетического развития детей. Повышение уровня качества речи детей и коммуникативных способностей.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие.
Виды деятельности: игровая, двигательная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная.
Средства реализации: «Журнал Деда Мороза», мультимедийные презентации, музыкальное сопровождение, наборы для детского творчества по выбору детей, тематические иллюстрации, пиктограммы, план-схема помещения, тематические беседы, физкультминутки, пальчиковые гимнастики, атрибуты к сюжетно-ролевым и дидактическим играм
Организационная структура проекта.
1 день.
1) Экспериментальная деятельность – «Свойства соли».
цель: познакомить детей со свойствами соли : соленая на вкус, не имеет запаха, растворяется плохо в холодной воде и хорошо растворяется в теплой, соль можно покрасить краской; развивать наблюдательность, память, внимание, логическое мышление, умение делать вывод из эксперимента; воспитывать интерес к окружающему миру, желание его исследовать.
План эксперимента.
1. Заинтересовывающий момент – приход Тетушки Совы (сова принесла волшебный сундучок).
2. Дидактическая игра «Угадай по вкусу» (дети с завязанными глазами угадывают соль, сахар, лимон и т. д.).
3. Физкультминутка «Компот».
4. Предлагаю детям попробовать растворить соль в теплой и холодной воде. Дети подводят итог.
5. Итог эксперимента. Рефлексия.
2) Ознакомление с новой нетрадиционной техникой рисования – рисование цветной солью.
цель: развитие творческого потенциала детей, через нетрадиционные методы рисования солью.
Задачи:
- внедрение атр-терапевтических технологий в работе с детьми дошкольного возраста, через работу с солью;
- продолжать применение здоровье-сберегающих технологий, при работе с солью (техника безопасности);
- ознакомить детей со свойствами соли, как материалом для художественного творчества;
- формировать представление о разных способах изображения предметов и явлений.
- вызвать интерес к изображению новым способом рисования.
- учить окрашивать соль с помощью цветного мела и гуаши.
- расширить представления детей в использовании нескольких материалов в изображении рисунка (клей, соль, краски).
- развивать творческий потенциал.
У данного метода несколько направлений:
- выход за рамки шаблонного мышления в цветовосприятии окружающего мира (снег может быть розовым, а небо жёлтым, в передаче формы, образа (оживить неживое и придумать несуществующее) способствует развитию фантазии и воображению;
- в одном творческом рисунке соединяются разные техники. Рисование солью может быть рельефным, тогда графика приобретает живописный характер – линии при работе с солью своеобразны по ширине, глубине, форме;
- осуществляется межсенсорная синестезия: сочетаются разные сенсорные ощущения – можно рисовать запах, звук, вкус…;
- достигается состояние психологического комфорта, возникает чувство свободы, так как существует возможность в любой момент исправить, изменить свою работу, нет страха перед ошибкой.
2 день.
1) Беседа «Где живет Дед Мороз?».
цель: сформировать представления об обычаях русского народа в праздновании Нового года, обратить внимание на национальные костюмы Деда Мороза. Развивать логическое мышление в ходе выяснения места проживания Деда Мороза.
Ход беседы.
Воспитатель. Ребята а вы знаете где живет Дед Мороз?
Предполагаемые ответы детей : Да, нет, не знаем.
Воспитатель. Попробуйте догадаться, в жарких странах может жить Дед Мороз?
Предполагаемые ответы детей : думаем, что нет, там
ему будет очень жарко, плохо и т д.
Воспитатель. А в море, океане может жить Дед Мороз?
Предполагаемые ответы детей : наверное нет, в шубе ему
тяжело будет плавать и т д.
Воспитатель. А как вы думаете, где Деду Морозу будет хорошо, комфортно жить?
Предполагаемые ответы детей : скорей всего, где холодно.
Воспитатель. Правильно ребята, Дед Мороз живет на севере в старинном русском городе, который называется Великий Устюг. Этот город расположился на реке Сухоне. Как вы думаете, какие дела есть у Деда Мороза?
Предполагаемые ответы детей : получает письма, исполняет желания,
развозит подарки и т д. Дед Мороз на санях,
запряженных лошадьми, разъезжает по всей России туда,
где ему готовят песни, стихи и прославляют его.
Показ иллюстраций.
2) Составление планов-схем группы, 2 этажа детского сада. Поисковая деятельность – работа по плану-схеме.
цель: достичь высокого уровня развития ориентировки в пространстве при помощи плана у детей старшего дошкольного возраста.
задачи:
Познавательная: познакомить с условными обозначениями предметов на плане. Расширять кругозор детей, формировать представление планового изображения города, республики, страны, карты мира.
Обучающая: учить анализу планового изображения знакомого помещения, взаимного расположения нескольких помещений, зданий; самостоятельному составлению планов игровой комнаты, своей комнаты, участка для прогулок.
Развивающая: развивать действия замещения и наглядного моделирования.
Воспитательная : способствовать осознанию детьми своего места в огромном мире, выработке ощущения своей причастности ко всему происходящему (т. е. чтобы они осознавали себя не только детьми своих родителей, но и детьми своей страны, республики, родного города).
Проведенные мероприятия.
1. Знакомство детей с уменьшенным видом кукольной мебели и кукольной комнаты.
2. Обучение умению расставлять мебель по словесному описанию-ориентиру.
3. Знакомство с фигурами-заместителями кукольной мебели.
4. Знакомство с условными обозначениями предметов на плане.
5. Обучение детей ориентироваться в пространстве с помощью элементарного плана.
6. Знакомство детей с планом реальной игровой зоны.
7. Знакомство с планом групповой комнаты.
8. Обучение ориентированию по плану помещения групповой комнаты.
9. Знакомство с планом второго этажа детского сада.
10. Обучение ориентированию по плану второго этажа детского сада.
3 день.
1) Закрепление знаний о работе почты – сюжетно-ролевая игра «Почта» (обратить внимание детей на : чтобы отправить по почте письмо, телеграмму посылку и т. п., нужно знать свой домашний адрес и адрес получателя).
цель: познакомить детей с работой почты, расширять представления о труде работников почты (почтальон, оператор-приемщик, телеграфист, сортировщик, шофер, закреплять умения правильно пользоваться атрибутами игры.
оборудование: самодельные посылки, открытки, телеграммы, письма, конверты, сумки почтальона, ящик для писем, штемпель.
Предварительная работа: Воспитатель рассказывает детям, что почта нужна для того чтобы можно было связаться с другими людьми, поздравить открыткой знакомых с праздником, отправить телеграмму, письмо, посылку. Знакомит с разными видами почтовой связи (телефон, телеграф, интернет, с обязанностями работников (обслуживают клиентов, проверяют оформление писем, телеграмм, документов, бланков. На почте работники сортируют принятую корреспонденцию, потом поезда или самолеты доставляют почту в разные уголки нашей страны, а почтальоны разнесут ее по домам) и клиентов почты.
Предложить родителям посетить почту, отправить открытку.
Ход игры:
Ситуация: Мне надо поздравить бабушку с днем рождения, она живет в другом городе. Как мне ее поздравить? Идем на почту.
Распределение ролей - оператор, почтальон, шофер, клиент.
Уточняем представления об обязанностях работников почты (письмо опускаем в ящик, сортировщик достает и раскладывает по полочкам, почтальон доставляет корреспонденцию по адресу). Дети выполняют игровые действия (рисуют открытки, покупают и приклеивают марки, опускают письма в почтовый ящик, вынимают из ящика, доставляют по адресату).
В ходе игры следует обращать внимание на правильное выполнение роли, взятой на себя.
4 день.
1) Итог проекта – интегрированное занятие «Мастерская для Деда Мороза».
Технологическая карта
организации совместной образовательной деятельности с детьми
Форма работы: комплексное занятие
Целевая аудитория: старшие дошкольники (подгруппа).
Тема: «Мастерская для Деда Мороза».
Педагогические цели: развивать творческие способности детей, умение преодолевать проблемные ситуации.
Задачи:
обучающие: учить детей работать с планом, схемами, пиктограммами, закреплять умение ориентироваться в
пространстве, знания о климате и природе разных стран, дать детям знания о том, что по почте можно
отправить не только письма, но и посылки.
развивающие: развивать фантазию, логику, ассоциативное мышление, монологическую и диалогическую речь,
целеустремленность, мелкую моторику рук, активный словарь детей, умение анализировать, сравнивать,
устанавливать взаимосвязи, обобщать в процессе наблюдения.
воспитательные : воспитывать эмоциональное восприятие происходящего, уважение к русским народным традициям –
праздникам, желание работать в коллективе.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие.
Виды деятельности: игровая, двигательная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная.
Средства реализации: «Журнал Деда Мороза», мультимедийные презентации, «волшебная» новогодняя музыка, наборы для детского творчества по выбору детей.
Организационная структура занятия.
Этапы деятельности Деятельность воспитателя Деятельность детей
Ситуация Удивления.
Дети утром в группе находят план 2-этажа детского сада с 3 Х обозначениями:
1- Х- Кабинет заведующей (найти ключ)
2- Х- Дверь с замком в спортивный зал.
3- Х- Клад в спортивном зале. Устанавливают контакт с педагогом. Обсуждают.
Выбор пункта назначения
В: Ребята, что это? Что обозначено на карте? А знаете ли вы, что на карте обозначают красным крестиком? Давайте разберемся, какие места обозначены на нашей карте?
Где находится клад? Как добраться? Что сделать сначала? Наблюдают за действием воспитателя
Выражают собственные мысли;
Выстраивают полный ответ, предложение;
Рассматривают карту. Помогают друг другу, обсуждают.
Определение места расположения клада, поиск.
Размещение детей на паласе в удобной позе для беседы
Дети находят сундук, в котором лежит журнал Деда Мороза.
Рассматривание журнала
Беседа
Почему Дед Мороз такой грустный, чем мы можем порадовать его, что можем сделать для него? (Добиваться индивидуальных ответов детей). Отвечают на вопросы педагога, придумывают свои варианты помощи, чем могут порадовать, развеселить Деда Мороза
Пальчиковая гимнастика Снежок.
Раз, два, три, четыре.
Мы с тобой снежок лепили.
Круглый, крепкий, очень гладкий,
И совсем, совсем не сладкий.
Раз – подбросим,
Два – поймаем,
Три – уроним и сломаем. Дети выполняют движения пальчиками, проговаривая стихотворение.
Практическая часть «Творческая мастерская»
В зале приготовлен длинный стол с разнообразными видами материалов и один большой общий стол для детского творчества.
В: Ребята, в этой мастерской находится очень много разнообразных материалов для творчества, вы можете выбрать то, что вам нравится и придумать свой подарок для Деда Мороза.
Решите сами, с какими материалами вы будете работать. Подумайте и выберите самостоятельно. Дети выбирают материалы для свободного творчества, самостоятельно принимают решение о собственном подарке для Деда Мороза.
Беседа с детьми во время творческой работы В: Какой подарок ты придумал, придумала, из чего ты будешь его делать, как называется твой рисунок, открытка и т. д. Ответы детей. Непринужденный диалог, общение.
Оформление выставки Выставляет работы на мольберт. Обсуждение 2-3 работ.
Вопросы к детям:
- Какой подарок ты сделал для Деда Мороза?
- Чем ты украсил свою работу? Дети рассказывают о своем подарке. Объясняют, какими они пользовались материалами.
Физкультминутка Выполняется под музыкальное сопровождение. Дети выполняют движения, в соответствии с текстом песни.
Создание проблемной ситуации.
Вопросы к детям:
Как отправить подарки?
Где узнать адрес Деда Мороза?
Как Дед Мороз узнает от кого посылка?
Работа по схеме – составление письма Деду Морозу. Предполагают где найти адрес Деда Мороза (различные варианты)
- спросить у воспитателя, найти в журнале, найти в интернете.
Дети составляют письмо Деду Морозу по схеме.
Презентация:
1. Африка
2. Подводный мир
3. Великий Устюг.
Дети совместно с воспитателем ищут в компьютере адрес Деда Мороза.
- 1-ый слайд. Африка, как вы думаете, что это за адрес? Наш Дед Мороз живет в Африке? Почему?
-2-ой слайд. Подводный мир. Может это адрес Деда Мороза? Почему?
3-ий слайд. Резиденция Деда Мороза в Великом - Устюге. А здесь может жить Дед Мороз? Почему вы так решили. Ответы детей. Беседа
Подведение итогов. Рефлексия:
Ребята, что вам запомнилось больше всего?
Какие впечатления у вас от нашей творческой работы?
Можно ли назвать это добрым делом? Рассуждают о полученных результатах.
Делают выводы, анализируют деятельность,
Проявляют радостные эмоции. Делятся впечатлениями.
Заключение: реализуя проект, мы ставили перед собой цель – сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Работа по проекту поможет развить кругозор детей, эстетическую восприимчивость. Подборка материала на развитие художественно-эстетических способностей, даст возможность развивать у детей фантазию и воображение. Дети получат возможность почувствовать себя свободными, раскрепощёнными, обретут уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.