Наталья Лукьянова
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в младшей группе «Моя семья и семейные традиции»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в младшей группе
«Моя семья и семейные традиции»
Семья-любви великой царство.
В ней вера, праведность и сила.
Семья - опора государства,
Страны моей, моей России.
Актуальность и значимость.
Публикация «Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в младшей группе „Моя семья и семейные традиции“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Проекты
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки, где его настоящая "малая Родина". Откуда я родом? Вопрос с виду простой, но на самом деле имеет очень глубокий смысл. Интерес к своему прошлому, своим корням, знанию того, откуда ты родом – это в крови у каждого нормального человека. Можно привести множество примеров, когда люди отыскивают следы тех, от кого они произошли. Эти знания помогают им осознать и оценить себя, своё прошлое. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности.
Семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.
Содержание нравственного воспитания дошкольников включают в себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к Родине, семье, уважительного отношения к своим родителям. Вместе с тем следует отметить, что объём знаний по данной теме ограничен. В программном содержании нет материала, касающегося прошлого семьи ребёнка, поэтому мало кто из детей знает историю создания своей семьи и свою родословную. Кроме того, в суматохе будней мы часто не успеваем уделить достаточно времени своим самым любимым и дорогим людям. Порой мы ругаем себя за это, не зная, как можно совместить интересную прогулку для детей с долгожданной встречей с близкими и друзьями.
В настоящее время эта тема стала актуальна и особенно трудна. Большое значение имеет взаимодействие с родителями, их отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребёнка не должно идти стихийным путём.
Ответ прост – сохраняя семейные ценности, возрождаем традиции!
В проекте «Моя семья и семейные традиции» представлена совместная работа воспитателей, детей, родителей по формированию представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. В ходе проекта дети получают более углубленные знания о своем имени и отчестве, о профессиях своих родителей, о родословной своей семьи, семейных традициях и элементарные знания о правах человека. А также знакомятся с историей создания некоторых предметов домашнего обихода и с декоративно-прикладным искусством. Он основывается на различных видах детской деятельности: наблюдение в природе, сенсорное обследование некоторых объектов по теме проекта; различные виды игр, игровые ситуации; художественно-эстетическая деятельность, ручной труд.
Проектная деятельность проходит под девизом: «Что может быть семьи дороже? Теплом встречает отчий дом, Здесь ждут тебя всегда с любовью, И провожают в путь с добром!»
Проблемой выбора данной темы проекта стали недостаточные знания детей о своей семье, где и кем работают их родители, как зовут их бабушек и дедушек, чтобы изменить такое положение и появилась идея создать проект «Моя семья и семейные традиции».
Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.
Цель:
формировать у детей представление о семье через организацию разных видов деятельности: игровой, познавательной, продуктивной.
Задачи:
Сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать любовь и уважение к членам семьи.
Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателем и родителями.
Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада. Развивать любознательность и познавательную активность.
Обогащать первоначальные представления о семейной традиции, о праздниках, о взаимоотношениях между близкими. Формировать у детей целостное представление образа матери - хранительнице домашнего очага, играющей огромную роль в жизни каждого человека.
Познакомить с международным праздником традицией «День матери»
Активизировать словарь по теме проекта и развивать связную речь.
Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Вид проекта :
групповой, краткосрочный (игровой, познавательный, творческий, исследовательский, практико- ориентированный)
Участники проекта :
дети младшей группы, родители, воспитатель группы.
Конкретные ожидаемые результаты:
Я предполагаю, что в результате реализации данного проекта все его участники – дети, педагоги, родители – приобретут определенные знания.
Продукт проектной деятельности :
• Выставка семейных работ «Мое генеалогическое древо».
• Творческие рассказы о своей семье «История нашей семьи».
• Кулинарная книга традиционных семейных блюд «Мамины вкусняшки».
• Выставка рукотворных работ «Семейное увлечение».
Технология реализации проекта
Предложить детям рассмотреть картину, где изображена семья : папа, мама, бабушка, дедушка, дети.
- Назовите, кого вы здесь видите? - Как можно назвать одним словом? - Из скольких человек состоит ваша семья? Назовите. - А знаете ли вы своих близких родственников? - Как нужно относиться к членам своей семьи?
Проблема значимая для детей, на решение которой направлен проект
«Для чего человеку семья? А что я знаю о своей семье»
Этапы проекта
Один из наиболее эффективных способов введения в тему связан с использованием модели «трёх вопросов».
Что я знаю о семье?
Что я хочу узнать?
Как я могу найти ответы на свои вопросы?
• Как зовут маму, папу, бабушку, дедушку, брата, сестру?
• Где работают родители?
• Свой адрес? • Что такое традиции? (рассказ воспитателя)
• Откуда берется отчество?
• Что означает мое имя?
• Кто самый главный в семье?
• Кем работали бабушка и дедушка?
• Зачем празднуют день рождения?
• Когда родились бабушка и дедушка, мама и папа?
Подготовительный этап:
• Подготовить художественную, научно-популярную литературу по данной теме для совместного чтения с детьми в группе;
• Опрос детей «Что я знаю о семье»
• Предварительное чтение детям русских народных сказок на тему «Семья» : «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси – лебеди», и т. д.
• Изучить историю составления родословной и составить рекомендации по ее составлению для родителей.
• Привнесение в группу предметов семейных фотографий, видеофильмов для реализации продуктивных видов деятельности;
• Изготовление дидактических игр и пособий «Кому, что нужно для работы», «Генеалогическое дерево», «Обязанности в семье».
• Организация тематической библиотеки: иллюстрации, открытки, сюжетные картинки.
• Составление карточек стихов, загадок, подвижных и пальчиков игр по темам «Семья», «Профессии», «Посуда», «Мебель».
• Подбор пословиц и поговорок о семье и доме.
• Подбор предметов заместителей для игр, костюмов и атрибутов к игровой деятельности;
• Организация выставки семейных родословных «Семья вместе- так и душа на месте»
Продуктивный этап.
• Рассматривание семейных фотографий, видеофильмов, иллюстраций.
• Рассматривание репродукций картин художников по теме «Мать и дитя».
• Рассказ педагога о своей семье.
• Беседы: «Дружат в нашей группе мальчики и девочки», «Что такое семья», «Что такое традиции и традиции в нашей семье», «Права и обязанности в семье», «Выходной день в моей семье», «Как я помогаю дома», «Кем работают твои родители» (с использованием альбома, «Как мы отдыхаем», «Что такое родословная моей семьи», «Для чего человеку дано имя» (знакомство со свидетельством о рождении)
• Наблюдение детей за членами семьи; что делают мама, папа, бабушка, дедушка дома, как заботятся друг о друге.
• Загадки о семье, профессиях, мебели и посуде.
• Заучивание стихов и потешек о семье.
• Проблемные ситуации «Что ты будешь делать, если мама заболеет/ папа уедет?», «Оторвалась пуговица на платье у куклы, кто может помочь?», «Сломался стул/ игрушка»
• Игра – тренинг «Я потерялся», «Я один дома» (ОБЖ)
• Игра «Свой, чужой, знакомый» (ОБЖ)
• дидактические игры «Разложи по порядку», «Собери портрет из деталей», «Радость или огорчение» «Бабушкино лукошко», «Кем быть», «Кому, что нужно для работы», «Моя родословная», «Чьи детки?», «Что из чего?», «Четвертый лишний», «Маленькие помощники», «Грязи нет и пыли нет», «Сложи картинку», «Родственные отношения», лото, «Собери матрешку», «Что сначала, что потом» (сервировка стола)
• сюжетная игры «Семья», «День рожденья», «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Детский сад», «Шофер», «Автомастерская».