Лучший педагог года

Конспект НОД в старшей группе по нравственно-патриотическому воспитанию «Семейные обычаи»

Алвита Папикян
Конспект НОД в старшей группе по нравственно-патриотическому воспитанию «Семейные обычаи»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: Семейные обычаи на Конспект непосредственно образовательной деятельности

в старшей группе по нравственно-патриотическому воспитанию

с использованием

- игровых

- инфрмационно – коммуникативных

- здоровьесберегающих технологий

«Семейные обычаи на Кубани»

Подготовила:

Воспитатель МБДОУ детского сада № 21

Папикян Алвита Гарниковна

п. Новопокровский

2012год

Публикация «Конспект НОД в старшей группе по нравственно-патриотическому воспитанию „Семейные обычаи“» размещена в разделах

Тема: Семейные обычаи на Кубани

Программное содержание: расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен. Обогатить словарный запас существительными: оберег, колыбелька, коромысло, чугунок, сундук; определениями: старинный, деревянный, расписной. Развивать психические процессы: внимание, память, мышление. уважение, интерес к обычаям старины, к русскому и Кубанскому фольклору;

Материалы и оборудование: аудиозаписи Кубанского казачьего хора; модули, атрибуты казачьей хаты; кукла; уголек, зернышки, монетки, таз с водой, полотенце; колыбелька; булка хлеба и соли; соленое тесто, влажные салфетки. Мультимедийное оборудование.

Ход занятия:

- Дети входят в групповую комнату.

Воспитатель : - Дети, а вы любите путешествовать?

Дети: - Да.

Воспитатель : - Я вас приглашаю в путешествие по лесу. Посмотрите, а что вы видите в нашем лесу.

Дети:- деревья, волшебный камень.

Воспитатель : - Дети, что же это за камень? А камень – не простой, на нем что-то написано. Вам интересно что написано? Я вам прочту, а вы слушайте внимательно:

Налево пойдешь – далеко не уйдешь.

Прямо пойдешь – в чужую группу попадёшь.

Направо пойдешь – много интересного найдешь.

Дети, куда же пойдем?

Дети:- Направо.

Воспитатель :- А где правая сторона?

Дети показывают правую сторону.

Воспитатель : - Ну, что же, в путь!

Дети идут переступая через модули.

Мы шагаем по тропинке

Выпрямляем прямо спинку

Подними повыше ногу

Покажи другим дорогу!

Дети проходят в зону «Казачья хата».

Воспитатель : - Вот мы и пришли. (детей встречает хозяйка с хлебом, солью) Хозяйка: Дети куда мы попали? На Кубани есть очень хороший обычай встречать гостей хлебом солью. Посмотрите, сколько здесь интересных вещей. Где же мы?

Дети: - В казачьей хате.

Хозяйка - А почему вы решили, что это казачья хата.

Дети: - Потому что здесь стоят печка, глиняная посуда, прялка, сундук.

Хозяйка показывает чугунок. - Дети, что это?

Дети: - Чугунок.

Хозяйка - Для чего нужен чугунок?

Дети: - В нем варили кушать.

Хозяйка показывает коромысло - Дети, а это что?

Дети: - коромысло

Хозяйка А для чего нужно коромысло

Дети:

- На коромысле носили воду из колодца

Раздается звук плача ребенка.

Хозяйка - Дети, что это за звук? Кто плачет?

Достает из колыбельки куклу.

Хозяйка - Дети, посмотрите, вот кто у нас плачет – малыш. Это кукла-малыш, Он только сегодня родился, поэтому он и плачет. Давайте его покачаем.

Ребенок, доставший куклу, качает, плач стихает.

Хозяйка - С давних времен, когда ребенок рождается, родители ему придумывают имя. Давайте и мы придумаем нашему ребеночка имя, но только имя будет не простое, а старинное. Дети, какие вы знаете русские старинные имена?

Дети предлагают имена, выбирают одно имя - ребеночка называют Егорушкой.

Хозяйка - Дети, а вы знаете, что сейчас, пока ребеночек маленький, его все будут называть ласково Егорушкой. А когда он вырастет, то его уже будут называть Егором. Мы растем и имя наше растет. А вы знаете, как вырастет ваше имя? Как вас будут называть, когда вы станете большими?

Ответы детей: Сейчас меня зовут Саша, а когда я вырасту, то меня будут звать Александром и т. д.

Хозяйка - Молодцы. Вот мы и познакомились с Егорушкой и назвали ему свои имена. А вы знаете, что обозначает имя Егор?

Дети высказывают предположения.

Хозяйка - Это имя обозначает хозяин земли. Родители, когда называли его таким именем, хотели, чтобы когда Егорушка вырос у него было много-много земли и чтобы он был богатым и счастливым

Хозяйка Дети, посмотрите, здесь для Егорушки приготовлены вещи, что же это? Показывает поочередно: уголек, зернышки, монетки.

Дети: - Уголек, зернышки, монетки.

Хозяйка - А кто знает, зачем нашему Егорушке эти вещи?

Дети: - Их клали, когда купали ребенка.

Хозяйка - Да, правильно, раньше, на Кубани, давным-давно, во времена наших прабабушек и прадедушек, эти вещи клали в таз с водой, когда ребеночка в первый раз купали. Давайте и мы с вами тоже их положим нашему Егорушке.

Хозяйка кладет уголек:

Хозяйка - А что говорили, когда клали уголек?

Дети: - Привыкай к домашнему теплу.

Первый ребенок кладет зернышки.

Хозяйка - А что говорили, когда клали зернышко?

Дети: - Будь всегда сыт.

Второй ребенок кладет денежку.

Хозяйка - А что говорили, когда клали монетку?

Дети: - Будь всегда богат.

Хозяйка берет одного ребенка, он купает куклу.

Тили-тили-тили-тили

Мы по воду ходили.

Воды для Егорки -

Полное ведерко.

Мыли-мыли-мыли-мыли

бело-набело отмыли

Лишь головка одна

Всё черным- черна!

Дети вытирают куклу.

Хозяйка

Полотенце вышито и бело

Вытирай-ка малыша умело

Будет чистеньким малыш

Вырастет у нас крепыш.

Хозяйка - Родители хотели, чтобы ребеночек, когда вырос, тоже был таким же работящим, честным, как и они. А что потом делали родители.

Дети - Укладывали спать.

Хозяйка - А куда клали спать ребеночка?

Дети: - В колыбельку.

Хозяйка - А что же такое колыбелька?

Дети: - Это кроватка, куда клали малыша и качали.

Хозяйка - Да, есть у нас такая колыбелька. Показывает колыбельку. Посмотрите, какая колыбелька у нашего Егорушки.

Дети: - Деревянная, расписная.

Дети кладут в колыбельку Егорушку.

Ребята, положили родители ребеночка в колыбельку, а что дальше делали?

Дети: - Пели колыбельную.

Хозяйка - А что такое колыбельная?

Дети: - Это песенка, под которую засыпает ребенок.

Хозяйка - Дети, а давайте и мы споем колыбельную для Егорушки. Споем?

Дети: - Да. Дети поют совместно с воспитателем :

Баю-баюшки-баю

Я тебе покой дарю.

Ветер в окна к нам свистит,

Снег по улице кружит.

В небе звездочка горит:

«Спи, сыночек, - говорит, -

Баю-баю-баю-бай

Спи, Егорка, засыпай!»

Хозяйка - Вот и уснул наш Егорушка.. Дети, давайте мы с вами сделаем подарок для Егорушки – и не простой подарок, а настоящий оберег. Дети, а что такое оберег?

Дети:- Это предмет, который защищал и охранял людей от бед.

Хозяйка - Да, это так, он защищал ребенка от беды. Послушайте, как звучит слово – оберег – оберегает, значит.

Смотрим на наш оберег (показывает образец).

Хозяйка - Из чего мы с вами его слепим?

Дети: - Из соленого теста.

Воспитатель рассаживает детей за столы, воспитатель напоминает об осанке за работой, помогает детям (Ты с чего начнешь работать? Каким приёмами будешь пользоваться и т. д.).После работы детей хозяйка хвалит за работу, отмечает за аккуратность и т. п.

Хозяйка - Дети, вы устали, давайте мы отдохнем? На днях рождения, гости попусту не сидели, а водили хороводы, играли. А хотите поиграть в самую настоящую старинную кубанскую игру «Петушок»?

Утром кто чертей гоняет

Песню звонкую спивает

Спать мешает казаку

И кричит «Ку-ка-ре-ку»

Хозяйка - Дети, понравилась игра? А теперь давайте подарим Егорушке наши подарки и пусть каждый пожелает ему что-нибудь.

Дети:

- Никогда не болей, будь здоров.

- Расти сильным, крепким да удалым.

- Слушай отца-батюшку да родную матушку.

- Будь добр и пусть встречаются добрые люди.

- Пусть живет-поживает, да добра наживает.

Хозяйка

- Ну а вам, дорогим гостям, за пожелания и за слова добрые тоже подарок – настоящий именинный пирог.

Для проведения занятия использовала литературу:

Т. П. Хлопова, Н. П. Легких, И. Н. Гусарова, С. К. Фоменко, Л. М. Данилина-

«Ты, Кубань, ты наша Родина».

О. Л. Князева, М. Д. Маханева «Приобщение детей к истокам Русской народной культуры»

В. Н. Ратушняк «Родная Кубань страницы истории»

М. В. Мирук, Е. Н. Ерёменко, Т. А. Науменко, Н. Я. Паскевич «Кубанове-дение».

П. В. Генералов, Н. Т. Генералова «Живи и красуйся станица моя»

Кубани

Публикации по теме:

Интегрированное занятие по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Богатыри земли русской» Интегрированное занятие по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Богатыри земли русской» воспитатель Готчанина Г. Ю.

Интегрированное занятие по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Богатыри земли русской» Интегрированное занятие по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Богатыри земли русской» воспитатель Готчанина Г. Ю.

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию «Мой родной посёлок» Конспект непосредственно образовательной деятельности по нравственно - патриотическому воспитанию в старшей группе с использованием игровых;.

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию детей в подготовительной группе «Наша Родина — Россия» Конспект НОД по нравственно – патриотическому воспитанию детей в подготовительной группе «Наша Родина-Россия» Муниципальное бюджетное дошкольное.

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Детский сад — второй наш дом» «Детский сад – второй наш дом». Задачи: 1) Образовательные: • Расширение знаний детей о профессиях работников д/с средствами ИКТ; • Формирование.

Конспект открытого занятия по нравственно-патриотическому в старшей группе воспитанию «Родной край» Конспект открытого занятия в группе «Колокольчик» по нравственно – патриотическому воспитанию «Родной край» Задачи: обобщить знание детей.

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе Конспект занятия в старшей группе по нравственному воспитанию «О дружбе и друзьях» Воспитатель :Горячева А. А. 2014г.

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Моя малая Родина» Тип занятия: нравственно-патриотическое. Тема занятия: «Моя малая Родина». Форма занятия: «Путешествие в прошлое и настоящие». Цель: воспитание.

Конспект занятия в старшей группе по нравственно — патриотическому воспитанию, посвященного Дню Победы. Цели и задачи занятия: Воспитывать уважение к людям стоящим на защите Родины. Расширять знания детей о подвиге советских воинов, о Великой.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Наш бессмертный полк» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №5 «Солнышко» ПРОЕКТ по нравственно-патриотическому воспитанию.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД в старшей группе по нравственно-патриотическому воспитанию «Семейные обычаи»
Опубликовано: 17 ноября 2017 в 10:46
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД в старшей группе по нравственно-патриотическому воспитанию «Семейные обычаи»» (включая файлы) размещена пользователем Алвита Папикян в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД