Алвита Папикян
Конспект НОД в старшей группе по нравственно-патриотическому воспитанию «Семейные обычаи»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Семейные обычаи на Конспект непосредственно образовательной деятельности
в старшей группе по нравственно-патриотическому воспитанию
с использованием
- игровых
- инфрмационно – коммуникативных
- здоровьесберегающих технологий
«Семейные обычаи на Кубани»
Подготовила:
Воспитатель МБДОУ детского сада № 21
Папикян Алвита Гарниковна
п. Новопокровский
2012год
Публикация «Конспект НОД в старшей группе по нравственно-патриотическому воспитанию „Семейные обычаи“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Старшая группа
- Темочки
Тема: Семейные обычаи на Кубани
Программное содержание: расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен. Обогатить словарный запас существительными: оберег, колыбелька, коромысло, чугунок, сундук; определениями: старинный, деревянный, расписной. Развивать психические процессы: внимание, память, мышление. уважение, интерес к обычаям старины, к русскому и Кубанскому фольклору;
Материалы и оборудование: аудиозаписи Кубанского казачьего хора; модули, атрибуты казачьей хаты; кукла; уголек, зернышки, монетки, таз с водой, полотенце; колыбелька; булка хлеба и соли; соленое тесто, влажные салфетки. Мультимедийное оборудование.
Ход занятия:
- Дети входят в групповую комнату.
Воспитатель : - Дети, а вы любите путешествовать?
Дети: - Да.
Воспитатель : - Я вас приглашаю в путешествие по лесу. Посмотрите, а что вы видите в нашем лесу.
Дети:- деревья, волшебный камень.
Воспитатель : - Дети, что же это за камень? А камень – не простой, на нем что-то написано. Вам интересно что написано? Я вам прочту, а вы слушайте внимательно:
Налево пойдешь – далеко не уйдешь.
Прямо пойдешь – в чужую группу попадёшь.
Направо пойдешь – много интересного найдешь.
Дети, куда же пойдем?
Дети:- Направо.
Воспитатель :- А где правая сторона?
Дети показывают правую сторону.
Воспитатель : - Ну, что же, в путь!
Дети идут переступая через модули.
Мы шагаем по тропинке
Выпрямляем прямо спинку
Подними повыше ногу
Покажи другим дорогу!
Дети проходят в зону «Казачья хата».
Воспитатель : - Вот мы и пришли. (детей встречает хозяйка с хлебом, солью) Хозяйка: Дети куда мы попали? На Кубани есть очень хороший обычай встречать гостей хлебом солью. Посмотрите, сколько здесь интересных вещей. Где же мы?
Дети: - В казачьей хате.
Хозяйка - А почему вы решили, что это казачья хата.
Дети: - Потому что здесь стоят печка, глиняная посуда, прялка, сундук.
Хозяйка показывает чугунок. - Дети, что это?
Дети: - Чугунок.
Хозяйка - Для чего нужен чугунок?
Дети: - В нем варили кушать.
Хозяйка показывает коромысло - Дети, а это что?
Дети: - коромысло
Хозяйка А для чего нужно коромысло
Дети:
- На коромысле носили воду из колодца
Раздается звук плача ребенка.
Хозяйка - Дети, что это за звук? Кто плачет?
Достает из колыбельки куклу.
Хозяйка - Дети, посмотрите, вот кто у нас плачет – малыш. Это кукла-малыш, Он только сегодня родился, поэтому он и плачет. Давайте его покачаем.
Ребенок, доставший куклу, качает, плач стихает.
Хозяйка - С давних времен, когда ребенок рождается, родители ему придумывают имя. Давайте и мы придумаем нашему ребеночка имя, но только имя будет не простое, а старинное. Дети, какие вы знаете русские старинные имена?
Дети предлагают имена, выбирают одно имя - ребеночка называют Егорушкой.
Хозяйка - Дети, а вы знаете, что сейчас, пока ребеночек маленький, его все будут называть ласково Егорушкой. А когда он вырастет, то его уже будут называть Егором. Мы растем и имя наше растет. А вы знаете, как вырастет ваше имя? Как вас будут называть, когда вы станете большими?
Ответы детей: Сейчас меня зовут Саша, а когда я вырасту, то меня будут звать Александром и т. д.
Хозяйка - Молодцы. Вот мы и познакомились с Егорушкой и назвали ему свои имена. А вы знаете, что обозначает имя Егор?
Дети высказывают предположения.
Хозяйка - Это имя обозначает хозяин земли. Родители, когда называли его таким именем, хотели, чтобы когда Егорушка вырос у него было много-много земли и чтобы он был богатым и счастливым
Хозяйка Дети, посмотрите, здесь для Егорушки приготовлены вещи, что же это? Показывает поочередно: уголек, зернышки, монетки.
Дети: - Уголек, зернышки, монетки.
Хозяйка - А кто знает, зачем нашему Егорушке эти вещи?
Дети: - Их клали, когда купали ребенка.
Хозяйка - Да, правильно, раньше, на Кубани, давным-давно, во времена наших прабабушек и прадедушек, эти вещи клали в таз с водой, когда ребеночка в первый раз купали. Давайте и мы с вами тоже их положим нашему Егорушке.
Хозяйка кладет уголек:
Хозяйка - А что говорили, когда клали уголек?
Дети: - Привыкай к домашнему теплу.
Первый ребенок кладет зернышки.
Хозяйка - А что говорили, когда клали зернышко?
Дети: - Будь всегда сыт.
Второй ребенок кладет денежку.
Хозяйка - А что говорили, когда клали монетку?
Дети: - Будь всегда богат.
Хозяйка берет одного ребенка, он купает куклу.
Тили-тили-тили-тили
Мы по воду ходили.
Воды для Егорки -
Полное ведерко.
Мыли-мыли-мыли-мыли
бело-набело отмыли
Лишь головка одна
Всё черным- черна!
Дети вытирают куклу.
Хозяйка
Полотенце вышито и бело
Вытирай-ка малыша умело
Будет чистеньким малыш
Вырастет у нас крепыш.
Хозяйка - Родители хотели, чтобы ребеночек, когда вырос, тоже был таким же работящим, честным, как и они. А что потом делали родители.
Дети - Укладывали спать.
Хозяйка - А куда клали спать ребеночка?
Дети: - В колыбельку.
Хозяйка - А что же такое колыбелька?
Дети: - Это кроватка, куда клали малыша и качали.
Хозяйка - Да, есть у нас такая колыбелька. Показывает колыбельку. Посмотрите, какая колыбелька у нашего Егорушки.
Дети: - Деревянная, расписная.
Дети кладут в колыбельку Егорушку.
Ребята, положили родители ребеночка в колыбельку, а что дальше делали?
Дети: - Пели колыбельную.
Хозяйка - А что такое колыбельная?
Дети: - Это песенка, под которую засыпает ребенок.
Хозяйка - Дети, а давайте и мы споем колыбельную для Егорушки. Споем?
Дети: - Да. Дети поют совместно с воспитателем :
Баю-баюшки-баю
Я тебе покой дарю.
Ветер в окна к нам свистит,
Снег по улице кружит.
В небе звездочка горит:
«Спи, сыночек, - говорит, -
Баю-баю-баю-бай
Спи, Егорка, засыпай!»
Хозяйка - Вот и уснул наш Егорушка.. Дети, давайте мы с вами сделаем подарок для Егорушки – и не простой подарок, а настоящий оберег. Дети, а что такое оберег?
Дети:- Это предмет, который защищал и охранял людей от бед.
Хозяйка - Да, это так, он защищал ребенка от беды. Послушайте, как звучит слово – оберег – оберегает, значит.
Смотрим на наш оберег (показывает образец).
Хозяйка - Из чего мы с вами его слепим?
Дети: - Из соленого теста.
Воспитатель рассаживает детей за столы, воспитатель напоминает об осанке за работой, помогает детям (Ты с чего начнешь работать? Каким приёмами будешь пользоваться и т. д.).После работы детей хозяйка хвалит за работу, отмечает за аккуратность и т. п.
Хозяйка - Дети, вы устали, давайте мы отдохнем? На днях рождения, гости попусту не сидели, а водили хороводы, играли. А хотите поиграть в самую настоящую старинную кубанскую игру «Петушок»?
Утром кто чертей гоняет
Песню звонкую спивает
Спать мешает казаку
И кричит «Ку-ка-ре-ку»
Хозяйка - Дети, понравилась игра? А теперь давайте подарим Егорушке наши подарки и пусть каждый пожелает ему что-нибудь.
Дети:
- Никогда не болей, будь здоров.
- Расти сильным, крепким да удалым.
- Слушай отца-батюшку да родную матушку.
- Будь добр и пусть встречаются добрые люди.
- Пусть живет-поживает, да добра наживает.
Хозяйка
- Ну а вам, дорогим гостям, за пожелания и за слова добрые тоже подарок – настоящий именинный пирог.
Для проведения занятия использовала литературу:
Т. П. Хлопова, Н. П. Легких, И. Н. Гусарова, С. К. Фоменко, Л. М. Данилина-
«Ты, Кубань, ты наша Родина».
О. Л. Князева, М. Д. Маханева «Приобщение детей к истокам Русской народной культуры»
В. Н. Ратушняк «Родная Кубань страницы истории»
М. В. Мирук, Е. Н. Ерёменко, Т. А. Науменко, Н. Я. Паскевич «Кубанове-дение».
П. В. Генералов, Н. Т. Генералова «Живи и красуйся станица моя»
Кубани