Нина Холдырчева
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников «Россия — Родина моя»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : познавательный; информационно-творческий; краткосрочный (с января по май 201. г.).
Актуальность проблемы:
«Родина для человека – это
самое дорогое и священное,
без чего человек перестает
быть личностью».
В. А. Сухомлинский.
Родная страна, родной край - это знакомство детей с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями. У детей формируются такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей страны. Мы горим желанием воспитать любовь к Родине, а оказываемся не в состоянии воспитать у ребенка любовь к самому близкому - к родному дому и детскому саду. Ведь это основа из основ воспитания, его первая и самая важная ступень. В настоящее время, стремясь заработать на хлеб насущный, родители все меньше внимания уделяют детям и их воспитанию. Поэтому необходимо создать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома и детского сада. Дети должны заботиться о своих близких, быть внимательными друг к другу, сострадать ближнему. Чувство Родины… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям: мамам, папам, бабушкам, дедушкам, младшим братьям и сестрам. Чувство «родного дома» ложится в основу любви к Родине. Задача педагога и родителей –чтобы жизнь детей в детском саду и дома эмоционально-комфортной, интересной, насыщенной. Задачи воспитания чувства патриотизма, любви к Родине традиционно решаются в детском саду. Но результаты исследования показывают, что у некоторых детей отмечается низкий уровень знаний истории края, страны; отсутствует познавательный интерес. Родители тоже затрудняются в знании истории родного края и не имеют возможности посещать культурные мероприятия из-за высокой занятости. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями родного края.
Публикация «Проект по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников „Россия — Родина моя“» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты
- Родина, Россия. Проекты
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
В процессе ознакомления детей с Россией большое внимание уделяется воспитанию гордости за героическое прошлое и настоящее нашей страны, воспитанию уважения к защитникам Отечества.
Сама деятельность и ее результаты носят эмоционально-положительную окраску. Надеемся, что такие нравственные качества, как любовь к Родине, своему Отечеству, к родной природе, к людям, населяющим эту землю, будут сопровождать наших воспитанников всю жизнь.
Объект: процесс воспитания гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста.
Гипотеза: Участие в проекте способствует расширению кругозора и повышению познавательной активности детей; формированию у дошкольников положительной направленности поведения, проявляющейся в усвоенных нормах и правилах поведения в ДОУ, общественных местах; сплочению детей и родителей, формированию доброжелательных отношений со взрослыми, сверстниками; проявлению интереса детей к родному краю и его жителям, истории и достопримечательностям города. Чувство гордости за достижения страны и желание сохранять ее богатства проявятся в добрых делах и поступках. Дети научатся бережно относиться к природе и ко всему живому, к труду взрослых. С большим желанием примут участие в озеленении территории детского сада, в кормлении птиц зимой и т. д.
Цель проекта : формирование у дошкольников патриотических чувств и гражданской принадлежности, как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду; ориентация родителей на нравственно-патриотическое воспитание детей в семье.
Задачи:
1. Продолжать учить детей проявлять сострадание, внимательность к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
2. Ориентировать родителей на патриотическое воспитание детей путем прикосновения к истории своей семьи.
3. Расширять знания детей об особенностях родного края, его истории, достопримечательностях. Развивать чувство гордости за достижения страны, желание сохранять богатства города, страны.
4. Воспитывать гражданско-патриотические чувства через изучение государственной символики России.
5. Воспитывать у дошкольников эмоционально-положительное отношение к местам, где они родились и живут : к родному дому, семье, улице, городу. Воспитывать уважение к труду людей, создающих красивый город.
Ожидаемые результаты:
Дети имеют представление о России как о родной стране; о Москве, как о столице России; о своей малой родине, ее достопримечательностях.
Имеют представление о государственной символике России, Чувашии; о защитниках своей Родины.
Сплочение детей и родителей, воспитание ответственных будущих граждан своего города, страны.
Имеют представление о культурных традициях своей семьи.
Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
Ресурсное обеспечение:
1. Материальные: мольберт, карточки с заданиями, книги о Великой Отечественной войне, Родине, родном крае и др.
2. Технические: телевизор, ноутбук.
3. Кадровые: воспитатели, младший воспитатель, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель.
4. Информационные: газеты и журналы; консультации для родителей; буклеты по тематике проекта.
Этапы проведения и реализации проекта :
№ Название мероприятия
Сроки проведения Ответственные
Информационно-накопительный
Подготовительный этап работы
1 Оформление уголка по
патриотическому воспитанию. Январь-апрель
2 Изучение интереса детей для определения целей проекта. Январь-апрель
3 Подбор и анализ литературы для детей по тематике проекта. Январь-апрель
4 Подобрать иллюстрации, картины, слайды, грамзаписи по темам. Январь-апрель
5 Подготовить материал для изобразительной деятельности. Январь-апрель
6 Провести непосредственно образовательную деятельность по познавательно-исследовательской деятельности, по речевому развитию. Январь-апрель
7 Организовать творческую деятельность детей: игры, рисование, аппликация, лепка. Январь-апрель
8 Привлекать детей и родителей к сбору материала для оформления альбома и выставки «Мой любимый город», «Пусть всегда будет мир на земле». Январь-апрель
9 Провести литературно-музыкальный праздник по данной тематике. Январь-апрель
Организационно-практический
Непосредственно образовательная деятельность
1. Русские богатыри - былинные герои (Путешествие-игра в прошлое). Январь-апрель
2. Литературная викторина по рассказу «Каштанка» А. П. Чехова. Январь-апрель
3. «Путешествие на Северный полюс». 22.01.15г.
4. Аппликация «Корабли на рейде». 22.01.15г.
5. Конструирование «Мой любимый детский сад». 26.01.15г.
6. Уроки добра: «Сам пропадай, а друга выручай» (по сказке «Иван-царевич и Серый волк»). 13.03.15г.
7. П-И Д: «Защитники Родины» 17.02.15г.
8. П. -И. Д: «Мое Отечество-Россия» 24.03.15г.
12. Консультация для родителей «Воспитываем патриотов». Февраль
13. Разучивание стихов, песен и танцев о природе родного края, о России, российской армии. Январь-апрель
14. Оформление выставки рисунков детей: «Пусть всегда будет мир на земле!» Май
15. Проведение непосредственно образовательной деятельности по патриотическому воспитанию Январь-май
16. Физкультурные досуги: «Малые Олимпийские игры», «Зарница», «Веселые старты» и др Февраль, май
17. Конкурс чтецов по военной тематике Апрель
18. Изготовление военной техники своими руками: танки, самолеты. Февраль
19. Дидактическая игра: «Назови военную технику» Февраль
20. Сюжетно-ролевая игра «Санитары» Март
21. Оформление уголка по патриотическому воспитанию. Январь-апрель
22. - «Русские богатыри - былинные герои».
Чтение художественной литературы.
1. Сказки народов России :
По щучьему веленью… (Русская народная сказка)
Девушка на Луне (Чувашская народная сказка).
Бедняк, волк и лиса. (Осетинская народная сказка). Январь-апрель
2. Разучивание стихов, песен, пословиц и поговорок, о природе, о Родине, о российской армии, семье. Январь-апрель
3. Рассматривание буклетов, иллюстраций о городе Чебоксары. Январь-апрель
4. Конкурс чтецов на тему: «Этих дней не смолкнет слава». Январь-апрель
5. Чтение и обсуждение рассказа Е. Воробьева «Обрывок провода»; Январь-апрель
6. Чтение и заучивание наизусть стихотворения М. Пляцковского «Родина». Январь-апрель
7. Чтение былин «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Садко». Январь-апрель
8. Н. Богданов «Лайка-пустолайка», «Комиссар Лукашин», «Солдатская каша», «Неизвестный герой», «Самый храбрый», «Дружба» и др. Январь-апрель
9. А. Митяев «Отпуск на четыре часа», «Мешок овсянки».
10. В. Богомолов «Иван». Январь-апрель
11. В. Осеева «Кочерыжка. Январь-апрель
12. А. Погодин «Послевоенный суп». Январь-апрель
13. Л. Кассиль «Рассказ об отсутствующем». Январь-апрель
14. Е. Воробьев «Обрывок провода». Январь-апрель
15. А. Толстой «Русский характер»
Изобразительная деятельность детей.
1. Куклы в национальных костюмах. Январь-апрель
2. Аппликация «Новые дома на нашей улице». Январь-апрель
3. Конкурс рисунков на тему: «Природа родного края» Январь-апрель
4. Конкурс рисунков на тему: «Моя малая родина». Январь-апрель
5. Конструирование самолета из бумаги. Январь-апрель
6. «А. П. Чехов - великий русский писатель». (Литературная викторина по рассказу «Каштанка») Январь-апрель
7. Оформление альбома «Россия-Родина моя». Январь-апрель
8. Рисование: «Нарисуй, что для тебя является Родиной». Январь-апрель
9. Рассматривание иллюстраций: «Боевые награды», «Символика России», «Символика Чувашии», «День Победы». Январь-апрель
10. Рассматривание альбома «Костюмы народов мира». Январь-апрель
11. Рисование «Нарисуй, что для тебя является Родиной» Январь-апрель
12. Рассматривание картин русских художников о природе: А. Саврасов «Грачи прилетели», И. Левитан «» Январь-апрель
3. Игровая деятельность детей.
Подвижные игры
1. Игра «Доставь секретное донесение». Январь-апрель
2. «Заря-заряница» Январь-апрель
3. «Горелки» Январь-апрель
4. «Коршун и наседка» Январь-апрель
5. Игра «Найди пакет». Январь-апрель
6. Сюжетно-ролевые игры на общественную тематику ( н-р: «Семья».) Январь-апрель
7. Развлечение «День защитника Отечества». Январь-апрель
Дидактические игры
1. «Узнай символику страны» Январь-апрель
2. «Найди флаг»
«Узнай наш флаг» Январь-апрель
3. «Узнай герб нашей страны» Январь-апрель
4. «Кто знает, тот угадает!» Январь-апрель
5. «Собери герб» Январь-апрель
6. «В нашем городе гости» Январь-апрель
7. «Кто в какой стране живёт?» Январь-апрель
8. «С какого дерева листок?» Январь-апрель
9. «Угадай животное» Январь-апрель
10. «Вспомни пословицу» Январь-апрель
11. «Загадаю вам загадку». Январь-апрель
12. «Моя семья» Январь-апрель
13. «Составь генеалогическое древо» Январь-апрель
14. «Семейные реликвии, традиции» Январь-апрель
15. «Что в волшебном сундучке?» Январь-апрель
16. «Узнай по описанию» Январь-апрель
17. «Я знаю пять (названий улиц; театров; парков; имен спортсменов и т. д.) Январь-апрель
18 «Кто больше загадок отгадает» Январь-апрель
19. «Узнай по рисунку» Январь-апрель
Сюжетно-ролевые игры
1. «МЧС» Январь-апрель
2. «Спасатели» Январь-апрель
3. «Семья» Январь-апрель
4. «Санитары» Январь-апрель
5. «Путешествие по городу»
6. «Наши игрушки»
7. «Железная дорога» Январь-апрель
8. «Я - спасатель» Январь-апрель
9. «Библиотека» Январь-апрель
10. «Школа»
11. «В нашей семье праздник»
Настольно-печатные игры
1. «Профессии» Январь-апрель
Участие родителей в реализации проекта.
1. Сбор материала для альбома. Январь-апрель
2. Консультации для родителей : «Дружеские взаимоотношения взрослых и детей в семье», Январь
3. «Воспитываем патриотов». Январь-апрель
4. Посещение памятных мест вместе со своими детьми в городе, связанных с Великой Отечественной войной. Январь-апрель
Акции
1. «Покормим птиц». Январь-февраль
2. «Украсим участок детского сада цветами». (Формирование бережного отношения к природе и ко всему живому; развитие желания сохранять и приумножать богатства родного края; сплочение детского коллектива, а также укрепление детско-родительских отношений.) 2-ая половина апреля- май
3. Акция добрых дел. В «Клубе Почемучек» родители принимают активное участие. Они рассказывают о своем труде, а также о своем отношении к городу, любви к своей родине. Январь-апрель
Беседы
1. «70-летие Великой Победы!» Январь-апрель
2. «Мое Отечество-Россия!» Январь-апрель
3. «Что я знаю о Великой Отечественной войне?»
4. Ознакомление детей с историей и культурой своего народа: «Великая река Волга». Январь-апрель
5. «Кого называют защитником Родины?» Январь-апрель
6. Беседа по рассказу «Солдатское сердце».
7. «Мы не ссоримся совсем».
8. «Все люди равны».
9. «Права и обязанности детей в семье». Январь-апрель
10. «Готов ли ты прийти на помощь своему другу, если…».
11. «Вместе весело шагать и играть». Январь-апрель
12. «Старших надо уважать». Январь-апрель
13. «Мой родной край».
14. «Дружат дети всей Планеты».
15. Музеи нашего города
16. Относись к другим так, как тебе хотелось бы, чтобы другие относились к тебе.
17. «Мы - дружные ребята»
18 Ознакомление детей со средствами массовой информации Январь-май
Наблюдения на прогулке
1 Рябина. (Стихи, песни, пословицы и поговорки о рябине, народные приметы)
2 Русская красавица-береза (Дерево как символ России)
Заключительный. Январь-апрель
1 Выставка продуктов детской деятельности. Январь-апрель
2 Праздник для детей и родителей. Январь-апрель
3 Оценка этапов реализации проекта детьми. Январь-апрель