Людмила Тимонина
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников «Память сердца»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников «Память сердца»
Автор проекта : Тимонина Л. И. – старший воспитатель;
Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста; педагоги ГБДОУ, родители;
Особенности проекта :
- по виду- социально- творческий;
- по типу - познавательно -развивающий;
- по сроку реализации – долгосрочный.
Публикация «Проект по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников „Память сердца“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
Актуальность проблемы Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В связи с этим проблема нравственно–патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.
В результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши отцы и деды.
К сожалению, сегодня, в период смены общественных формаций нарушается преемственность поколений в воспитании детей, и прежде всего в сфере передачи нравственного опыта, главных жизненных установок. Наши дети не испытывают чувства гордости за свою Родину, за героев победителей в Великой Отечественной Войне.
В преддверии празднования Дня Победы с детьми провели анкетирование по выявлению знаний и представлений о Великой Отечественной Войне, который показал что, дети имеют очень скудные знания о героях Великой Отечественной Войны. Не имеют представлений о причинах возникновения праздника. Таким образом, было принято решение разработать и реализовать проект «Память сердца».
Почему же проект является социально – творческий? В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образное мышление, вот почему вся работа была построена в этом направлении. Как известно, впечатления помогают лучше сформировать знания, увиденный и услышанный материал лучше усваивается.
Цель: Воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольников через совместные мероприятия с участием детей, родителей и педагогов. Воспитание чувства гордости за подвиг своего народа в Великой Отечественной войне, уважения к ветеранам.
Задачи:
Для детей:
• Сформировать представление детей о событиях Великой Отечественной войны, закрепить знания о том, как люди защищали страну.
• Раскрыть значимость победы в Великой Отечественной войне;
• Уточнить знания детей о героях Великой Отечественной войны.
• Расширить значение победы в Великой Отечественной войне для всех людей живущих на земле. Развивать память, внимание.
• Формировать действенное отношение к ближайшему окружению, историческим и памятным местам, стремление к их сохранению
• Воспитывать чувство сопричастности к событиям.
• Научить детей рассуждать, договариваться с другими.
• Воспитывать культуру речевого общения.
• Познакомить детей с песенным репертуаром военных лет.
• Пополнять литературный багаж детей, рассказами о войне.
• Развивать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений о В. О. войне.
• Воспитывать сострадание и сочувствие к героям книги.
Для педагогов:
• Обеспечить реализацию воспитательных, развивающих и обучающих задач по проекту «Память сердца»
• Создать условия по реализации проекта (изучение методической литературы, сбор художественной литературы, сбор информации, материала о Великой Отечественной войне, составление сценария литературно-музыкальной композиции и т. д.)
Для родителей
• Привлечь родителей к проблеме воспитания нравственно-патриотических чувств;
• Стимулировать творческую активность родителей через участия в проекте «Память сердца»
• Способствовать установлению теплых неформальных партнерских отношений меду педагогами, родителями и детьми
Ожидаемые результаты:
• Понимание важности праздника Победы в жизни современного общества;
• Вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ, рост их заинтересованности в сотрудничестве с педагогами;
• Повышение социальной компетентности дошкольников;
• Формирование у детей начальных представлений о Великой Отечественной войне, солдатах, защищавших Родину, Российской армии- надёжной защитнице нашего государства, празднике 9 мая.
Формы проведения:
непосредственная образовательная деятельность, экскурсии, самостоятельная деятельность детей, музыкальная образовательная деятельность, праздники.
• оформление выставки "стена памяти";
• дидактические игры с патриотическим содержанием;
• подборка наглядно- дидактического материала на тему Великой отечественной войны и солдатских будней;
• подборка песен военных лет;
• подборка различных материалов для продуктивной деятельности детей;
приобретение костюмов к праздничному концерту, подбор соответствующих атрибутов,
• подборка декораций для музыкального зала.
Организация деятельности над проектом.
1. Деятельность педагогов.
• Подготовка методических и дидактических материалов;
• Проведение интересных занятий, организация выставок;
• Отражение данной тематики при создании тематического планирования учебной программы;
• Чтение художественной литературы: С Алексеев "Они защищали Москву", Л. Кассиль "Твои защитники", С. Михалков "День Победы", заучивание стихов к празднику;
• Индивидуальные и коллективные беседа о Великой Отечественной войне;
• Слушание песен военно- патриотической тематики;
• Тематическое содержание книжного уголка;
• Подбор открыток, иллюстраций, фотографий для оформления альбомов «Наша Армия родная»;
• Рассматривание открыток, иллюстраций с изображением родов войск, памятников воинам, обелисков
• Прослушивание музыкальных произведений
2. Деятельность детей.
• Участие в конкурсах, праздниках, беседах;
• Самостоятельная художественная деятельность, изготовление поделок на военные темы в подарок папе, дедушке, выставка рисунков детей.
• Заучивание пословиц и поговорок о чести, долге, солдатской службе, дружбе и товариществе, предложенных педагогами; рисование понравившихся сюжетов на военную тему по прочитанным произведениям;
• Исполнение сюжетно-ролевых игр "Пограничники", "Моряки".
3. Деятельность родителей.
• Участие во всех мероприятиях, организуемых в группе;
• Рисование с детьми сюжетов на военную тему;
• Подборка детьми вместе с родителями исторического материала (фотографий, писем) о своих родственниках, принимавших участие в исторических боевых традициях.
Этапы проекта :
I.Организационно-побудительный
Деятельность педагогов
Рассказать детям о начале блокады Ленинграда,
просмотр фрагмента фильма «Балтийское небо»
Выставка книг в книжном уголке, посвященных началу блокады нашего города.
Целевая прогулка к дому №61 по Лесному проспекту.
Возложение цветов к мемориальной надписи: «Это сторона улицы при артобстреле наиболее опасна». Рассказ воспитателя о начале блокады в нашем городе.
В группе показ слайдов: улицы блокадного Ленинграда, хлебная карточка, жители блокадного города.
Опрос (анкетирование детей) с целью выяснения объёма знаний по теме.
Постановка задачи (в форме беседы)
Деятельность детей
Вхождение в проблему.
Слушают, принятие задачи-рассуждают, отвечают на вопросы
II.Исследовательски – поисковый
Деятельность педагогов
Выставка фотографий.
Занятие – «Боевая слава нашего народа» игра-викторина
Прослушивание песен военных лет.
Презентация «Город-герой Ленинград»
Рассматривание орденов и медалей военной поры
Презентации «Музыка блокадного Ленинграда», фотоальбомы, выставка книг.
Продолжение знакомства с книгой «Рисуют дети блокады».
Просмотр художественного фильма «Зеленые цепочки».
экскурсия – «Музей обороны Ленинграда» (вместе с родителями)
НОД – составление творческого рассказа на тему: «У моей семьи своя история».
Внести в группу боевые награды, фото ветеранов.
Целевая прогулка по улице имени Харченко – герой партизан, возглавившего первый обоз с хлебом в осажденный Ленинград.
Рассказ воспитателя о Харченко.
Конкурс рисунков – «Мой город родной …»
Посещение музея Харченко в школе №104.
Встреча с ветеранами Великой отечественной войны.
Деятельность детей
Отвечают на вопросы:
что я узнал?
что хочу узнать?
как это сделать?
активно участвуют в рабочих моментах, обсуждениях, в творческих мастерских
III.Выполнение проекта
Деятельность педагогов
Организация и проведение выпуска семейных газет с рисунками детей,
посвященных Дню Победы.
Организация и оформление выставки рисунков ко дню Победы (районная библиотека)
Анкетирование детей «Что знают современные дети о ВОВ» (анализ)
Организация, подготовка и проведение Литературно-музыкального вечера, посвященного 70-летию окончания ВОВ
Организация выставки «Стена памяти»
Деятельность детей
получают специфические умения, навыки, такие, как:
работа с архивным материалом (семейные фото, документы, письма, и т. д.)
опыт оформительской работы;
умение воплотить свои эмоции, чувства, мысли через изобразительные виды деятельности;
расширяют область своих знаний по истории ВОВ, родного края, семьи;
получают представление о культурном наследии времён ВОВ, знакомятся с современными произведениями искусства на военную тематику;
демонстрируют полученные навыки и умения в своей продуктивной деятельности.
IV. Подведение итогов
Деятельность педагогов
организует беседу:
-что нового узнали, запомнили;
-что понравилось больше всего;
благодарит детей и родителей за старание;
Устанавливает цель для ближайшего, следующего проекта.
Деятельность детей
отвечают на вопросы,
выражают свои эмоции.
Комплексно-тематическое планирование по патриотическому воспитанию
Старшая группа
месяц содержание
Сентябрь Выставка книг в книжном уголке, посвященных началу блокады нашего города.
Целевая прогулка к дому №61 по Лесному проспекту.
Возложение цветов к мемориальной надписи: «Это сторона улицы при артобстреле наиболее опасна». Рассказ воспитателя о начале блокады в нашем городе.
В группе показ слайдов: улицы блокадного Ленинграда, хлебная карточка, жители блокадного города.
Анкетирование «Что дети знают о ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ?»
ноябрь Слайды: блокадные улицы Ленинграда, эти же улицы в современном городе. Сравнение.
Занятие: составление рассказа на тему «Я – петербурженка», «Я – петербуржец».
Просмотр фрагментов художественного фильм «Зеленые цепочки».
Январь 27 января – День полного снятия блокады.
Презентации «Музыка блокадного Ленинграда», презентация «Город-герой Ленинград» «Изготовление поздравительных открыток.
Рисование – «Город в дни блокады».
Знакомство с книгой «Рисуют дети блокады».
Экскурсия в библиотеку
Чтение Н. Ходза «Дорога жизни».
февраль Экскурсия с родителями - «Музей обороны Ленинграда»
Презентация – защитники Отечества.
НОД – «Имя твое бессмертно…»
Праздник – «Пусть будет на планете мир …»
Изготовление подарков дедушкам, папам, братьям
Целевая прогулка к памятнику А. Матросова.
март Конкурс рисунков – «Мой город родной …»
Анкетирование детей «Что знают современные дети о ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ» (повторный, анализ)
Прослушивание песен военных лет.
апрель Конкурсы, посвященные 70-летию окончания Великой Отечественной Войны:
1. Лучшая детская работа (индивидуальная)
2. Лучшая детская работа (коллективная)
3. Лучшая семейная работа (все члены семьи)
4. Лучшая работа родителей
Экскурсия в школьный музей школа №104
Выставка детских работ посвященная70-летию окончания ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ (в районной библиотеке)
Подготовка к выставке «Стена памяти»
май Экскурсия – «Пискаревское мемориальное кладбище».
Фотовыставка – «День Победы»
Детские рисунки к дню Победы.
Литературно-музыкальный вечер, посвященный 70-летию окончания ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ
Подготовительная группа.
сентябрь Начало блокады – целевая прогулка к дому № 61 по Лесному проспекту. Возложение цветов, минута молчания, чтение стихов.
Рисование – тема: «Пусть всегда будет солнце!»
Просмотр художественного фильма (фрагменты) – «Балтийское небо»
Анкетирование «Что дети знают о ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ?»
октябрь С родителями посетить памятник А. Матросову, находящийся на перекрестке Б. Сампсониевского проспекта и улицы имени А. Матросова, сфотографироваться.
Выставка фотографий.
Занятие – «Боевая слава нашего народа» игра-викторина
Прослушивание песен военных лет.
ноябрь Презентация «Город-герой Ленинград»
Рассматривание орденов и медалей военной поры.
январь 27 января – День полного снятия блокады.
Презентации «Музыка блокадного Ленинграда», фотоальбомы, выставка книг.
Продолжение знакомства с книгой «Рисуют дети блокады».
Просмотр художественного фильма «Зеленые цепочки».
Целевая прогулка к дому №61 по Лесному проспекту.
Возложение цветов к мемориальной надписи: «Это сторона улицы при артобстреле наиболее опасна».
февраль экскурсия – «Музей обороны Ленинграда» (вместе с родителями)
Целевая прогулка к мемориальному знаку, установленному на доме № 65 по Лесному проспекту – «Здесь были сформированы отряды народного ополчения».
Рассказ воспитателя о народном ополчении.
Фрагмент художественного фильма – «Балтийское небо».
март НОД – составление творческого рассказа на тему: «У моей семьи своя история».
Внести в группу боевые награды, фото ветеранов.
Целевая прогулка по улице имени Харченко – герой партизан, возглавившего первый обоз с хлебом в осажденный Ленинград.
Рассказ воспитателя о Харченко.
Конкурс рисунков – «Мой город родной …»
Анкетирование детей «Что знают современные дети о ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ» (повторное, анализ)
апрель Посещение музея Харченко в школе №104.
Встреча с ветеранами Великой отечественной войны.
Выставка рисунков ко дню Победы (районная библиотека)
Выпуск семейных газет с рисунками детей, посвященных Дню Победы.
Подготовка к выставке «Стена памяти»
май Литературно-музыкальный вечер, посвященный 70-летию окончания ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ: экскурсия – «Пискаревское мемориальное кладбище».
Рассматривание семейных альбомов – «Чтобы жизнь повторилась сначала, загляните в семейный альбом».
Литература.
1. Н. Ходза «Дорога жизни».
2. А. В. Митяев «Рассказы о Великой отечественной войне»
3. «Рисуют дети блокады». Ленинград, 1969г.
4. Л. Ермолаева, И. Лебедева «Чудесный город»
5. Л. Шиф «Путешествие по Петербургу с Аликом и Гусариком»
6. Л. Кассиль «Твои защитники»
7. А. Митяев «Мешок овсянки»
8. Ю. Воронков «Память».
9. Б. Лихарев «Булка»
10. О. Бергольц «Ленинград»
11. В. Ибнер «На Ленинград обхватом с трех сторон …»
12. К. Мамонтов «Гремит салют в честь русской славы …»
Материал по слушанию музыки:
1. Д. Шостакович фрагмент Симфонии №7, "Ленинградской"
2. В Егоров "Белые панамки"
3. Муз. И. Шварца, сл. В. Коростылёва. "Мальчишкам блокадного Ленинграда"
4. Песни военных лет: "Катюша", "Казаки в Берлине", "Вставай, страна огромная",
"Три танкиста", "Смуглянка", "Синий платочек".
5. Д. Тухманов "День Победы"
6. Военные марши: Агапкин "Прощание Славянки", А. Александров "Марш Советской Армии", В. Соловьев-Седой "Марш Нахимовцев"
Работа с родителями:
• Оформление информационно-иллюстрированного стенда к проекту «Память сердца»
• Консультации на темы проекта
• Совместное с детьми изготовление семейных газет с рассказом о своих родных, участников ВОВ
• Экскурсии, целевые прогулки по памятным местам родного города
• Участие в праздничном концерте