Екатерина Смирнова
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Я и Родина моя»
▼ Скачать + Заказать документы
Именно на основе любви к малой Родине, к семье, к дому основывается патриотизм. Постепенно любовь и гордость от малого расширяются, и переходят в любовь к своему государству и гордость за историю своей страны.
Продолжительность – 3 месяца
Вид проекта : информационный, познавательно-творческий интегрированного типа.
Место реализации – детский сад, семья.
Участники – педагог-психолог, музыкальный руководитель, воспитатели, дети, родители.
Девиз проекта :
«Я узнал, что у меня
Есть огромная семья
И тропинка и лесок
В поле каждый колосок
Публикация «Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста „Я и Родина моя“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
Речка, небо голубое
Это все мое родное
Это Родина моя, Всех люблю на свете я!»
Актуальность темы:
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания : идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Знакомство детей с родным краем : с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие ФГОС дошкольного образования, произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.
Основные задачи нравственно-патриотического воспитания в системе образования:
обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества; формирование мира и межличностных отношений.
Проведенное среди детей и родителей воспитанников нашего дошкольного учреждения анкетирование показывает: к 5-6 годам у 65% дошкольников отсутствует познавательный интерес к истории и культурному наследию города, края;
у 70 % детей отмечается низкий уровень знаний истории города, края;
85 % родителей не имеют возможности посещать местные культурные учреждения из-за высокой занятости;
45 % родителей затрудняются в знании истории города, края;
10 % родителей не знают и не хотят знать историю города и края.
Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями города и края. На наш взгляд, решением данной проблемы стала реализация проекта : «Я и Родина моя»
Мы считаем, что метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через творческий подход решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.
Цель проекта :
Воспитание нравственно — патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с семейными ценностями, малой и большой Родиной. Формирование позитивных установок в воспитании гражданственности, патриотизма, развитие социально-эмоционального интеллекта в изучении фактов истории родного края.
Задачи проекта :
1. Сформировать позитивную установку в воспитании патриотизма.
2. Помочь детям осознать себя членом семьи.
3. Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, родной деревне.
4. Ознакомить детей с символами родного поселения, района, государства.
5. Формирование бережного отношения к родной природе и всему живому.
6. Воспитание уважения к труду.
7. Развитие интереса к русской культуре, национальным костюмам.
8. Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
9. Продолжать знакомить детей с достопримечательностями родного края; расширять знания об его истории.
10. Воспитывать чувства гражданственности, гордости за свою малую Родину.
11. Воспитывать желание быть полезным своей деревне.
12. Сформировать желание у детей и родителей принимать участие в мероприятиях патриотического воспитания.
Гипотеза реализации проекта :
Реализация проекта «Я и Родина моя» позволит объединить усилия ДОУ и семьи для углубленного погружения ребенка в пространство, где дошкольник открывает для себя, умение осознать себя членом своей семьи, умения ощутить любовь к своему родному краю и государству, гордо осознавая свою гражданственность.
Ожидаемые результаты проекта :
У детей
* позитивная установка на восприятие патриотического материала
* владение адекватными способами выражения своего внутреннего состояния.
*осознание патриотического чувства в формировании взаимоотношений со взрослыми и сверстниками
* бережное отношение к природе своего края
* освоение доступных знаний детей в символах родного поселения, района, государства
* ощущение любви к своему родному краю и государству
* осознанное желание быть полезным своей Родине.
* проявление благодарности, заботливости и внимания по отношению к родителям, и взрослым наставникам, повышение значимости семьи в своей жизни.
У родителей
• активизация участия совместно с детьми в жизнедеятельности ДОУ, в игровой и художественно-творческой деятельности нравственно-патриотического
воспитания;
• проявление позиции активных участников воспитательно-образовательного процесса, выход на позиции партнеров.
У педагогов
• Поиск методов, приёмов управления развитием нравственно-патриотического воспитания детей, а также профилактики патриотического чувства у родителей.
• Подборка диагностики детей и родителей по нравственно-патриотическому воспитанию.
• Разработка консультативно-практического материала для родителей «Патриотическое воспитание дошкольников».
• Разработка бесед с детьми на нравственно-патриотические темы.
• Разработка итогового открытого мероприятия «Моя малая Родина», как модель взаимодействия педагога-психолога с воспитателями и специалистами МДОУ.
Этапы реализации проекта
1. Разработка диагностики детей старшего дошкольного возраста и родителей по нравственно-патриотическому воспитанию.
2. Проведение диагностики нравственно-патриотической сферы детей старшего дошкольного возраста и родителей.
3. Подведение итогов диагностики патриотической сферы детей и родителей.
4. Беседа и групповые консультации с родителями детей старших и подготовительной групп на родительском собрании по темам : «Всё начинается с детства».
5. Разработка и проведение цикла бесед для детей старшего дошкольного возраста на темы : «Я и моя семья», «Природа родного края», «Россия – Родина моя», «Русский национальный костюм»
6. Совместная разработка с педагогами-воспитателями и педагогами специалистами итогового открытого мероприятия «Моя Малая Родина».
7. Проведение открытого мероприятия «Моя Малая Родина».
8. Контрольная диагностика детей нравственно-патриотической сферы.
9. Проведение родительского собрания по итогам контрольной диагностики детей нравственно-патриотической сферы. Оценка этапов реализации проекта детьми.
Реализация содержания проекта.
Данный проект был апробирован с детьми старшего дошкольного возраста в специально организованной деятельности; совместной деятельности воспитателя и ребенка (подгруппы детей); самостоятельной детской деятельности; деятельности детей и родителей.
«Подлинная встреча» с культурно-историческим наследием родной деревни, края помогла раскрыть интеллектуальные и творческие способности детей, сформировала некоторые суждения и оценки. Развивающая среда, созданная в группах воспитателями помогла осуществить основные направления музейной педагогики. А самое главное были созданы необходимые условия реализации проекта : интерес детей и родителей; методические разработки, интеграция со специалистами детского сада.
Достигнутые результаты:
В результате проделанной нами работы возникла идея о создании долгосрочного проекта по нравственно – патриотическому воспитанию, который будет состоять из четырех блоков:
1 блок «Семья и ближайшее окружение»
2 блок «Детский сад – мой второй дом»
3 блок «Родной свой край люби и знай!»
4 блок «Россия – Родина моя»
Мы очень надеемся, что проводимая работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю; испытывать гордость и уважение за свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями, научит любоваться природой, бережно относиться к ней.