Арина Рустамова
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Семья и Родина моя»
Продолжительность проекта: долгосрочный (8 мес.)
Автор проекта: Рустамова Арина Владимировна - воспитатель группы.
Вид проекта: информационный, познавательно-творческий интегрированного типа.
Место реализации – детский сад, семья.
Участники проекта: дети старшего возраста, воспитатели группы и родители, музыкальный руководитель
Срок реализации: октябрь – апрель
Актуальность темы:
Публикация «Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному поселку и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
Чувство Родины связано с восхищением тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хоть многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но «пропущенные через детское сердце» они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Дошкольникам, особенно старшего дошкольного возраста, доступно чувство любви к семье, к родному городу, к природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.
Первые уроки патриотизма дети получают в семье. Именно в семье формируются привычки, жизненные принципы. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы находятся на первом плане, зависит, какими вырастут дети.
Задача педагога – отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, те, которые ему наиболее доступны и которые дают ему природа и мир животных, дом, детский сад, родной край, труд людей, традиции.
Любой край, область и даже небольшая деревушка неповторимы в своей природе, людях, их труду, замечательном народном творчестве.
Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями города и края. На наш взгляд, решением данной проблемы стала реализация проекта: Семья и Родина моя»
Новизна
Построение педагогической деятельности в соответствии с ФГОС.
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста является одним из приоритетных в системе дошкольного воспитания в силу своей особой значимости в социальном развитии ребёнка, приобщение его к активной целенаправленной деятельности. Материал подается в интересной и доступной для детского восприятия форме (стихи, рисунки, творческие задания, игры, сказки, экскурсии. Проект реализуется в тесном сотрудничестве с родителями, социальными институтами детства (музей, дом детского творчества, музыкальной и художественной школой). Такое построение педагогической деятельности, поможет ребятам разобраться в сложных вопросах и узнать: - о себе и о своей семье, осознать себя членом семьи; - об истории своего края; - о родной стране, государственных символах Российской Федерации.
Цель проекта:
Воспитание нравственно — патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с семейными ценностями, малой и Родиной. Формирование позитивных установок в воспитании гражданственности, патриотизма.
Задачи проекта:
1. Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, родному поселку.
2. Ознакомить детей с символами родного поселения, района, государства.
3. Формирование бережного отношения к родной природе и всему живому.
4. Воспитание уважения к труду.
5. Развитие интереса к русской культуре, национальным праздникам.
6. Продолжать знакомить детей с достопримечательностями родного края; расширять знания об его истории.
7. Воспитывать чувства гражданственности, гордости за свою малую Родину.
8. Воспитывать желание быть полезным своему поселку.
9. Сформировать желание у детей и родителей принимать участие в мероприятиях патриотического воспитания.
10. Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы
11. Используя возможности социального окружения систематизировать полученные знания о своей малой Родине;
.
Ожидаемые результаты проекта:
У детей
- повышенный интерес к истории своего поселка, Хвойнинскому району, России
- бережное отношение к природе своего края
- освоение доступных знаний детей в символах родного поселения, района, государства
- ощущение любви к своему родному краю и государству
- проявление благодарности, заботливости и внимания по отношению к родителям, и взрослым наставникам, повышение значимости семьи в своей жизни.
Дети должны знать:
- домашний адрес (испытывать любовь и привязанность к родному городу, дому, семье, детскому саду);
- место работы родителей (иметь представление о значимости их труда, испытывать гордость и уважение к труду взрослых);
- место проживания: город, область
- находить на карте Новгородской области свой поселок.
У родителей
- активизация участия совместно с детьми в жизнедеятельности ДОУ, в игровой и художественно-творческой деятельности нравственно-патриотического воспитания;
- проявление позиции активных участников воспитательно-образовательного процесса, выход на позиции партнеров.
У педагогов
- Поиск методов, приёмов управления развитием нравственно-патриотического воспитания детей, а также профилактики патриотического чувства у родителей.
-Разработка консультативно-практического материала для родителей «Патриотическое воспитание дошкольников».
- Разработка бесед с детьми на нравственно-патриотические темы.
- Поиск новых взаимодействий с социальными институтами.
Проект состоит из двух блоков:
1 блок «Моя семья»
2 блок «Хвойная – моя маленькая Родина»
1 этап – подготовительный (октябрь).
Цель: Анкетирование родителей, опрос детей и определение перспектив. Установление партнёрских отношений воспитателей, родителей, детей, создания единого социокультурного пространства. Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий.
На первом этапе определялась цель и основные задачи проекта, разработан перспективный план.
1 блок «Моя семья»
Цель: Формировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитывать уважение к членам семьи. Привлекать родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми и активной воспитательной практике по возрождению семейных традиций.
Вся работа по проекту строилась по темам: «Моя семья», «Члены моей семьи», «Мы помощники», «Мой папа Защитник Отечества», «Моя мама», «Профессии наших родителей».
Формы работы.
С детьми.
Беседы, занятия, рассматривание семейных альбомов, фотографий и иллюстраций, рассматривание картин Т. Сорокина «Семья».
выставки детских работ по проекту «Вместе дружная семья», заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью, творческая речевая деятельность (сочинение рассказов и сказок о семье, развлечения, конкурсы, дидактические и сюжетно-ролевые игры. Беседы на тему: «Мои близкие», «Как я помогаю дома», «Традиции нашей семьи», «В мире нет роднее человека!
С родителями.
Беседы, консультации по теме проекта, анкетирование, родительское собрание «Роль родного дома и семьи в формировании личности дошкольника», дни открытых дверей,
фотоконкурсы, праздники, развлечения, создание совместно с детьми герба семьи и т. д
2 блок «Хвойная – моя маленькая Родина»
Цель: углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения.
При работе с детьми использовались такие формы и методы работы:
• Создание проблемной ситуации.
• Мини – музей.
• Совместная проектная деятельность.
• Совместная деятельность родителей и детей по изготовлению поделок.
• Конкурсы рисунков и поделок.
• Анализ нравственных качеств.
• Ручной труд.
• Беседа.
• Экскурсии по улицам поселка
• Театрализация.
• Изготовление подарков.
• Выставка и экспозиции
• Игры (дидактические, народные, подвижные, настольно- печатные, сюжетно – ролевые).
• Сказки.
• Развлечения, досуги, праздники.
• Инсценировки, театрализации.
Методы и формы работы с родителями по реализации проекта:
- индивидуальные консультации, беседы о предстоящем проекте;
- анкетирование «Мой ребенок, какой он?»;
- оформление информационного стенда «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»;
- участие родителей в театрализованной постановке;
- совместная продуктивная деятельность с детьми;
- сопровождение во время экскурсий;
- пополнение развивающей среды (экспонаты для мини – музея);
- родительское собрание (нетрадиционная форма проведения).
1 этап проекта – подготовительный.
• Обсуждение идеи проекта педагогическим персоналом сотрудников.
Теоретическая подготовка педагогов к выполнению проекта.
Разработка перспективного плана. Сбор информации.
• Ознакомление с проектом родителей, сотрудников д/с.
• Налаживание сотрудничества с работниками детской библиотеки, краеведческим музеем, школой №1,2, домом детского творчеств, музыкальной школой.
• Родительское собрание.
• Консультации.
• Встречи за круглым столом.
• Подготовка детей к выполнению проекта.
2 этап – основной.
1. Педагог – отбор, поиск материала по изучению родного края (фотографии, вырезки из газет, наборы открыток, буклеты, видео - фильм документальный);
- беседа «Поселок», в котором я живу»; (символика: герб поселка, названия улиц, рассматривание карты Хвойнинского района):
- рассказ сотрудника краеведческого музея о народных промыслах;
- экскурсия в музыкальную школу;
- экскурсия в художественную школу;
- экскурсии в ателье;
[b]
[/b]- подготовка и участия к народных праздниках (Святки, масленица, яблочный спас) ;
- заучивание пословиц и поговорок о Родине;
- обустройство мини – музея (побуждать детей и родителей к пополнению музея фотографиями, поделками, альбомами, коллажами, рисунками);
- чтение познавательной литературы;
- речевые игры: «Доскажи словечко», «Узнай по описанию», «Где эта улица, где этот дом?», «Разгадай ребус», «Придумай сказку» и др. ;
- Создание картотеки пословиц и поговорок;
- рисование, «Мой детский сад»; «Дома на нашей улице»;
- подвижные игры : «Вокруг домика», «Рыбаки и рыбки», «Золотые ворота», «Тише едешь – дальше будешь», «Салки», «Гори, гори ясно»
Дети – разучивание правил игр, стихов, пословиц и поговорок; участие в продуктивной деятельности (создание построек зданий по фотографиям и схемам из конструкторов «ЛЕГО» и «ТИКО»; рисование, аппликации, лепка, конструирование из бумаги (оригами); сюжетно-ролевая игра; театрализованная игра; создание альбома о малой Родине из рисунков детей; изготовление поделок с родителями для пополнения мини-музея; поиск с родителями и педагогом новых знаний о родном крае, общественных событиях родного города и его тружениках.
Родители – поиск информации по заданной теме; сопровождение на экскурсиях; изготовление с детьми поделок, коллажей, совместных работ; участие в театрализованных представлениях.
3 этап – заключительный.
Итоговое мероприятие:
Досуг «Люблю тебя, мой край родной» (участники родители и дети).
Презентация проекта (о проделанной работе) для детей и родителей.
Чаепитие (создание теплой, дружественной обстановки).
Объединение усилий педагогов, родителей и детей при организации работы на дальнейшее сотрудничество. Награждение самых активных участников проекта дипломами и благодарственными письмами.