Таня Иванова
Проект «Путешествуем по миру математики»
▼ Скачать + Заказать документы
Название проекта :
«Путешествуем по миру математики»
Номинация проекта : Дошкольный возраст
Выполнила воспитатель
МБДОУ ДС № 23 «Ромашка» ст. Березанской
Иванова Т. А.
Пояснительная записка
Актуальность
Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте.
Публикация «Проект „Путешествуем по миру математики“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математика. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Повышенные трудности в усвоении знаний математика занимает повышенное место. Это обнаруживается уже в дошкольном возрасте, но особенно четко наблюдается в процессе обучения в начальной школе. Абстрактный характер математического материала, который необходимо анализировать, обобщать, делая определенные выводы, недостаточное владение математической памятью создают особые трудности в освоении математики. Содержание учебного материала по отдельным разделам программы для многих детей оказывается непосильным, а медленный темп продвижения не позволяет им полностью усваивать программу в установленные сроки.
Математика для детей имеет наиболее большое значение, в плане развития памяти, и дальнейшего восприятия математической информации. Для более эффективного внедрения математики в сознание ребенка, изучение ее должно начинаться, безусловно, в детском саду. Причем не надо бояться серьезных геометрических фигур и прочего. В этом возрасте мозг ребенка улавливает все до мелочей, и если порой малыш не все понимает, это не страшно, все равно какая-то часть учебного процесса закладывается у него в памяти, мозг начинает привыкать к новым данным. Постепенно, после повторений, ребенок с легкостью уже будет различать геометрические фигуры, научиться прибавлять и вычитать.
Очень важно в этом плане иметь правильный подход, заниматься с ребенком только в игровой форме, методом игр и подсказок, иначе строгие занятия быстро станут малышу скучным проведением времени, и он не захочет больше к этому возвращаться.
Математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.
В современных обучающих программах, важное значение придается логической составляющей. Развитие логического мышления ребенка подразумевает формирование логических приемов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умений, выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи и, наоборот, несформированность собственного умения продуктивно мыслить (то есть самостоятельно выполнять указанные мыслительные действия на математическом содержании) очень быстро приводит к появлению «проблем с математикой».
Актуальность данного вопроса натолкнула на мысль создать проект «Путешествуем по миру математики» по овладению детьми старшего дошкольного возраста - умению логически мыслить, анализировать, развивать память, внимание и самое главное правильно выражать свои мысли вслух.
Проблема
Проводя организованную деятельность по разделу ФЭМП, я заметила, что большинство детей, плохо усваивают программный материал, часто ошибаются, сомневаются в своих ответах. Дети затрудняются при выполнении заданий на нахождении закономерности при решении логических задач.
Проведенный анализ литературы, изучение и анализ педагогической деятельности ДОУ свидетельствует о том, что проблема условий и средств интеллектуального развития дошкольников остается во многом нерешенной
и выявляет ряд противоречий между высокими требованиями современной системы образования, к развитию логического мышления и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с одной стороны и, недостаточным вниманием педагогической науки к использованию потенциала развивающей игры и поиску условий её использования в формировании элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с другой стороны.
Наличие противоречий и большая практическая значимость их разрешения подчеркивают важность и актуальность рассматриваемой проблемы.
Поэтому, на данный момент остается открытым вопросом о приемлемых и действенных формах обучения детей, позволяющих решить проблему формирования элементов логического мышления и элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
Решение данных споров осуществляется в поиске новых путей, методов и форм организации процесса воспитания детей в дошкольных учреждениях, а также использование потенциала развивающих игр в работе с детьми по ФЭМП. И здесь на первый план выходит игра, как основной вид деятельности детей дошкольного возраста. В развивающихся играх происходит целенаправленное интеллектуальное развитие ребенка неразрывно связанно с развитием элементов логического мышления. Ведь чтобы решить игровую задачу, дошкольнику необходимо сравнивать признаки предметов, устанавливать сходства и различие, обобщать, делать выводы. Это развивает в свою очередь способность к суждениям, умозаключению, умению применять свои значения в разных условиях. Увлекательные развивающие, математические игры создают у дошкольников интерес к решению умных задач: успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносит им удовлетворение и желание постичь новое. Все это делает развивающую игру важным средством формирования элементов логического мышления у детей дошкольного возраста.
Контингент участников проекта :
дети старшего дошкольного возраста
Цель проекта :
1. Создать условия (предметно-пространственную и информационную среду, образовательные ситуации, средства педагогической поддержки ребенка) для освоения воспитанниками форм деятельности, первичных математических представлений и образов, используемых в жизни.
2. Развитие элементов логического мышления и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста, обеспечить успешное развитие способностей и мышления детей.
Задачи
Образовательные:
1. Расширять и систематизировать знания детей по разделу ФЭМП.
2. Учить способом практической деятельности в области математике.
Развивающие:
1. Развивать познавательные процессы: восприятие, память, логическое мышление, внимание, воображение.
2. Развивать творческие способности.
Воспитательные:
1. Формировать у детей интерес к разнообразной интеллектуальной деятельности.
Содержание проекта
Проект, включает три этапа – подготовительный, исследовательский и заключительный (обобщающий).
Продолжительность проекта
долгосрочный (на 2015 – 2016 учебный год)
Проведение бесед, образовательной деятельности, привлечение родителей к участию в проекте. Через ФЭМП ознакомление детей с геометрическими фигурами и телами, знакомство с цифрами и разнообразными линиями. Через исследовательскую деятельность нахождение фигур, тела, цифр и линий в окружающей действительности, в предметах ближайшего окружения, в природе. Через развитие речи составление описательных рассказов, сказок. Через ознакомление с художественной литературой знакомство с произведениями, в которых встречаются предметы круглой формы «Колобок», «Цветик – семицветек», «Три медведя», «Волк и семеро козлят». Через физическое развитие закрепление в подвижных играх и играх-соревнованиях геометрические фигуры, тела, цифры и линии. Закрепление знаний детей через разнообразную игровую, продуктивную деятельности. Вместе с родителями сочинение и иллюстрирование сказок.
Исследовательский этап (ноябрь – март 2016г.)
Реализуемые мероприятия
Вид деятельности
Задачи
Методы и приемы
ФЭМП Познакомить с
геометрическими фигурами,
телами, цифрами,
разнообразными линиями. Логические задачи математического содержания в стихах по теме: «Количество и счет»
Презентация - игры ИКТ: «Устный счёт», «Музыкальная считалочка», «Счёт в пределах 10», «Форма», «Геометрические фигуры», «Решаем задачи» и др.
Игры ИКТ: «Логическая математика», «Дидактические игры по математике», «Найди 10 отличий» и др.
Познавательное развитие Развивать умение находить заданные предметы в окружающей действительности, в предметах
ближайшего окружения, в природе. Наблюдения.
Отгадывание (придумывание) загадок.
Беседы.
Рассматривание картин и иллюстраций.
Развитие речи Учить описывать геометрические фигуры и тела, составлять рассказы и сказки о фигурах, цифрах, линиях. Составление описательных рассказов о фигурах, предметах заданной формы.
Составление рассказов, сказок.
Ознакомление с художественной литературой Закрепить математические понятия через знакомство с художественными произведениями; умение замечать в текстах сказок предметы заданных форм, цифр, творческого преобразования отдельных художественных образов.
Развивать стремление к новым встречам с героями, вспоминать, прогнозировать, сочинять происходящие с ними события. Заучивание стихов: С. Маршак "Веселый счет", заучивание считалок, стихов, потешек, загадок, пальчиковых игр на закрепление счёта.
Чтение разных сказок. Разные виды театра.
Рассказывание сказки по схеме.
«Закончи сказку по-другому».
Физическая культура Закрепить математические понятия через подвижные игры, игры-соревнования, через использование предметов определенных форм. Подвижные игры.
Игры-соревнования.
Использование заданных предметов.
Изобразительная деятельность Закрепить математические понятия через рисование разных предметов, лепку. Превращение фигур, цифр и линий в предметы.
«На что похожи цифры». Составление коллажей, альбомов.
Игровая деятельность Через разнообразную игровую деятельность закреплять полученные знания; формировать умение детей играть в разные игры, развивать умение их организовывать. Дидактические игры.
Подвижные игры.
Сюжетно-ролевые игры.
Театральные игры.
Словесные игры.
Строительные игры.
Подготовка атрибутов
Продуктивная деятельность Развивать эмоционально-целостное отношение к предметам и образам; развивать творчество детей. Формировать умение создавать что-то новое, интересное и необычное; радоваться результатам своего труда Коллажи
Альбомы детской деятельности
Поделки
Постройки из конструктора, песка.
Самостоятельная деятельность Развивать умение детей самостоятельно организовывать свою деятельность в разных видах деятельности, вовлекать в свою деятельность сверстников. Дидактические, пальчиковые, подвижные игры математического содержания :
«Найди квадрат», «Одинаковые домики». «Мозаика», «Посчитаем, поиграем», «Прогулка по городу», «Форма и цвет», «Геометрическое лото»,
«Геометрические дорожки», «Подбери рукавички»,
«Поймай рыбку» и др.
Исследовательская деятельность.
Рисование рисунков.
Продуктивная деятельность.
Работа с родителями Познакомить родителей с темой проекта, заинтересовать их. Развернуть родителей к своим детям, вызвать желание с ними играть, проводить больше времени, совместно создавать что-то новое Разнообразные игры.
Чтение художественной литературы.
«Сказки о геометрических фигурах».
«Сказки о числах и цифрах».
Опыты семейного воспитания.
Консультации для родителей:
«Значение логических дидактических игр в умственном развитии старшего дошкольного возраста», «Роль логических дидактических игр в развитии восприятия у детей старшего дошкольного возраста».
Выпуск папок - передвижек «Весёлые цифры», «Живые геометрические фигуры» и др.
Заключительный, обобщающий этап (апрель – май 2016г.)
В основе заключительного этапа лежит разнообразная самостоятельная деятельность детей, продукты детской деятельности (коллажи, альбомы).
В самостоятельной изобразительной деятельности дети рисуют геометрические фигуры, тела, цифры, линии; превращают их в предметы; находят картинки с данными понятиями в окружающей действительности, вырезают и наклеивают их; лепят из пластилина.
Совместно с родителями сочиняют сказки, рисуют рисунки, делают поделки.
Предполагаемый результат:
• использование в работе игровых ИКТ заданий;
• создание в каждой группе математических уголков;
• расширение математических знаний, умений и представлений при помощи мультимедиа;
• внешние продукты: разработка учебно-дидактического комплекта мультимедийных объектов;
• в самостоятельной деятельности дети играют индивидуально или объединяются со сверстниками в разнообразных математических играх;
• исследует геометрическую фигуру, тело, цифру или линию, даёт описание, умеет найти в окружающей действительности и в предметах ближайшего окружения.
План-график проекта
Проект строился на основе интегрированного подхода, с применением игровых обучающих ситуаций, игр, исследовательской деятельности, самостоятельной и продуктивной деятельности детей.
Список литературы:
1. Михайлова З. А., Иоффе Э. Н. Математика от трех до семи : учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов. - СПб. : Детство-пресс, 2003 г.
2. «Математика - это интересно» - рабочая тетрадь.
3. Учебно-дидактический комплект «Игровая математика».
4. Михайлова З. А. Игровые ситуации для детей дошкольного возраста, методическое пособие для педагогов
5. Санитарные правила и нормы. - М. : «Издательство ПРИОР», 2001. - 464 с.
6. Горвиц Ю. М. Зачем нужны компьютеры в дошкольных учреждениях, ж-л «Информатика и образование», №5, 1998, с. 60
Источники информации:
1. dеtskiy-sаd. com
2. nspоrtal. ru
3. 50ds. ru
4. dоshkоlniк. ru