Кристина Григорян
Образовательный проект по ФЭМП для детей младшего дошкольного возраста «Шаги к математике»
▼ Скачать + Заказать документы
Мы живем в XXI веке - веке информации. Современные информационные технологии все больше и больше внедряются в нашу жизнь, становятся необходимой частью современной культуры. Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачу стать для ребенка проводником в мир новых технологий и сформировать основы информационной культуры ребенка.
Информационные технологии находят свое применение в различных образовательных областях на всех возрастных уровнях, помогая лучшему усвоению программного материала. Тема нашей проектной деятельности «Использование информационных технологий в работе по ФЭМП у детей младшего дошкольного возраста». Возможности использования ИКТ в непосредственной образовательной деятельности по ФЭМП – огромные. Даже самые несложные презентации, созданные в программе Microsoft Office Power Point, заменяют множество дидактических пособий и картинок. В отличие от обычных картинок, картинки в презентации могут ожить и заговорить с ребенком, что сделает образовательный процесс интереснее и познавательнее.
Публикация «Образовательный проект по ФЭМП для детей младшего дошкольного возраста „Шаги к математике“» размещена в разделах
Ни для кого не секрет, что хорошо усваивается тот материал, который интересен ребенку. Компьютер несет в себе образный тип информации, наиболее близкий и понятный дошкольникам, особенно младшего возраста. Движение, звук, мультипликация надолго привлекают внимание малышей. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь. Использование таких новых, непривычных приёмов объяснения и закрепления материала повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание.
Информационные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход, позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Использование ИКТ позволяет проводить занятия:
- на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка);
- обеспечивает наглядность;
- повышает объём выполняемой работы на занятии в 1,5 – 2 раза;
- обеспечивает высокую степень дифференциации обучения
(индивидуальный подход с применением разноуровневых заданий).
Проект «Шаги к математике» был разработан для формирования элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста через использование ИКТ.
Актуальность проекта обусловлена необходимостью внедрения современных образовательных технологий в педагогический процесс ДОУ. ИКТ широко применяются в непосредственной образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста. В ходе реализации проекта «Шаги к математике» мы решили исследовать процесс использования ИКТ в математическом развитии младших дошкольников и проанализировать результаты проведенной работы.
Проблема проекта : при проведении НОД по ФЭМП воспитатели часто сталкиваются с проблемой нехватки наглядного и раздаточного дидактического материала или пособия оказываются недостаточно эстетически оформленными. В отличие от печатных, мультимедийные пособия надолго привлекают внимание ребенка и вызывают у детей огромный интерес к образовательной деятельности.
Участники проекта : дети и педагоги второй младшей группы.
Тип проекта : информационно-познавательный, групповой, долгосрочный.
Сроки реализации проекта : сентябрь 2014г. – май 2015г.
Гипотеза проекта : если на занятиях по ФЭМП использовать мультимедийные пособия (презентации, дидактические игры-тренажеры, развивающие мультики) в сочетании с традиционными играми и обучением, то педагогический процесс обогатится новыми возможностями, позволит детям систематизировать усвоенные знания и сформирует у детей дополнительную мотивацию к обучению.
Цель проекта : повышение мотивации и индивидуализации педагогической деятельности, создание благополучного эмоционального фона у дошкольников с помощью применения мультимедийных пособий при проведении НОД по ФЭМП.
Задачи проекта :
1. Усвоение детьми новых знаний, закрепление усвоенных знаний;
2. Формирование мотивации к обучению;
3. Повышение интереса детей к изучаемому материалу и расширение возможности моделирования игровых ситуаций;
4. Развитие умения обобщать, анализировать, сравнивать;
5. Формирование таких личностных качеств, как самостоятельность, активность, инициативность, усидчивость, внимательность, сосредоточенность.
Содержание проекта :
Проект «Шаги к математике» реализуется в 3 этапа.
I этап: информационно-аналитический (подготовительный) :
1. Проведение диагностики для выявления уровня сформированности элементарных математических представлений у детей второй младшей группы в начале учебного года;
2. По результатам диагностики подбор мультимедийных пособий по математическому развитию детей младшего дошкольного возраста;
3. Разработка перспективного плана по ФЭМП с использованием мультимедийных пособий (презентаций, дидактических игр-тренажеров, развивающих мультиков).
II этап: основной - проведение НОД по математическому развитию с использованием мультимедийных пособий к изучаемому программному материалу (перспективный план прилагается).
III этап: заключительный (подведение итогов) :
1. Проведение диагностики для выявления уровня сформированности элементарных математических представлений у детей второй младшей группы в начале учебного года;
2. Подведение итогов реализации проекта.
Ожидаемые результаты проекта :
1. Дети лучше будут усваивать изучаемый материал за счет того, что презентация несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам.
2. У воспитанников повысится мотивация к обучению за счет привлекательности компьютера и мультимедийных эффектов.
3. Полученные знания у детей останутся в памяти на более долгий срок и будут легче восстанавливаться для применения на практике после краткого повторения.
Продукт проекта : создание «Математической видеотеки» - коллекции мультимедийных презентаций, дидактических игр-тренажеров, развивающих мультфильмов для математического развития детей младшего дошкольного возраста.
Полученные результаты проекта :
Во время проведения НОД по ФЭМП с использованием мультимедийных пособий, детям было по-настоящему интересно заниматься они воспринимали обучение, как веселую и увлекательную игру.
По результатам диагностики был проведен мониторинг уровня математического развития детей 2 младшей группы, который показал, что количество детей с высоким уровнем знаний, умения и навыков в конце года остался прежним – 18%, зато количество детей со средним уровнем выросло с 32% до 50%, а количество детей с низким уровнем снизилось с 50% до 33%.
К концу учебного года все дети умеют:
• дифференцировать понятия «один – много», «больше – меньше», «столько же», находя примеры в окружающей обстановке;
• понимать разницу в словах «длинный – короткий», «низкий – высокий» и пр. ;
• группировать предметы (мячи, кубики) по размеру, цвету и форме;
• сравнивать два предмета по форме и величине (большой или маленький, широкий или узкий, высокий или низкий, круглый или квадратный);
• знать основные геометрические фигуры не только визуально, но и по их свойствам (к примеру, имеет эта фигура углы или же круглую форму);
• различать контрастные части суток: утро и вечер, день и ночь.
Вывод: использование мультимедийных пособий на занятиях по ФЭМП (презентаций, дидактических игр-тренажеров, развивающих мультиков) в сочетании с традиционными играми и обучением позволяет повысить у детей мотивацию к обучению, делает занятия интересными и увлекательными и помогает лучшему усвоению детьми программного материала.
Использованные источники:
1. Белошистая А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников : Вопросы теории и практики: Курс лекций. — М., 2003.
2. Ревнивцева Р. М. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / Р. М. Ревнивцева // Педагогика: традиции и инновации: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 67-69.
3. Плотникова Т. Е. Использование мультимедийных презентаций как эффективное средство в обучении детей дошкольного возраста. - https://berezka-purpe.ucoz.ru
4. Голуб И. В. Использование ИКТ для развития математических способностей у дошкольников. - https://www.twirpx.com
5. Репина Г. А. Формирование математических представлений детей : учебно-методический комплекс. — Смоленск, 2004.
6. https://www.umnyedetki.ru
7. https://www.moluch.ru
8. https://web.snauka.ru
9. https://pedsovet.su