Виктория Селезнева
Проект по математике «Математика с Лего»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проблемы.
В настоящее время проблема формирования и развития математических способностей – одна из распространенных проблем дошкольной педагогики. Необходимым условием качественного обновления общества является умножение его интеллектуального потенциала. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Математика – один из трудных учебных предметов. Возникает вопрос как же можно активизировать мыслительные процессы детей дошкольного возраста, не причиняя вреда здоровью. Потребность в целенаправленном формировании у детей таких качеств, как умение применять полученные знания, умения, и навыки в жизненных ситуациях уже осознаётся психологами и педагогами.
Публикация «Проект по математике „Математика с Лего“» размещена в разделах
- Лего, LEGO. Математика, игры, занятия по ФЭМП
- Лего, LEGO. Проекты
- Лего. Конструктор LEGO
- Лего. Методические разработки
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математика. Проекты
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
Повышение уровня творческой активности, проблемы автоматизации производства, моделирования на компьютерах и многое другое предполагает наличие у специалистов большинства современных профессий достаточно развитого умения четко и последовательно анализировать изучаемые процессы. Поэтому обучение в детском саду направленно прежде всего на воспитание у детей полноценной логической аргументации окружающего. Опыт обучения свидетельствует о том, что развитию логического мышления дошкольников в наибольшей мере способствует развитие элементарных математических представлений. Для математического стиля мышления характерны четкость, краткость, расчлененность, точность и логичность мысли, умение пользоваться символикой. В связи с этим систематически перестраивается содержание обучения математики в школе и детском саду.
В математическом образовании дошкольников можно эффективно использовать такую форму работы, как конструирование. Конструирование — это изготовление детьми (с помощью взрослых, под их руководством и самостоятельно) простых моделей игр, пособий для себя и для малышей, а также плоскостных и объемных моделей.
Конструирование как излюбленный детьми вид деятельности не только увлекательное, но весьма полезное занятие, которое теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта воображения, творческих задатков. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления.
Именно конструирование, наполненное математическим содержанием, является основой математического развития дошкольников. Игры и совместная деятельность взрослых с детьми в детских садах, конечно, не обходятся без конструкторов. Конструктор LeGo является очень подходящим материалом для целей математического развития, будучи образным для ребенка, доступным для его тактильного восприятия, вмещающим в себя огромный мир математических задач.
Часто на вопрос, что такое математика, люди отвечают: «это умение считать», «умение логически мыслить». Это, несомненно, так, но далеко не исчерпывает её сути. В ходе образовательной деятельности с использованием конструктора можно показать, что математика – это умение думать и рассуждать, перебирать варианты, искать различные решения, доказывать, что других решений нет. Дети могут учиться соизмерять, познавать геометрические фигуры, плоские и объемные, понимать взаимосвязь чисел и геометрических фигур, что позволяет развить так называемое чувство числа.
В силу своей универсальности ЛЕГО-конструктор является наиболее предпочтительным развивающим материалом, позволяющим разнообразить процесс обучения дошкольников. Основой образовательной деятельности с использованием ЛЕГО - технологии является игра – ведущий вид детской деятельности. ЛЕГО позволяет учиться играя и обучаться в игре. В процессе конструирования дети учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнёром, работать в коллективе. ЛЕГО – технология объединяет элементы игры с экспериментированием, а, следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников. Дети с удовольствием рассказывают о своих постройках, проговаривают последовательность своих действий, оценивают ту или иную конструктивную ситуацию. Они выполняют задания, требующие активизации мыслительной деятельности. Речевые ситуации, возникающие в процессе создания построек и игр с ними, способствуют расширению словарного запаса, развитию диалогической и монологической речи, которая служит одним из важнейших средств активной деятельности человека, а для будущего школьника является залогом успешного обучения в школе. Решаются многие задачи обучения: развиваются коммуникативные навыки, совершенствуется умение обобщать и делать выводы.
Участники проекта:
• Дети старшего дошкольного возраста;
• Родители воспитанников;
• Педагоги ДОУ.
Цель и задачи.
Цель программы: формирование математических способностей и познавательной активности дошкольников посредством образовательных конструкторов и робототехники.
Задачи:
• Развитие математических способностей с помощью конструкторов LeGo:
- Формировать умение ориентироваться в пространстве;
- Формировать представления о количестве, счете, форме, величине, цвете;
- Формировать знания о пропорции, симметрии, понятии части и целого;
• Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, к техническому творчеству;
• Сформировать умение управлять готовыми моделями с помощью простейших компьютерных программ;
• формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, планировать будущую работу, доводить начатое дело до конца;
• Развивать познавательную активность детей, воображение, фантазию, творческую инициативу, самостоятельность;
• Развивать диалогическую и монологическую речь, расширять словарный запас;
• Развивать мелкую моторику;
• Развивать память, внимание;
• Сформировать умение работать совместно с детьми и педагогом в процессе создания коллективной постройки;
• Воспитывать толерантность друг к другу.
Новизна состоит в том, что в работе предлагается система работы в соответствии с современными образовательными стандартами.
Формы реализации:
• Игровые образовательные ситуации;
• обучение в повседневных бытовых ситуациях;
• демонстративные опыты;
• сенсорные праздники;
• театрализация с математическим содержанием;
• коллективное занятие (свободное участие детей в нем);
• самостоятельная исследовательская деятельность в развивающей среде;
• индивидуально-творческая деятельность,
• творческая деятельность в малой подгруппе(3-6 детей,
• учебно-игровая деятельность (познавательные игры, занятия).
Методы и приемы
• практические (игровые);
• экспериментирование;
• моделирование;
• воссоздание;
• преобразование;
• конструирование.
• сюжетно – ролевая игра;
• игра – драматизация
Средства:
• наглядный материал (книги, схемы);
• конструкторы LeGo;
• программируемые конструкторы LeGo – WeDo;
• дидактические игры.
Основные средства:
• создание игровых образовательных ситуаций;
• проведение бесед;
• проведение развлечений, конкурсов;
• обогащение развивающей среды в группе;
• участие родителей в работе по развитию математических способностей детей в дошкольном учреждении;
• информирование родителей о задачах и содержании математического воспитания в детском саду и семье с помощью конструкторов.
Условия инновационной работы:
• создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессовых факторов учебного процесса,
• при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
• новые знания не даются в готовом виде, а постигаются ими путем самостоятельного выявления существенных признаков, анализа, сравнения.
• большое внимание уделяется развитию творческих способностей ребенка.
• процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности;
• каждый ребенок продвигается вперед своим темпом.
• у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
• обеспечивается преемственные связи между всеми ступенями обучения.
Имеющиеся ресурсы для реализации проекта:
• Программируемые и непрограммируемые конструкторы LeGo с набором схем и образцов;
• Ноутбуки;
• Обучающие настольно-печатные игры по математике;
• Геометрические мозаики и головоломки;
• Занимательные книги по математике;
Этапы реализации проекта:
I этап Организационный.
• Составление проекта поэтапного плана работы;
• Анализ проблемы: как повысить познавательную активность детей;
• Создание банка идей и предложений;
• подбор методической, справочной литературы по выбранной тематике проекта;
• Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации образовательного процесса математической направленности.
II этап Планирование реализации проекта.
• Определение задач образовательной работы;
• Планирование деятельности с детьми и родителями;
• Разработка конспектов игр - занятий, праздников, развлечений.
III этап Реализация проекта
Задачи:
• Определить новые направления в работе с родителями.
• Составить новые формы работы с детьми.
• Привлечь родителей к сотрудничеству с воспитателем.
• Совершенствование способов мышления, расширение круга мыслительных задач;
• Развитие пространственного и логического мышления;
• Формирование общих приемов и подходов к решению арифметических, логических задач;
Ожидаемый результат:
Предполагается, что организованная работа по развитию математических способностей дошкольников с помощью программируемых и непрограммируемых конструкторов в соответствии с современными стандартами будет способствовать повышению уровня развития математических способностей детей:
• у детей выработан интерес к самому процессу познания математики;
• воспитанники преодолевают трудности, не боятся ошибок;
• самостоятельно находят способы решения познавательных задач;
• стремятся к достижению поставленной цели;
• умеют переносить усвоенный опыт в новые ситуации.