Яна Соловьева
Проект по математике для детей среднего возраста «Какая она — математика?»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 25 г. Курганинска муниципального образования Курганинский район
«Какая она – математика?»
(средняя группа)
Проект подготовила
Воспитатель: Я. С. Соловьева
г. Курганинск
2015 г.
Введение
Публикация «Проект по математике для детей среднего возраста „Какая она — математика?“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математика. Проекты
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2015
Данный проект направлен на воспитание и формирование математических представлений детей дошкольного возраста в условиях муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 25 “Радуга” г. Курганинск.
Основанием для разработки проекта являются нормативно-правовые документы:
1. Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. Вступила в силу 2 сентября 1990 года.
2. “Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации” (от 9.12.2004г).
3. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных учреждений. СанПиН 2.4.1.3049-13.
4. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт.
Представленный проект, включает все важные составляющие: цели, задачи, содержание, методы, средства и формы обучения детей дошкольного возраста.
Актуальность.
Меня всегда как родителя и педагога волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Я считаю, что один из показателей интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обучению - уровень развития математических и коммуникативных способностей.
Математика для детей имеет наиболее важное значение, в плане развития памяти, и дальнейшего восприятия математической информации. Как говорил М. В. Ломоносов: «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит». Для более эффективного внедрения математики в сознание ребенка, изучение ее должно начинаться, безусловно, в детском саду. Причем не надо бояться серьезных геометрических фигур и прочего. В этом возрасте мозг ребенка улавливает все до мелочей, и если порой малыш не все понимает, это не страшно, все равно какая-то часть учебного процесса закладывается у него в памяти, мозг начинает привыкать к новым данным. Постепенно, после повторений, ребенок с легкостью уже будет различать геометрические фигуры, научиться прибавлять и вычитать.
Реализуя свой проект я буду заниматься с ребенком только в игровой форме, методом игр и подсказок, иначе строгие занятия быстро станут малышу скучным проведением времени, и он не захочет больше к этому возвращаться.
Почему же многим детям так трудно дается математика не только в начальной школе, но уже сейчас, в период подготовки к учебной деятельности? Попробую ответить на этот вопрос и показать, почему общепринятые подходы к математической подготовке ребенка-дошкольника часто не приносят желаемых положительных результатов. В современных обучающих программах важное значение придается логической составляющей. Развитие логического мышления ребенка подразумевает формирование логических приемов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи. Чтобы ребёнок не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, нужно готовить ребенка соответствующим образом.
Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе - это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать (на деле это обычно выливается в попытку выучить наизусть результаты сложения и вычитания в пределах 10). Однако эти умения очень
недолго выручают ребенка на уроках математики. Запас заученных знаний кончается очень быстро (через месяц-два, и несформированность собственного умения продуктивно мыслить (то есть самостоятельно выполнять указанные выше мыслительные действия на математическом содержании) очень быстро приводит к появлению "проблем с математикой". Очень часто многие родители и педагоги при подготовке ребенка к математике не уделяют большого значения развитию мелкой моторики, умению мыслить, фантазировать. Актуальность данного вопроса натолкнула на мысль создать проект" Мир математики – какой он?" по овладению детьми среднего дошкольного возраста - умению логически мыслить, анализировать, развивать память, внимание и самое главное правильно выражать свои мысли вслух.
Исходя из множества разработанных программ, я сделала свой проект, который позволит раскрыть новые возможности дошкольников.
Тип проекта - по доминирующей в проекте деятельности : учебно-методический.
По содержанию - обучающий.
Цель проекта - создать условия для усвоения дошкольниками математических представлений, обеспечить успешное развитие способностей и мышления детей. - Повысить уровень готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
- Развивать математические представления детей 4-5 лет на элементарном уровне через приемы сравнения, обобщения, классификации, систематизации и смыслового соотнесения.
- Способствовать формированию и развитию у старших дошкольников простейшие логические структуры мышления и математические представления.
Задачи:
1. Организовать пропедевтическую работу по подготовке детей к изучению математики.
2. Активно воздействовать на всестороннее развитие детей :
o Обогащать новыми представлениями и понятиями;
o закреплять знания;
o активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать).
3. Разработать систему занятий, включающих разнообразные игры и упражнения, направленные на развитие математических представлений, развитие способностей и мышления детей.
4. - Закреплять навыки прямого и обратного счёта (1-10, умение обозначать числа цифрами, знание геометрических фигур.
5. - Развивать внимание, логическое мышление, мелкую и общую моторику.
6. - Активизировать словарь (названия цифр, числительных).
7. - Учить создавать образ цифры.
8. - Вызывать интерес к чтению художественной литературы, отгадыванию загадок, исследовательской и продуктивной деятельности.
9. - Побуждать родителей участвовать в реализации проекта и заниматься с детьми дома.
Ожидаемый результат.
- Ребёнок активен и самостоятелен в использовании освоенных способов познания (сравнения, счёта, измерения, упорядочивания) с целью решения практических, проблемных задач.
- Успешно решает логические задачи;
- Развивать быстроту мышления;
- Проявляет интерес к экспериментированию. Способен наметить последовательные шаги развития ситуации, следует цели, выбирает средства;
- Активно включается в игры; предлагает варианты; участвует в преобразовательной деятельности, понимает и объясняет неизменность объёма количества, массы.
При реализации данного проекта "Какая она – математика?" важно целенаправленно способствовать:
• поднятию на новый уровень наглядно-образного мышления дошкольников;
• совершенствованию способности к зрительному восприятию различных форм;
• становлению умения ориентироваться в пространстве, во времени;
• доведению до автоматизма навыков счета в пределах первого десятка.
Практическая значимость проекта определена в трё х аспектах:
1. Раскрывается один из показателей подготовки ребёнка к школьному обучению.
2. Представлен систематизированный материал по развитию математических представлений, памяти, мышления, воображения, мелкой моторики кистей рук с выходом на развитие творческих способностей детей.
3. Предлагается система разработок игровых упражнений и ситуаций, которые педагоги могли бы использовать в индивидуальной работе с детьми или кружковой работе.
Реализуя проект я проводила следующие недели:
1. Неделя Нуля Кругликова
2. Неделя Единицы Стройной.
3. Неделя Двойки Дружной.
4. Неделя Тройки Удовлетворительной.
5. Неделя Четвёрки Хорошистки.
6. Неделя Пятёрки Отличницы.
НОД и ОД
ОД
Логические задачи математического содержания в стихах по теме: "Количество и счет"
Игры и задания с логическими блоками.
Веселый счет - дошкольникам. Развивающие занятия с дошкольниками - веселый счет.
Презентация - игры ИКТ: «Устный счёт», «Белочка», «Счёт в пределах 10. Буратино», «Счёт в пределах 10. Весёлый ёжик», «Форма», «Геометрические фигуры», «Неравенства», «Решаем задачи» и др.
Заучивание стихов: С. Маршак "Веселый счет", заучивание считалок, стихов, потешек, загадок, пальчиковых игр на закрепление счёта.
Игры-аттракционы ИКТ: «Логическая математика», «Дидактические игры по математике», «Найди 10 отличий» и др.
Консультации для воспитателей.
Виды дидактических игр для ФЭМП.
Загадки, задачи - шутки, занимательные вопросы в обучении детей.
Занимательный материал в обучении дошкольников элементарной математике.
«Музыка и математика».
Работа с одарё нными детьми: «Игры для ума», «Игры головоломки», Компьютерные игры». Технологии развития интеллекта.
СД
Дидактические, пальчиковые, подвижные игры математического содержания :
«Найди квадрат», «Одинаковые домики». «Мозаика», «Блоки Дьенеша», «Посчитаем, поиграем», «Прогулка по городу», «Больше-меньше», «Картотека игр на развитие восприятие цвета», «Форма и цвет», «Геометрическое лото»,
«Нарисуй треугольник ниткой»,
«Помоги кошке добраться до мышки», «Помоги мышонку»,
«Геометрические дорожки», «Подбери рукавички»,
«Поймай рыбку», «Телевизор», «Привяжи к шарам ниточку»
и др.
Подвижные игры с движением, математические логоритмики.
Работа с родителями
Консультации для родителей:
«Значение логических дидактических игр в умственном развитии старшего дошкольного возраста».
«Роль логических дидактических игр в развитии восприятия у детей старшего дошкольного возраста».
Выпуск папок - передвижек «Весёлые цифры», «Живые геометрические фигуры» и др.
Чтение художественных произведений.
Сказка «Три медведя», «Три поросёнка», «Мужик, медведь и лиса».