Ирина Викторовна Бойко
Проект по математическому развитию дошкольников «Занимательная математика малышей вокруг» для детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ
по математическому развитию дошкольников «Занимательная математика малышей вокруг» для детей раннего возраста
МБДОУ ДС № 43 «Колокольчик» г. Туапсе
Автор: Бойко И. В., воспитатель
Актуальность
С самого рождения ребенок открывает мир, вместе с тем у него возникает много вопросов, много непонятного.
Публикация «Проект по математическому развитию дошкольников „Занимательная математика малышей вокруг“ для детей раннего возраста» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математика. Проекты
- Младшая группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Ничто не помогает ребенку развиваться и искать ответы на свои вопросы, как совместная деятельность со взрослыми
В раннем возрасте постоянно накапливаются представления сенсорного развития (форма, цвет, величина, а также элементарных математически представлений. Очень важно, что каждого ребенка надо знакомить со всеми разновидностями сенсорного развития :
• Всеми цветами спектра (а не только 4-6 цветов);
• Геометрическими фигурами, формами (не только круг, квадрат-кубик, прямоугольник-кирпичик, а овал, треугольник, цилиндр, конус);
• Элементарным счетом до 5, с использованием пальчиковых игр, заучиванием потешек;
• Пространственными отношениями (близко, рядом, далеко, высоко, верх, низ и т. д.).
Проблема
Проблема усвоения знаний по математическим представлениям в раннем возрасте актуальна прежде всего из-за недостаточных целевых занятий.
Недостаточно специальных условий в повседневной жизни, особенно в семье. И как результат - недостаточно знаний у детей для применения элементарных математических знаний в играх, что ведет к некоторому «притормаживанию интеллекта».
Цель
• Создание благоприятных условий для усвоения и приобретения интереса к математическим представлениям и понятиям.
• Постоянное получение соответствующих знаний в повседневной жизни каждого ребенка.
• Повышение роли родителей в данном направлении.
Задачи
• Постоянное получение знаний в повседневной жизни детей.
• «Комфортное проживание детей» при приобретении навыков умений по сенсорному воспитанию
• Повышение уровня компетентности родителей в вопросах образования малышей.
• Разработка информационных листов для родителей по данной теме.
Вид проекта : среднесрочный
Тип проекта : познавательно-игровой
Срок реализации
Проект реализуется в течении 1 месяц.
Участники проекта :
Дети раннего возраста группы «Лапушки»
Родители
Воспитатель
Формы реализации проекта с детьми
Дидактические игры
Индивидуальная работа
Практический показ способов действий с предметами
Подгрупповые игры-занятия
Ожидаемые результаты
Повышение компетентности воспитателя и родителей по развитию у детей раннего возраста элементарных математических представлений
Вовлечение родителей в диалог по данной теме.
Оптимальный уровень познаний детей при условии создания комфортного пребывания в группе
Установление доверительных отношений между малышами и педагогом.
Предполагаемый продукт проектной деятельности
Психологическая готовность детей раннего возраста к занятиям по математике.
Этапы реализации
Подготовительный
Создание предметно-игровой зоны по математике
Приобретение сенсорного стола
Приобретение и пополнение настольно-печатного материала, соответствующего возрасту детей по математике и сенсорному развитию
Создание познавательно-игровых ситуаций в разных уголках группового помещения по данной теме. Размещение игрового панно. Высоко-низко, рядом-далеко.
Основной
Практическая деятельность (индивидуальная и подгрупповая) с дидактическим материалом математической направленности (цвет, форма, размер)
Тактильное обследование игрушек, игровых атрибутов.
Периодическая работа за сенсорным столом.
Цикл дидактических игр «Играем и считаем».
Серия дидактических игр по сенсорным эталонам.
Еженедельное «мини-путешествие» по настенному панно, с целью закрепления пространственных отношений.
Ежедневные игры в режиме дня с разными видами конструктора
Заучивание и повторение числовых потешек
Ежедневные пальчиковые игры по картотеке
С младшей подгруппой детей еженедельные игры с пирамидками, матрешками.
Создание в игровых ситуациях элементарных математических задач (угости мишку, куклу разноцветными колобками, конфетками, одень разноцветные ленточки и т. д.).
Мини-драматизация числовых сказок (предпосылки прямого и порядкового счета) «Теремок», «Репка», «Волк и семеро козлят».
Во время каждого проведения рисования, лепки проговаривать форму, размер, цвет.
Проведение «математических» подвижных игр «Каравай», «По солнышку», «Где же наши детки», «Прятки».
В сюжетных играх использовать действия с предметами - заместителями (из геометрических форм)
Аналитический
В результате реализации проекта у детей развивается наглядно-действенное мышление. Дети младшего возраста научились решать простые проблемные ситуации путем реальных действий с предметами, геометрическими фигурами, конструктором.
Мой проект используется в следующих образовательных областях:
Познавательное развитие
Целевые прогулки к светофору, с повторностью.
Наблюдение за проезжающим транспортом (обращается внимание на формы, размеры и цвета транспорта)
Обследование предметов игрушек, с целью установления сходства и различия
• мячи разного цвета и величины,
• кубики деревянные, пластмассовые
• свойства игрушек: большой, маленький, высокий, низкий
изучаем сами себя (голова, уши, нос и т. д. с вопросом Сколько).
В мире природы знать внешний вид с геометрической точки зрения (фрукты, овощи, насекомые и т. д.).
Первое знакомство с часами (элементарное понятие времени).
Ориентировка в групповом помещении, участке.
Речевое развитие
Заучивание числовых потешек: «Сидели два медведя», «Мы делили апельсин», «Пальчик-мальчик», «Жили у бабуси».
Заучивание пальчиковых игр: «1,2,3,4,5-вышли пальчики гулять», «1,2,3,4,5-вышел зайчик погулять».
Рассказывание драматизация числовых сказок: «Теремок», «Репка», «Три медведя», «Волк и семеро козлят».
Разговор о себе: «Сколько у тебя глаз, рук, ног и т. д.».
Дидактические игры по сенсорному воспитанию: «Принеси то, что я попросила», (геометрические фигуры, «Разложи по цвету», «Высокий-низкий», «Где летает птичка», «Солнечный зайчик сел на…», «Давай нанижем на веревочку».
Пение песен: «Веселый поезд», «Вот как мы умеем», «Где ты зайка» муз. Е. Тиличеевой, «Цыплята» муз. А. Филиппенко.
Практические задания на основе словестных указаний
• принеси большой синий мяч,
• дай деревянный кубик,
• возьми красный карандаш,
• нарисуй розовым мелком и т. д.
• где стоит медвежонок, утенок, котенок (с употреблением наречий близко, далеко, высоко)
Рассматривание рисунков в книгах «Три медведя», «Репка», «Маша и медведь», «Теремок», «Кошкин дом».
отвечать на математические вопросы (сколько, где находится, что выше, что больше).
Художественно-эстетическое развитие
Лепка: «Мячики большие и маленькие», «Заборчик низкий и высокий», «На что похож бублик».
Рисование: «Солнышко лучистое», «По разным дорожкам шагают деток ножки», «Связка воздушных шаров».
Физическое развитие
Утренняя гимнастика с предметами (оговаривать цвет, форму, величину) ленточки, мячики, султанчики, кубики и т. д.
Игровые упражнения с предметами: мячиками, кольцеброс, гимнастические палки, обручи разного диаметра.
Подвижные игры: «Прятки», «Мы делили апельсин», «Где же наши детки».
Гимнастика пробуждения: «Вот проснулись наши ручки, вот проснулись наши ножки», «Мы растем большие - прямо вот такие».
Социально-коммуникативное развитие
Правила безопасного поведения в играх и безопасного обращения с предметами.
Трудовые поручения
Ориентация в помещении (обходить углы)
Работа с родителями
Оформление для родителей наглядно - дидактического материала «Поиграйте с малышом», «Говорите с ребенком грамотно»
Подготовка анкеты «Математика у вас дома». Анализ анкетирования на родительском собрании.
Экспресс-опрос «Нужна ли малышам математика»
Привлечение родителей к пополнению развивающей предметно-пространственной среды по элементарным математическим представлениям.
Полученные результаты
Используя разнообразные формы работы, индивидуальный подход с учетом особенностей каждого ребенка, имея арсенал дидактических игр и пособий, дети младшей группы готовы к восприятию более сложных задач по математике для следующей возрастной группы.
Список используемой литературы:
• Развитие ребенка в дошкольном возрасте, Т. С. Комарова - Мозаика-Синтез.
• Дети раннего возраста в ДОУ, К. Л. Печора - Владос.
• Воспитание сенсорной культуры от рождения до 6 лет, Л. А. Венгер - Просвещение.
• Психолого - педагогическое сопровождение в ДОУ, развитие ребенка раннего возраста, Ю. А. Афонькина - АРКТИ.
• Воспитание и обучение детей в первой младшей группе детского сада, В. В. Гербова - Мозаика-Синтез.