Ирина Викторовна Бойко
Проект по математическому развитию дошкольников «Занимательная математика малышей вокруг» для детей раннего возраста
ПРОЕКТ
по математическому развитию дошкольников «Занимательная математика малышей вокруг» для детей раннего возраста
МБДОУ ДС № 43 «Колокольчик» г. Туапсе
Автор: Бойко И. В., воспитатель
Актуальность
С самого рождения ребенок открывает мир, вместе с тем у него возникает много вопросов, много непонятного.
Публикация «Проект по математическому развитию дошкольников „Занимательная математика малышей вокруг“ для детей раннего возраста» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математика. Проекты
- Младшая группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Ничто не помогает ребенку развиваться и искать ответы на свои вопросы, как совместная деятельность со взрослыми
В раннем возрасте постоянно накапливаются представления сенсорного развития (форма, цвет, величина, а также элементарных математически представлений. Очень важно, что каждого ребенка надо знакомить со всеми разновидностями сенсорного развития :
• Всеми цветами спектра (а не только 4-6 цветов);
• Геометрическими фигурами, формами (не только круг, квадрат-кубик, прямоугольник-кирпичик, а овал, треугольник, цилиндр, конус);
• Элементарным счетом до 5, с использованием пальчиковых игр, заучиванием потешек;
• Пространственными отношениями (близко, рядом, далеко, высоко, верх, низ и т. д.).
Проблема
Проблема усвоения знаний по математическим представлениям в раннем возрасте актуальна прежде всего из-за недостаточных целевых занятий.
Недостаточно специальных условий в повседневной жизни, особенно в семье. И как результат - недостаточно знаний у детей для применения элементарных математических знаний в играх, что ведет к некоторому «притормаживанию интеллекта».
Цель
• Создание благоприятных условий для усвоения и приобретения интереса к математическим представлениям и понятиям.
• Постоянное получение соответствующих знаний в повседневной жизни каждого ребенка.
• Повышение роли родителей в данном направлении.
Задачи
• Постоянное получение знаний в повседневной жизни детей.
• «Комфортное проживание детей» при приобретении навыков умений по сенсорному воспитанию
• Повышение уровня компетентности родителей в вопросах образования малышей.
• Разработка информационных листов для родителей по данной теме.
Вид проекта : среднесрочный
Тип проекта : познавательно-игровой
Срок реализации
Проект реализуется в течении 1 месяц.
Участники проекта :
Дети раннего возраста группы «Лапушки»
Родители
Воспитатель
Формы реализации проекта с детьми
Дидактические игры
Индивидуальная работа
Практический показ способов действий с предметами
Подгрупповые игры-занятия
Ожидаемые результаты
Повышение компетентности воспитателя и родителей по развитию у детей раннего возраста элементарных математических представлений
Вовлечение родителей в диалог по данной теме.
Оптимальный уровень познаний детей при условии создания комфортного пребывания в группе
Установление доверительных отношений между малышами и педагогом.
Предполагаемый продукт проектной деятельности
Психологическая готовность детей раннего возраста к занятиям по математике.
Этапы реализации
Подготовительный
Создание предметно-игровой зоны по математике
Приобретение сенсорного стола
Приобретение и пополнение настольно-печатного материала, соответствующего возрасту детей по математике и сенсорному развитию
Создание познавательно-игровых ситуаций в разных уголках группового помещения по данной теме. Размещение игрового панно. Высоко-низко, рядом-далеко.
Основной
Практическая деятельность (индивидуальная и подгрупповая) с дидактическим материалом математической направленности (цвет, форма, размер)
Тактильное обследование игрушек, игровых атрибутов.
Периодическая работа за сенсорным столом.
Цикл дидактических игр «Играем и считаем».
Серия дидактических игр по сенсорным эталонам.
Еженедельное «мини-путешествие» по настенному панно, с целью закрепления пространственных отношений.
Ежедневные игры в режиме дня с разными видами конструктора
Заучивание и повторение числовых потешек
Ежедневные пальчиковые игры по картотеке
С младшей подгруппой детей еженедельные игры с пирамидками, матрешками.
Создание в игровых ситуациях элементарных математических задач (угости мишку, куклу разноцветными колобками, конфетками, одень разноцветные ленточки и т. д.).
Мини-драматизация числовых сказок (предпосылки прямого и порядкового счета) «Теремок», «Репка», «Волк и семеро козлят».
Во время каждого проведения рисования, лепки проговаривать форму, размер, цвет.
Проведение «математических» подвижных игр «Каравай», «По солнышку», «Где же наши детки», «Прятки».
В сюжетных играх использовать действия с предметами - заместителями (из геометрических форм)
Аналитический
В результате реализации проекта у детей развивается наглядно-действенное мышление. Дети младшего возраста научились решать простые проблемные ситуации путем реальных действий с предметами, геометрическими фигурами, конструктором.
Мой проект используется в следующих образовательных областях:
Познавательное развитие
Целевые прогулки к светофору, с повторностью.
Наблюдение за проезжающим транспортом (обращается внимание на формы, размеры и цвета транспорта)
Обследование предметов игрушек, с целью установления сходства и различия
• мячи разного цвета и величины,
• кубики деревянные, пластмассовые
• свойства игрушек: большой, маленький, высокий, низкий
изучаем сами себя (голова, уши, нос и т. д. с вопросом Сколько).
В мире природы знать внешний вид с геометрической точки зрения (фрукты, овощи, насекомые и т. д.).
Первое знакомство с часами (элементарное понятие времени).
Ориентировка в групповом помещении, участке.
Речевое развитие
Заучивание числовых потешек: «Сидели два медведя», «Мы делили апельсин», «Пальчик-мальчик», «Жили у бабуси».
Заучивание пальчиковых игр: «1,2,3,4,5-вышли пальчики гулять», «1,2,3,4,5-вышел зайчик погулять».
Рассказывание драматизация числовых сказок: «Теремок», «Репка», «Три медведя», «Волк и семеро козлят».
Разговор о себе: «Сколько у тебя глаз, рук, ног и т. д.».
Дидактические игры по сенсорному воспитанию: «Принеси то, что я попросила», (геометрические фигуры, «Разложи по цвету», «Высокий-низкий», «Где летает птичка», «Солнечный зайчик сел на…», «Давай нанижем на веревочку».
Пение песен: «Веселый поезд», «Вот как мы умеем», «Где ты зайка» муз. Е. Тиличеевой, «Цыплята» муз. А. Филиппенко.
Практические задания на основе словестных указаний
• принеси большой синий мяч,
• дай деревянный кубик,
• возьми красный карандаш,
• нарисуй розовым мелком и т. д.
• где стоит медвежонок, утенок, котенок (с употреблением наречий близко, далеко, высоко)
Рассматривание рисунков в книгах «Три медведя», «Репка», «Маша и медведь», «Теремок», «Кошкин дом».
отвечать на математические вопросы (сколько, где находится, что выше, что больше).
Художественно-эстетическое развитие
Лепка: «Мячики большие и маленькие», «Заборчик низкий и высокий», «На что похож бублик».
Рисование: «Солнышко лучистое», «По разным дорожкам шагают деток ножки», «Связка воздушных шаров».
Физическое развитие
Утренняя гимнастика с предметами (оговаривать цвет, форму, величину) ленточки, мячики, султанчики, кубики и т. д.
Игровые упражнения с предметами: мячиками, кольцеброс, гимнастические палки, обручи разного диаметра.
Подвижные игры: «Прятки», «Мы делили апельсин», «Где же наши детки».
Гимнастика пробуждения: «Вот проснулись наши ручки, вот проснулись наши ножки», «Мы растем большие - прямо вот такие».
Социально-коммуникативное развитие
Правила безопасного поведения в играх и безопасного обращения с предметами.
Трудовые поручения
Ориентация в помещении (обходить углы)
Работа с родителями
Оформление для родителей наглядно - дидактического материала «Поиграйте с малышом», «Говорите с ребенком грамотно»
Подготовка анкеты «Математика у вас дома». Анализ анкетирования на родительском собрании.
Экспресс-опрос «Нужна ли малышам математика»
Привлечение родителей к пополнению развивающей предметно-пространственной среды по элементарным математическим представлениям.
Полученные результаты
Используя разнообразные формы работы, индивидуальный подход с учетом особенностей каждого ребенка, имея арсенал дидактических игр и пособий, дети младшей группы готовы к восприятию более сложных задач по математике для следующей возрастной группы.
Список используемой литературы:
• Развитие ребенка в дошкольном возрасте, Т. С. Комарова - Мозаика-Синтез.
• Дети раннего возраста в ДОУ, К. Л. Печора - Владос.
• Воспитание сенсорной культуры от рождения до 6 лет, Л. А. Венгер - Просвещение.
• Психолого - педагогическое сопровождение в ДОУ, развитие ребенка раннего возраста, Ю. А. Афонькина - АРКТИ.
• Воспитание и обучение детей в первой младшей группе детского сада, В. В. Гербова - Мозаика-Синтез.