Соколова Надежда
Занимательная математика в умственном развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Игры для развития умения сравнивать :«Сравни картинки» ;«Найди лишний предмет»;«Найди похожую фигуру»;
Игры для развития умения анализировать:«Сложи фигуру»;«Составь картинку»; «Танграм».
Игры для развития умений обобщать и классифицировать:
«Четвертый лишний»;
«Назови одним словом»;
Игры для развития умения систематизировать:
«Исправь ошибки»;
«Что было раньше?».
Публикация «Занимательная математика в умственном развитии дошкольников» размещена в разделах
Игры для развития умения соотносить по смыслу:
«Найди нужный предмет»;
«Выбери подходящую картинку»;
Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и педагогом начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер.
Дети очень любят работать со счетными палочками. С их помощью я знакомлю ребенка с формами. Дети строят и преобразуют простые и сложные фигуры по условиям. Головоломки предлагаю детям в определенной последовательности: составить два равных треугольника из 5 палочек.
Составить два равных квадрата из 7 палочек.
Составить 2 квадрата и 2 треугольника из 9 палочек.
Далее усложняется характер задач на формирование фигур. Например: в фигуре, состоящей из 9 квадратов, убрать 4 палочки, чтобы осталось 5 квадратов.
Дидактические игры «Логические таблицы», «Что лишнее», «Найти фигуру»,
«Символы», «Таблицы». Эти игры учат пользоваться таблицами, обозначать свойства
предметов с помощью символов.
Использую загадки математического содержания. Они оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умений доказывать правильность суждения, владения умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение.). Отгадывая задачи математического содержания, дети радуются, если правильно ответили. Ведь отгадывание загадок - это мыслительный процесс. Но не достаточно только отгадать. Каждая загадка - это еще и логическая задача, решая которую ребенок должен совершать сложные мыслительные операции.
Загадываю задачи-шутки, способствующие развитию внимания и сообразительности,
предостерегающие ребенка от поспешных и необоснованных выводов. Их не следует решать, как обычные задачи, используя то или иное арифметическое действие. Эти задачи побуждают детей рассуждать, мыслить, находить ответ, используя имеющиеся уже знания.
Например:
Ты да я, да мы с тобой, сколько нас всего? (двое).
Как с помощью одной палочки образовать на столе треугольник? (положить ее на
угол стола).
Сколько концов у палки? У двух палок? У двух с половиной? (шесть).
Предлагаю детям поиграть в игры-головоломки. Сущность игры состоит в том, чтобы
воссоздать на плоскости силуэты предметов по образу или замыслу.
«Танграм» - дети выкладывают силуэты животных, человека, предметы домашнего
обихода.
«Колумбово яйцо» - силуэты птиц, самостоятельно придумывают фигуры воинов,
балерин.
«Головоломка Пифагора» - силуэты животных.
Эти игры широко представлены в книгах «Игровые занимательные
задачи для дошкольников» «Математика до школы», автор З. А. Михайлова, - библиотека
программы «Детство».
Логические блоки Дьенеша являются наиболее эффективным пособием среди огромного
количества разнообразных дидактических материалов. Это пособие разработано венгерским психологом и математиком Дьенешем, прежде всего для подготовки мышления детей к усвоению математики. Логические блоки помогают ребёнку овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в плане математической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К таким действиям относятся: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение, кодирование и декодирование.
Более того, используя блоки, можно развивать у детей способность действовать в уме,
осваивать представления о числах и геометрических фигурах, пространственную ориентировку.
Работа с блоками проходит в три этапа:
развитие умений выявлять и абстрагировать свойства;
развитие способности сравнивать предметы по свойствам;
развитие способности к логическим действиям и операциям.
Игры с Палочками Кюизенера, также как и Блоки Дьенеша, заняли прочное место в
развивающей среде группы. С математической точки зрения палочки Кюизенера – это множество, на котором легко обнаруживаются отношения эквивалентности и порядка. В этом множестве скрыты многочисленные ситуации. Цвет и величина, моделируя число, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий, возникающих в мышлении ребёнка как результат его самостоятельной практической деятельности (поиска, исследования). Использование "чисел в цвете" позволяет развивать у дошкольников представление о числе на основе счёта и измерения. К выводу, что число
появляется в результате счёта и измерения, дети приходят на базе практической деятельности.
Как известно, именно такое представление о числе является наиболее полноценным.
Игры направлены на развитие логического мышления, а именно, на умение устанавливать
простейшие закономерности, порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру. Этому способствуют и игровые упражнения на нахождение пропущенной в ряду фигуры.
Детям интересно играть в математические игры, они интересны для них, эмоционально
захватывают детей. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче,
невозможен без активной работы мысли. Работая с детьми, я каждый раз нахожу новые игры, которые разучиваем и играем. Ведь эти игры помогут детям в дальнейшем успешно овладевать основами математики и информатики.