ЕКАТЕРИНА СИДЮКОВА
Проект «Занимательная математика»
▼ Скачать + Заказать документы
Разработчик: воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида №4 г. Усть - Лабинска Екатерина Николаевна Сидюкова.
Участники: воспитанники подготовительной к школе.
Тип проекта : обучающий, практический
Продолжительность: долгосрочный – один год
Возраст детей: подготовительная к школе группа
Участники проекта : дети, педагоги, родители
Актуальность темы
«Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели» (А. Маркушевич)
Публикация «Проект „Занимательная математика“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математика. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
На современном этапе обучения элементарным математическим представлениям старших дошкольников важным и необходимым является формирование у ребенка базы знаний, умений и навыков для приобщения к социокультурным нормам общества, для дальнейшего использования накопленного опыта при обучении в школе.
Исходя из требований ФГОС ДО, в целях реализации Программы ДОУ, обучение проходит в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности.
Обучение детей математике в старшем дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления.
Точность и строгость математики как науки никак не должны выливаться в сухость ее преподавания детям. Вот почему мы широко используем игровую форму обучения, которая способствует развитию интереса детей к математике, более эмоциональному восприятию скупых математических законов и качественному усвоению этих законов.
Решению поставленных задач способствует также созданная в нашей группе развивающая предметно-пространственная среда по ФЭМП. Центр математики оснащен новыми современными математическими играми на развитие логики, мышления, счета, ориентировки в пространстве и др. Разработана и создана картотека «Веселые задачки». В наличии также игры, сделанные своими руками для индивидуальных занятий с детьми (карточки для закрепления геометрических фигур, чисел, карточки для закрепления счета, игры «Поле чудес», «Числовой диск», «Собери по цвету»).
С помощью дидактических игр и заданий на смекалку, сообразительность, задач-шуток мы уточняем и закрепляем представления детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, временных и пространственных отношениях. Используя занимательную математику, мы ставим дошкольников в условия поиска, пробуждаем интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми.
Важную роль в нашей работе по обучению наших воспитанников по ФЭМП играет взаимодействие с родителями по непосредственному вовлечению их в образовательную деятельность посредством создания данного.
Многие родители желают, чтобы их дети, придя в первый класс, умели считать, знали цифры, умели решать простейшие математические задачи. Поэтому они с энтузиазмом приняли участие в изготовлении и выставке настольных игр.
Данный проект разработан и реализован для того, чтобы дети закрепили полученные в ходе образовательной деятельности знания и могли бы их использовать в повседневной деятельности.
Постановка проблемы
В процессе формирования элементарных математических представлений у многих детей отсутствовал интерес к математике, существовали затруднения с мышлением, вниманием. Чтобы повысить уровень математического развития, активность детей, развить у них интерес к математике, мы решили использовать занимательный материал : головоломки, лабиринты, дидактические игры, листы с заданиями для самостоятельного выполнения, пособия, сделанные своими руками для индивидуальных занятий с детьми.
В основу проекта положен принцип постоянного наращивания трудности в играх, гибкость и вариативность их применения, закрепление и усложнения одной той же игры, поэтапное внедрение развивающих игр, раскрывается роль педагога на каждом этапе. Четко обозначены направления работы по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста не только в непосредственно образовательной деятельности, но и в совместной деятельности с детьми, а также в самостоятельной игровой деятельности детей.
Это позволяет нам формировать элементы логического мышления и развивать интеллектуальные способности детей, не нарушая законов и этапов психического и физиологического развития, а также, учитывая индивидуальные особенности детей и делает обучение детей интересным, содержательным, ненавязчивым.
Цель проекта : создать условия для усвоения дошкольниками математических представлений, обеспечить успешное развитие способностей и мышления детей.
Задачи проекта
Образовательные
Развивать интерес к математике у детей старшего дошкольного возраста;
Расширить и систематизировать знания детей по ФЭМП.
Развивающие
Формировать умения детей самостоятельно использовать полученные знания в разных видах деятельности, вовлекать сверстников в игры;
Способствовать развитию мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, классификация, логического мышления.
Воспитательные
Формировать у детей интерес к интеллектуальной деятельности;
Формировать заинтересованность родителей в достижениях своих детей в совместной с ними деятельности.
Предполагаемый результат
Применение детьми математических знаний и умений в самостоятельной деятельности, проявлений творческой инициативы;
Развитие у детей интереса к математике, стремления к преодолению трудностей;
Осознание родителями важности формирования элементарных математических представлений у детей с помощью занимательного материала, расширение знаний родителей о занимательном материале
План реализации проекта
Этапы
Содержание
Сроки
I этап
Подготовительный
-поиск, изучение и обработка информации;
- создание проблемы, постановка цели и задач;
-работа над методической литературой по данной проблеме;
-предварительная работа с детьми и родителями о важности проблемы;
- подбор методической литературы;
- подбор развивающих, дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных игр;
- работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.
Январь
II этап. Основной
- работа над проектом (см. «Модель реализации проекта»)
- работа с детьми: реализация поставленной цели и задач через различные виды деятельности;
- работа с родителями;
Февраль - Апрель
III этап. Заключительный
- проведение математического развлечения «В стране математики»
Май
МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1. Работа с детьми
1. Беседы
2. Дидактические, настольные, подвижные игры
3. Чтение познавательной, художественной литературы
4. Целевые прогулки, наблюдения
5. Продуктивная деятельность детей
6. Итоговое мероприятие
2. Сотрудничество с родителями
1. Оформление консультаций для родителей
2. Помощь в изготовлении настольно печатных игр
3. Выставка математических игр
4. Родительское собрание
3. Методическое сопровождение
1. Организация развивающей среды по формированию элементарных математических представлений
2. Разработка цикла дидактических и подвижных игр
3. Разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности, бесед
4. Подборка художественной литературы
5. Консультационный материал для родителей
РАБОТА С ДЕТЬМИ
1. Игровая деятельность:
Развивающие дидактические игры:
- «Сложи узор»;
- «Веселый счет»;
-«Математические задачи»;
- «Составь число»;
- «Собери фигуры»;
- «Фигуры из цветной мозаики»;
-«Разложи карточки по цвету»;
«Составь узор»;
-игры с блоками Дьенеша;
-решение веселых математических задач.
2. Познавательное, речевое, социально-коммуникативное развитие:
-Развлечение «Путешествие в страну геометрических фигур и чисел»;
-Заучивание стихотворений С. Маршак «Веселый счет»;
-заучивание считалок, потешек, загадок, пальчиковых игр на закрепление счёта;
-Чтение сказки В. Катаев «Цветик - Семицветик»;
-Составление описательных рассказов по картинкам;
-Упражнение «Дополни предложение»;
-Сюжетно - ролевые игры «Аптека», «Магазин», «Школа»
3. Художественно - эстетическое развитие:
-Продуктивная деятельность
-Рисование на тему: «Дорисуй предмет», «Рисуем по точкам», «Нарисуй по заданию», «Штриховка геометрических фигур»;
-Лепка на тему: «Новогодние украшения на елку», «Цветы»
4. Физическое развитие:
-Подвижные игры «Успей за 1 минуту», «Классики»; «Встань в обруч по двое, трое…»
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
1. Информационно - аналитические мероприятия
Выявить интересы, потребности, запросы родителей
-Индивидуальные беседы;
-Анкетирование
2. Познавательные мероприятия
Повышать компетентность родителей в вопросах формирования элементарных математических представлений у детей
Родительское собрание:
«Образовательные и воспитательные задачи по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста»
3. Наглядно – информационные мероприятия
Повышать уровень знаний у родителей по вопросам формирования элементарных математических представлений у детей
Консультации:
- «Игры для развития элементарных математических представлений дома и на улице»,
- «Использование игровых шуток в свободное время»,
- «Математика - это интересно»
4. Досуговые мероприятия
Выставка - «Математические игры для дошкольников».
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ИТОГИ ПРОЕКТА
В заключение можно сделать следующие вывод: развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое, и у которого это получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.
Проектная деятельность стимулирует у детей развитие логического мышления, воображения, повысила мотивацию к исследовательской деятельности.
Проект позволил детям расширить математические знания о количестве и счете, форме, величине предметов, ориентиру в пространстве, времени. Дети стали использовать эти знания в самостоятельной деятельности.
Участие в проекте родителей повысило значимость проводимой работы, показало актуальность и необходимость взаимодействия взрослого и ребенка. Дети получили ответы на интересующие вопросы и сделали выводы, что математика очень интересная наука. Математические понятия можно не только изучать и знакомиться с ними. Используя их в исследованиях, создавая много нового и интересного, можно играть в разные игры.
Данный проект позволил сделать процесс по формированию элементарных математических представлений у детей более интересным и доступным.
Развивающие игры математической направленности способствуют успешному обучению основам математики, формированию математического мышления, стимулируют развитие творческого воображения, воспитанию настойчивости, воли, усидчивости, целеустремленности.
Использование современной научной литературы помогло мне осуществить данный проект и проявить на практике свои профессиональные знания, фантазию, творчество.