Элеонора Попова
Проект по культурно — патриотическому воспитанию детей «Юные звёздочки»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по культурно – патриотическому воспитанию детей
«Юные звездочки».
Патриотизм — это не значит только одна
любовь к своей родине.
Это гораздо больше.
Это — сознание своей неотъемлемости от родины
и неотъемлемое переживание вместе с ней
ее счастливых и ее несчастных дней.
Толстой А. Н
.
Актуальность:
Публикация «Проект по культурно — патриотическому воспитанию детей „Юные звёздочки“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.
Патриотизм – это любовь к родным местам, гордость за свой народ, ощущение неразрывности с окружающим миром, желание сохранять и приумножать богатства Родины. Поэтому патриотическое воспитание с дошкольного возраста – единственно верный путь успешной ранней социализации личности, формирования устойчивой связи поколений и обеспечение связи человека с родными корнями, его любви к отечеству, которая начинается с осознанного и ответственного отношения к малой родине.
В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию : создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социальной культурной среды. Для того чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев, т. е. прежде всего в сфере культуры и образования.
Поэтому я считаю, что активное взаимодействие с таким социальным партнером как МБУК РЦКДД филиал поселка Центральный поможет добиться желаемого результата. Правильно организованное сотрудничество поможет ввести детей в круг основных народных праздников, показать их тесную и органическую связь с народной жизнью, познакомить с основами духовности русского народа и традиционного уклада жизни, а также с особенностями подготовки и проведения праздничных дней. Пробудить чувство сопричастности к традициям нашего народа и гордости за принадлежность к гражданам России.
Выступление перед публикой помогает раскрытию творческих способностей детей, возможно, становлению в будущем талантливых артистов. Здесь и радость творчества, и гордость за свой коллектив, и утверждение себя как личности. Знакомство с творческим, увлекательным подходом к народным праздникам, постановкой спектаклей и театрализованных игр и многим другим делает жизнь воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, радостью творчества. Для самих юных артистов концертные выступления всегда являются большим стимулом в их творческой деятельности, что важно для самого ребёнка.
Считаю, что участие дошкольников в концертных программах ДК, посвященных народным праздникам; пение песен с музыкальным сопровождением, исполнения русских народных плясок, современных танцев на большой сцене способствует выработке определенных позитивных эмоциональных и психологических качеств, которые ложатся в основу культурно-патриотического воспитания детей.
Цель проекта :
Воспитание культурно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через приобщение к народной культуре, посредством участия воспитанников ДОУ в концертных программах ДК пос. Центральный.
Задачи проекта :
Приобщать детей к истокам русской народной культуры;
Формировать любовь и уважение к Родине, гордость за принадлежность к гражданам России
Развивать музыкальные, творческие и эстетические способности у детей в процессе исполнения различных видов деятельности (песни, танцы, выразительное чтение);
Развивать личностные качества (дружеские, партнерские взаимоотношения; коммуникативные навыки).
Воспитывать культуру поведения в общественных местах (в концертных залах ДК);
Гипотеза:
Если приобщать детей старшего дошкольного возраста к народной культуре посредством их выступления на сцене ДК, то это поможет им почувствовать уникальность своего народа, знать историю своей семьи, страны, мира, возлюбить свою родину, прийти к пониманию и осознанию собственной неповторимости и значимости каждого человека, живущего на земле.
Сроки проведения:
3 учебных года (2014 – 2017гг.)
Участники проекта :
дети разновозрастной группы от 4 до 7 лет;
музыкальный руководитель – Попова Э. С., воспитатель - Горбунова Ю. А., заведующий – Кудряшова И. С. ;
художественный руководитель ДК пос. Центральный – Селезнева И. А.
Основные принципы работы:
Гуманно- личностное отношение к ребенку (всестороннее развитие, формирование культурных, духовных и общечеловеческих ценностей).
Культуросообразность (учет национальных ценностей и традиций, восполнение недостатков духовно – нравственного и эмоционального воспитания).
Светский характер образования и законности (соответствие действующему законодательству РФ и Декларации ООН о правах ребенка).
Ожидаемый результат проекта :
Сформированы знания об истоках культуры русского народа;
Дети активно и по – новому раскрываются на сцене, во время репетиций и выступлений, они с удовольствием участвуют в концертной деятельности.
Развитые музыкальные, творческие способности в процессе исполнения различных видов деятельности (песни, танцы, выразительное чтение);
Развитые личностные качества, коммуникативные навыки общения и коллективного творчества;
Приобретенные навыки культуры поведения в общественных местах.
Этапы реализации проекта :
I этап: Подготовительный.
Формулировка цели и задач; предварительная работа с родителями воспитанников – беседы, анкетирования; нормативно-правовое обеспечение организации проекта.
Планирование совместных мероприятий с ДК пос. Центральный. (Приложения к проекту)
II этап: Основной.
Выполнение основных мероприятий, предусмотренных планом совместной деятельности.
III этап: Завершающий.
Обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов.
Инструментарий для педагогической диагностики: карты наблюдений детского развития.
Полученные данные помогают правильно спланировать работу по формированию творческих способностей детей, подобрать репертуар, соответствующий уровню развития группы.
Карта наблюдения уровня развития коммуникативной деятельности
№ Ф И ребёнка Сотрудничество Партнёрский диалог Отношение к себе и к другим детям
а) способность видеть действия партнёра;
б) согласованность действий партнёров;
в) осуществление взаимного контроля;
г) взаимопомощь;
д) отношение к результату деятельности. а) способность слушать партнёра;
б) способность договариваться с партнёром;
в) способность понять партнёра. а) отношение к себе как к члену группы;
б) отношение к другим детям группы.
1
Обозначения: НСФ – не сформирован; ВСФ – в стадии формирования; СФ – сформирован.
Карта наблюдения по формированию творческих способностей детей
от 4 до 5 лет (средняя группа)
№ Ф И ребёнка Выразительное чтение Движение
Пение
Общая техника речи ребенка:
а) дыхание
б) сила голоса (диапазон)
в) тон (диапазон)
г) дикция
д) соблюдение орфоэпических норм
Интонирование чтения:
а) громкость (адекватность содержанию)
б) соблюдение логических и психологических пауз
в) логические ударения
г) темпоритм
д) мелодика (движение голоса по звукам)
е) выбор эмоционального тона
ж) тембровая окраска
Невербальные средства выразительности:
а) жесты
б) мимика
в) поза
Двигается ли ритмично а) эмоционально исполняет песни;
б) активно подпевает и поёт;
в) узнает песню по вступлению.
1
Обозначения: НСФ – не сформирован; ВСФ – в стадии формирования; СФ – сформирован.
Карта наблюдения по формированию творческих способностей детей
от 5 до 6 лет (старшая группа)
№ Ф И ребёнка Выразительное чтение Движение Пение
Общая техника речи ребенка:
а) дыхание
б) сила голоса (диапазон)
в) тон (диапазон)
г) дикция
д) соблюдение орфоэпических норм
Интонирование чтения:
а) громкость (адекватность содержанию)
б) соблюдение логических и психологических пауз
в) логические ударения
г) темпоритм
д) мелодика (движение голоса по звукам)
е) выбор эмоционального тона
ж) тембровая окраска
Невербальные средства выразительности:
а) жесты
б) мимика
в) поза
а) двигается ритмично, чувствует смену частей музыки;
б) проявляют творчество (придумывает свои движения); а) эмоционально и выразительно исполняет песни;
б) придумывает движения для обыгрывания песни;
в) узнает песни по любому фрагменту;
г) проявляет желание солировать.
1
Обозначения: НСФ – не сформирован; ВСФ – в стадии формирования; СФ – сформирован.
Карта наблюдения по формированию творческих способностей детей
от 6 до 7 лет (подготовительная группа)
№ Ф И ребёнка Выразительное чтение Движение Пение
Общая техника речи ребенка:
а) дыхание
б) сила голоса (диапазон)
в) тон (диапазон)
г) дикция
д) соблюдение орфоэпических норм
Интонирование чтения:
а) громкость (адекватность содержанию)
б) соблюдение логических и психологических пауз
в) логические ударения
г) темпоритм
д) мелодика (движение голоса по звукам)
е) выбор эмоционального тона
ж) тембровая окраска
Невербальные средства выразительности:
а) жесты
б) мимика
в) поза
а) двигается ритмично, чувствует смену частей музыки;
б) проявляет творчество;
в) выполняет движения эмоционально;
г) ориентируется в пространстве;
д) выражает желание выступать самостоятельно. а) эмоционально исполняет песни;
б) способен инсценировать песню;
в) проявляет желание солировать;
г) узнает песни по любому фрагменту;
д) имеет любимые песни.
1
Обозначения: НСФ – не сформирован; ВСФ – в стадии формирования; СФ – сформирован.
Карта наблюдения умений культурного поведения в общественных местах детей дошкольного возраста
№ Ф И ребёнка Использовать слова – приветствия Уступать место старшим Не ходить, не бегать по залу во время концерта Соблюдать тишину во время выступлений Соблюдать чистоту и порядок Уважительно относиться к выступающим
1
Обозначения: НСФ – не сформирован; ВСФ – в стадии формирования; СФ – сформирован.
Анкеты для родителей:
1. «Патриотическое воспитание ребенка»
Уважаемые родители! Вашему вниманию предлагается анкета "Патриотическое воспитание".
В последнее время это одно из приоритетных направлений в воспитательно - образовательном процессе.
В каждом варианте ответов выберите подходящий.
1. Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?
а) любовь к Родине
б) любовь к природе
в) любовь к родному краю, городу
г) чувство гордости за русский народ, его достижения, традиции
д) все вместе взятое
е) ваш вариант
2. Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?
а) да ___
б) нет ___
3. Какие из указанных качеств, следует первоначально воспитать в ребенке дошкольного возраста?
а) уважение к старшим
б) любовь к близким
в) интерес к историческому прошлому России
г) уважение русских традиций
д) любовь к своему городу
е) ваш вариант
4. Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание детей - педагоги или родители?
а) педагоги___
б) родители ___
5. Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?
а) да
б) нет
6. Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи?
а) актуальна
б) неактуальна
7. Есть ли в Вашем доме семейные традиции? Если да, то какие?
а) да
б) нет
8. Посещаете ли вы вместе с детьми музеи нашего города? Если нет, то почему?
а) да
б) нет
9. В каких формах работы по патриотическому воспитанию Вы могли бы оказать помощь детскому саду?
а) доступ к архивам
б) экскурсии на предприятия
в) целевые прогулки в библиотеки и т. п.
г) изготовление фотогазет
д) встречи с интересными людьми
е) ваш вариант
Спасибо за сотрудничество!
2. «Музыкальное воспитание»
Анкета для родителей по музыкальному воспитанию.
1. Какое значение Вы придаете музыке в развитие своего ребенка?
а) Считаю частью его будущей образованности.
б) Отвожу одну из главных ролей.
в) Особого значения не придаю.
г) Другое.
2. Как ребенок относится к музыкальному репертуару дошкольного учреждения?
а) Поет детские песни с удовольствием.
в) Предпочитает копировать песни взрослых.
в) Совсем не поет, не говорит о детских песнях.
г) Другое.
3. Как Вы приобщаете ребенка к музыке?
а) Посещаю с ним концерты.
б) Беседую с ним о музыке.
в) Считаю, что это должны делать в дошкольном учреждении.
г) Другое.
4. Каков интерес Вашего ребенка к музыке?
а) Постоянно говорит о том, что делали на музыкальных занятиях.
б) Говорит со мной о музыке, если спрашиваю.
в) Интереса не проявляет.
г) Другое.
5. Как ребенок реагирует на музыку?
а) Сразу начинает петь, как только услышит знакомую песню.
б) Внимательно слушает музыку.
в) Пытается движениями воспроизвести характер музыки.
г) Другое.
6. Какие условия созданы для домашнего музыцирования?
а) Есть музыкальный инструмент.
б) Есть фонотека с детским репертуаром.
в) Не занимаюсь этим.
г) Другое.
Согласие родителей на участие в концертной деятельности
Я,___(ФИО родителя, законного представителя полностью) добровольно соглашаюсь на участие моего ребёнка___ (ФИО ребёнка)___года рождения, на участие в концертной деятельности Дома Культуры пос. Центральный под руководством музыкального руководителя Поповой Элеоноры Самандаровны в соответствии с планом совместных мероприятий.
Дата. 20___г. ___/___/