Ирина Курносенкова
Проект по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию «Семья, Вера, Победа!» для детей старшего дошкольного возраста.
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.
Нравственно – патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о добре, дружбе, милосердии, великодушии, справедливости гражданственности и патриотизме. В последнее время появился термин «новый патриотизм», который включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице на которой он живет, детскому саду, к своей малой родине.
Публикация «Проект по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию „Семья, Вера, Победа!“ для детей старшего дошкольного возраста,» размещена в разделах
- День Победы, 9 мая. Проекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Проекты
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
Великий русский педагог К. Д. Ушинский писал, что, прежде чем перейти к твердой пище, ребенок вскармливается молоком матери, прежде чем учить ребенка любить другие страны и другие народы, надо его научить уважать свою страну и свой народ. Воспитание должно быть культуросообразным, тогда только можно сформировать гражданина своей страны, нравственно развитую личность. Проект духовно-нравственного и патриотического воспитания «Семья, Вера, Победа!» направлена на создание условий для приоритетности духовно-нравственного и патриотического воспитания в процессе образования, развитие системы духовно-нравственного и патриотического воспитания детей.
Актуальность проекта духовно-нравственного и патриотического воспитания.
Данная тема является актуальной для всего нашего общества, так как нравственная сторона человека - основа стабильности и процветания нашего государства.
Наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
В современном мире ребёнок живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на его неокрепший интеллект и чувства, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
Само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания». Вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Дополнительное образование детей строится на принципах гуманистической педагогики, впитавшей в себя многие ценности христианской антропологии. Философы, педагоги, психологи, стоявшие у истоков этого учения (К. Д. Ушинский, В. В. Зеньковский, С. И. Гессен, от педагога требовали относиться к своему воспитаннику с уважением, ценить его внутренний мир и право на свободу выбора, поскольку «все подлинное в человеке может быть только свободным, идущим изнутри»
При этом свобода рассматривается не как абсолютное благо, а как большая ответственность в выборе между добром и злом, как источник творческого роста и способ ухода от зла. Такой подход тем более важен, что этот выбор должен сделать сам человек, в него невозможно вложить добро, нельзя заставить быть добрым. Этот тезис является основным в духовном воспитании, цель которого – в обеспечении связи добра и свободы.
Проект «Семья, Вера, Победа!» построен на задачах приобщение детей к традиционным для православной России духовно-нравственным ценностям,
Раскрытие духовной одаренности ребенка и его личностных дарований,
Активизация позитивных, гармоничных, иерархически выстроенных отношений ребенка к социальному миру взрослых и сверстников, к окружающей среде, опосредованных отношением к Творцу.
Формирование гражданского самосознания, любви к Родине и русскому народу. Создание проекта является закономерным итогом целенаправленной деятельности, военно-патриотической работы с целью воспитания у детей высоких духовно-нравственных качеств.
3. Этапы реализации проекта
I.ЭТАП – подготовительный
Задача: Создание тематической развивающей среды с постепенным пополнением и обогащением ее по мере изучения темы.
Результат: Составлено тематическое перспективное планирование, изготовлен дидактический материал для проведения занятий, бесед, экскурсий. Изготовлены тематические дидактические альбомы, где представлен весь материал по приобщению детей к русской народной культуре. Составлены конспекты занятий, перспективные планы, цикл этических бесед.
2. Этап. Практический
Включение в программу задач духовно- нравственного воспитания. Включение в календарно-тематический план:
1. Цикла занятий познавательного характера (все занятия воспитатель планирует тематические, которые определяются ритмом народного календаря).
2. Рассматривание тематических альбомов.
3. Свободная художественная деятельность детей
4. Чтение художественной литературы.
Цели проекта.
1. Гармоничное духовное развитие личности и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе православных, патриотических, культурно-исторических традиций России
2. Содействие обретению личности ребенка нравственного востребованного духовного опыта, основанного на традициях русского Православия.
3. Знание семейных традиций, истории и культуры своего края, Отечества.
Задачи проекта.
Приобщение детей к традиционным для православной России духовно-нравственным ценностям,
Раскрытие духовной одаренности ребенка и его личностных дарований,
Активизация позитивных, гармоничных, иерархически выстроенных отношений ребенка к социальному миру взрослых и сверстников, к окружающей среде, опосредованных отношением к Творцу.
Формирование гражданского самосознания, любви к Родине и русскому народу.
Создание одухотворенного игрового и образовательного пространства жизнедеятельности ребенка.
Участники реализации проекта
Дети.
Педагоги.
Родители.
Условия реализации проекта
Данный проект рассчитан на возрастную группу детей с 5 до 7 лет. В течение двух лет дети получают первоначальные представления об изучаемом предмете, а также проводится работа по закреплению у дошкольников имеющихся знаний.
Для реализации проекта использовались следующие методы: наглядный, словесный, практический.
Наглядный метод используется во время:
чтения педагогом рассказов
наблюдений;
показа сказок (педагогом, детьми);
рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
проведения дидактических игр;
экскурсий по селу, целевых прогулок.
Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе:
чтения литературных произведений, воспитателем;
обобщающих рассказов воспитателя;
ответов на вопросы педагога детей;
проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);
сообщения дополнительного материала воспитателем;
загадывания загадок;
рассматривания наглядного материала;
рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
разбора житейских ситуаций;
проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров; чтения литературных произведений родителями.
Практический метод используется, когда необходимо:
организовывать продуктивную деятельность;
провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);
оформить коллекцию семян для занятия;
сшить кукол к сказкам;
организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсы, викторины;
провести экскурсии различной направленности;
организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников;
изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.
Формы работы по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию с детьми :
- чтение народных и авторских сказок, литературных произведений
- цикл непосредственно- образовательной деятельности, целью которых является воспитание нравственных ценностей и познание самого себя в мире людей.
- знакомство с календарными православными и народными праздниками и проведение некоторых из них (Рождественские Святки, Масленица, Пасха)
- тематические выставки детского творчества.
- знакомство детей с жизнью православных святых и защитниках земли русской, как пример высокой духовности и нравственности, патриотизма в виде рассказа с использованием видеофильмов, детской литературы перед днем памяти святого как отдельное занятие или как часть занятия по ознакомлению с окружающим перед Днем защитника Отечества, Днем Победы.
- экскурсии в храм с целью ознакомления;
- экскурсии на природу;
- постановки сценок на нравственные темы (о прощении, о трудолюбии, об уважении старших).
Таким образом, в проекте прослеживается несколько направлений работы.
1. Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения).
2. Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные, ролевые и строительные, прогулки, экскурсии, походы)
. 3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, просмотр видеороликов).
Формы работы с родителями:
-родительские собрания на духовно-нравственные темы;
-проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, -родительские семинары-собеседования на диалоговой основе, тематические семинары
-наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
-экскурсии;
-совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей;
Планируемые результаты
Дети имеют представления:
-о семейных традициях, об особенностях семейных отношений;
-о духовных и нравственных ценностях;
-о ценностном отношении к здоровому образу жизни, к окружающему их миру;
-знакомы с историей и культурой своей страны;
-умеют беречь и поддерживать красоту;
-проявляют сострадание, сочувствие, сопереживание, сорадость;
-верят в свои силы, имеют желание самоотверженного служения на благо Родины;
-стремятся к добру и неприятию зла.
Родители:
-сотрудничают в тесном контакте с ДОУ по формированию духовно-нравственных ценностей, воспитанию чувства благоговения к святыням;
- воспитывают любовь и почтение к дому, семье, близким, и окружающим, бережное отношение к окружающему миру;
- являются примером в стремлении к духовному росту, к высшим духовным ценностям, реализующимся в служении ближним, обществу, Отечеству;
- понимают, что только семья, как первый наставник ребёнка, может воспитать в детях духовные и нравственные ценности
На мой взгляд данное духовно-нравственное и патриотическое направление должно было стать важнейшей частью целостного образовательно- воспитательного процесса.
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М. : УЦ Перспектива, 2014. – 32 с.
1. Абсалямова А. Г. Концепция регионального содержания дошкольного образования. Уфа:БГПУ, 2006
2. Артемов В. В. Страницы российской истории. М., 2005.
2. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника : Кн. для воспитателя дет. сада. -М. :Просвещение. 1987
3. Гасанова Р. Х. Земля отцов. Программа – руководство. Уфа: БИРО, 2004.
4. Горячев А. В. Проектная деятельность в образовательной системе “Школа 2100” // Журнал “Начальная школа. Плюс: до и после”, 2004, № 5.
5. Гузеев В. В. “Метод проектов” как частный случай интегральной технологии обучения // Журнал “Директор школы”, 1995, № 6.
6. Дмитриева, В. Г. Патриотическое воспитание дошкольников // Детский сад от А до Я. – 2003. – No 3.
7. Ерофеева Н. Ю. Проектирование педагогических систем // Журнал “Завуч”, 2000, № 3.
8. Логинова, Л. В., Глаголева, С. А., Холина, Н. И. Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2007. – No 1.
9. Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Редактор-составитель Н. А. Арапова-Пискурева -М. ,2005.
10. Натарова В. И. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств. Воронеж 2005
10. Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М. : Лика-Пресс, 2003
11. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей Автор : Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. Год выпуска: 2008. Издательство: АЙРИС-пресс
12. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Издательство: Мозайка-синтез Год: 2010
13. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения : Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ Авт. -сост. : Л. С. Киселёва, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. М. : АРКТИ, 2005.
14. Тихонова О. Г. Дошкольнику о музейной культуре : Методическое пособие для воспитателей, педагогов ДОУ и родителей. -М. :АРКТИ. 2006
15. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живем в России М., 2007. Ковалева
15. Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста // Журнал “Управление ДОУ”, 2004, № 4.