Юлия Гончаренко
Проект по безопасности для детей старшего дошкольного возраста «Знакомьтесь: железная дорога, или Будьте осторожны!»
▼ Скачать + Заказать документы
Авторский проект разработали воспитатели: Гончаренко Ю. В. и Соловьева В. В.
I. Тип проекта
По доминирующей деятельности: информационный, практико-ориентированный
По времени проведения: краткосрочный.
II. Участники проекта
Дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели
III. Актуальность и проблема
Жизнь и здоровье – самые главные ценности в жизни человека.
Публикация «Проект по безопасности для детей старшего дошкольного возраста „Знакомьтесь: железная дорога, или Будьте осторожны!“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Безопасность на железной дороге
- Железная дорога, поезд
- Железная дорога, поезд. Проекты, исследования
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- ПДД. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2022
Колпино – не только город, часть которого располагается по разные стороны железной дороги, но и ж/д станция, через которую проходит крупнейшая артерия железной дороги, по ней курсируют пассажирские, грузовые составы и высокоскоростные «Сапсаны».
Расположение зеленой зоны и водоема вблизи железной дороги – одно из излюбленных мест отдыха горожан. Такое соседство обуславливает и повышенную ответственность за жизнь и здоровье, в-первую очередь, детей.
Железная дорога притягивает внимание детей с самого раннего возраста. И, к сожалению, к подростковому возрасту не все дети приходят с правильным осознанием опасности, которую представляет железная дорога.
По данным ОАО «РЖД», основными причинами травматизма являются хождение по ж/д путям, попытки взобраться или спрыгнуть с платформы, падение между вагоном и платформой, нахождение на пешеходном настиле во время движения поезда. Об этом говорит печальная статистика. Среди пострадавших есть дети, некоторые из которых погибли.
Трагический случай с подростком в нашем городе, когда при попытке запрыгнуть и прокатиться на товарном составе, ему перерезало обе ноги, заставил проанализировать работу по предотвращению в будущем таких страшных ситуаций.
В ДОУ, осуществляя работу по социально-коммуникативному развитию, зачастую во главу угла ставят задачи по предотвращению травматизма на автодороге, при этом недостаточно внимания уделяется безопасности на ж/д дороге и транспорте. Поэтому у детей дошкольного возраста представления о железной дороге, профессиях в этой сфере, о правилах безопасности сформированы недостаточно, они имеют отрывочные представления.
IV. Гипотеза
Чтобы помочь ребенку войти в социальную среду с максимальными приобретениями и минимальными рисками, на наш взгляд, необходимо комплексное опосредованное воздействие на детское сознание – та информация, которую дети впитают через различную деятельность, которую они смогут проиграть, именно так, как свойственно детям этой возрастной категории. Непосредственное восприятие окружающей действительности, когда дети являются участниками, реальными пассажирами на железной дороге, когда вместе со взрослым наблюдают различные ситуации в ходе путешествия по железной дороге, вместе их анализируют, делают выводы.
V. Предполагаемый результат
- Сформируется умение действовать по алгоритму правил безопасности в повседневной жизни.
- Смогут использовать полученную информацию в творческих играх.
- Проявится интерес у родителей к теме профилактики детского травматизма на железной дороге, желание сотрудничать с педагогами в поиске путей формирования безопасного поведения детей.
VI. Цель проекта
Формирование у детей ответственного поведения на железной дороге и ее объектах на основе представлений о железной дороге и ее составляющих с целью предупреждения детского травматизма на железной дороге.
VII. Задачи проектной деятельности для детей
- Заинтересовать проблемой безопасности на железной дороге
- Способствовать формированию чувства ответственности за понимание и восприятие детьми опасности, которую представляет железная дорога.
Познавательное развитие
Дать представление о железной дороге.
Обогатить представления о видах поездов.
Способствовать появлению у детей интереса к профессиям, связанным с железной дорогой.
Развивать познавательный интерес, умение самостоятельно видеть проблемную ситуацию и желание поделиться этим с близкими взрослыми.
Познакомить детей с железнодорожными знаками, учить правильно воспринимать их схематическое изображение.
Социально-коммуникативное развитие
Помочь ориентироваться в правилах поведения на железной дороге и в железнодорожном транспорте.
Привить практические навыки безопасного поведения на железной дороге и вблизи ж/д объектов в различных ситуациях
Речевое развитие
Формировать коммуникативные навыки речи.
Обогащать и активизировать словарь новыми словами и понятиями по теме проекта.
Художественно-творческое развитие
Создать условия для развития творческого воображения.
Поддерживать детскую инициативу при выборе различных техник изобразительной деятельности и средств выразительности.
Развивать эмоциональный отклик на содержание и характер музыкальных произведений.
Физическое развитие
Создать условия для реализации потребности детей в двигательной активности.
Дать первичные представления о строении и функциях человеческого организма.
Прививать любовь к физическим упражнениям, самомассажу.
VIII. Стратегия осуществления проектной деятельности
Данный проект осуществляется в рамках образовательной программы «Детство» под редакцией Бабаевой Т. И. и способствует реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», а именно – формирование основ безопасного поведения в социуме.
Решение задач проекта направлено на приобретение детьми социального опыта через интеграцию образовательных областей.
Содержание проекта с детьми реализуется комплексно через различные виды деятельности, объединяя традиционные и современные педагогические технологии.
Приоритетной формой работы по проекту является игра в различных ее видах.
Также ключевым моментом проектной деятельности является возможность связать информационный материал с реальной жизнью. Это возможно при активном участии родителей в проектной деятельности.
IХ. Продукты проектной деятельности
1. Промежуточный
Выставка мини-плакатов «Осторожно: железная дорога»
Изготовление макетов поездов разных видов
Альбом детских историй «Мое путешествие на поезде»
2. Итоговый
Создание книги «Железнодорожная азбука»
Игра-викторина в форме телепередачи «Приключения дяди Федора на железной дороге»
Информационный стенд «Безопасность на железной дороге для больших и маленьких»
X. Ресурсное обеспечение проекта
Методическое обеспечение
- информационная подборка о безопасности на железной дороге
- конспекты совместной и организованной деятельности с детьми
- картотеки малых фольклорных форм (загадки, пословицы)
- картотека пальчиковой гимнастики
- интернет ресурсы.
Материально-техническое обеспечение
Развивающая среда в группе оформлена в соответствии с тематикой проекта.
Наглядный иллюстративный материал
Дидактические игры
Детская художественная литература
Конструкторы разных видов
Атрибуты для сюжетно-ролевых игр
Мультимедийные презентации
Видеоподборка мультфильмов и музыкальных композиций
Технические средства: компьютер с выходом на экран, аудиоколонки
ХI. Этапы проекта
Организационный
Выбор темы
Постановка проблемы
Обсуждение гипотез, выдвинутых детьми
Анкетирование родителей
Поиск и подбор информационного материала для детей, методических материалов
Практический
Оформление развивающей среды в соответствии с тематикой проекта
Совместная деятельность педагога с детьми
Привлечение родителей к участию в педагогическом процессе
Итоговый
Создание альбома детских историй «Мое путешествие»
Изготовление книги «Железнодорожная азбука»
Оформление информационного стенда «Безопасность на железной дороге для больших и маленьких»
XII. Практический этап осуществления проекта
Проект условно разделен на блоки - станции в зависимости от их наполнения
УЧЕБНАЯ СТАНЦИЯ
Интервью для телепередачи «Приключения Дяди Федора на железной дороге»
Цикл познавательных бесед «В железнодорожники пойду, пусть меня научат»
Беседа по тематическим презентациям
Он-лайн встреча с машинистом тепловоза «Будь внимателен: железная дорога!»
Моделирование железной дороги и ситуаций опасности на железной дороге «Пластилиновые человечки»
Тренинговые упражнения «Минутка безопасности»: «Если ты потерялся на вокзале» и т. д
ИГРОВАЯ СТАНЦИЯ
Дидактические игры: «Подбери картинку к знаку», «Семафор» (опасно – безопасно, «Собери состав»
Дидактические упражнения: «Найди по описанию», «Кто быстрее отправит поезд»
Сюжетно-ролевая игра с несколькими сюжетными линиями: «Мы едем, едем, едем»
Конструктивные игры: железнодорожные мосты и туннели, вокзалы.
ТЕХНИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ
Целевой просмотр отрывков из мультипликационных фильмов («Простоквашино», «Паровозик из Ромашково», «Чебурашка».)
Просмотр и обсуждение сюжета мультипликационных фильмов «Аркадий Паровозов спешит на помощь»
Целевой просмотр обучающей видеоподборки о правилах безопасного поведения на железной дороге и объектах железнодорожного транспорта от компании ОАО «РЖД»
Мультимедийное сопровождение: История железной дороги, Какие бывают поезда, Железнодорожные профессии
ЛИТЕРАТУРНАЯ СТАНЦИЯ
Чтение художественной литературы: отрывок из худ. произведения А. Гайдара «Чук и Гек», Борис Житков «Железная дорога», С. Я. Маршак «Багаж», Н. Н. Носов «Дружок».
Беседа по пословицам: «Опасенье - половина спасенья», «Лишь глупый да малый без опасу живет»
Словесное упражнение «Прием на работу»
ТВОРЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ
Музыкальная игра «Едет-едет паровоз»
Коллективная работа (аппликация) «Составители поездов»
Лепка «Пластилиновые человечки»
Раскраски сюжетные «Можно и нельзя»
ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ СТАНЦИЯ
Утренняя зарядка «Путешествие на паровозе»
Самомассаж и массаж в парах
Беседа «Силы и возможности человека", по серии картинок «Первая помощь»
Подвижные игры: «Паровозик с именем», «Раз, два, три – к своему тепловозу беги»
СЕМЕЙНАЯ СТАНЦИЯ
Экспресс-опрос «Контрольная для взрослых»
Мини-библиотека дяди Федора
Информационные проспекты
- «Простые правила вашей безопасности»
- Маршрут выходного дня: «Экскурсия к железнодорожному переезду», "Музей железнодорожного транспорта».
Выставка коллажей «Мое путешествие на поезде»
Составление историй «Поездка на поезде»
XIII.Оценка результатов реализации проекта
Можно говорить о положительной динамике формирования умений детей действовать по алгоритму правил безопасности, об этом говорит обмен впечатлениями детей и родителей, которые вместе с детьми по рекомендации педагогов группы совершили целевую поездку на электричке, наблюдали за железнодорожным переездом.
В процессе наблюдения игровой деятельности детей можно заметить, как видоизменяется сюжетная линия ролевой игры, в которой отражаются новые представления, связанные с темой проекта.
Со стороны родителей мы получили положительный отклик, они сочли эту тему актуальной и востребованной.
Интерес детей и родителей позволяет сделать вывод о правильности выбора тематики проекта.