Ланна Черкашина
Беседа с детьми средней группы «Железная дорога — самая надежная дорога»
▼ Скачать + Заказать документы
Материал будет полезен воспитателям дошкольных учреждений и педагогам дополнительного образования, родителям для ознакомления детей с железной дорогой в рамках тематического дня «24 марта День рождения паровоза».
Информация для педагогов: Дошкольный возраст детей является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес к железнодорожным профессиям.
Публикация «Беседа с детьми средней группы „Железная дорога — самая надежная дорога“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Железная дорога, поезд
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2021
Родители воспитанников нашего детского сада работают на предприятиях ОАО «РЖД», а для детей этого возраста естественен интерес к работе родителей, желание стать такими, как папы и мамы.
Знакомство дошкольников с профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует ранней профессиональной ориентации.
У железнодорожников есть свой профессиональный праздник. День железнодорожника ежегодно празднуется в первое воскресенье августа. Впервые был установлен приказом министра путей сообщения Российской империи князя Михаила Хилкова № 68 от 28 июня 1896 г. Дата ежегодного празднования была связана с днем рождения императора Николая I – основателя железнодорожного дела в России. После Октябрьской революции праздник был отменен вплоть до 1936 г. С 1980 года приказом президиума Верховного Совета СССР День железнодорожников стал государственным праздником.
Все фото сделаны мною лично.
Беседа с детьми средней группе
«Железная дорога – самая надежная дорога»
Программное содержание: - дать детям элементарные представления о железной дороге, ее значении в жизни людей.
- развивать логическое мышление, творческие способности, мелкую моторику, память, выразительность интонаций, мимику движений;
- воспитывать у детей уважение к людям, работающим на железной дороге.
Предварительная работа: чтение художественных произведений о железной дороге, изучение детских энциклопедий о транспорте, рассматривание карты «Железнодорожное путешествие», экскурсии на железную дорогу и в железнодорожный музей ПЧ – 13.
Беседы с родителями - работниками железной дороги.
Материал. Макеты паровоза и электровоза, карта железных дорог, счётные палочки, аудиозаписи: «Голубой вагон», «Паровоз Букашка», «Мы едем-едем-едем», «Паровозик Антошка».
Ход беседы.
Воспитатель. Ребята, мы с вами знакомы с различным транспортом. И вы уже знаете, что у каждого транспорта свой путь, своя дорога.
Игра: «Назови дорогу»
Воспитатель: для автомобилей…
Дети: автомобильная.
Воспитатель: для самолетов, вертолетов…
Дети: воздушная.
Воспитатель: для кораблей и пароходов…
Дети: водная.
Воспитатель: для поездов…
Дети: железная
Воспитатель: Правильно. А сейчас я загадаю загадку, а вы отгадаете, о какой из этих дорог идет речь:
Полотно, а не дорожка,
Конь не конь — сороконожка,
По дорожке той ползет,
Весь обоз один везет.
Дети: Железная дорога.
Воспитатель: Совершенно верно, это железная дорога. По всей нашей стране протянулись железные дороги. (Рассматривание карты железных дорог).
Мы с вами живем на железнодорожной станции, поэтому железная дорога нам хорошо знакома. Даже из окна нашего детского сада мы можем наблюдать за движением поездов.
Этому транспорту не страшны ни жара, ни холод, ни гроза, ни шторм. У железнодорожного транспорта высокая скорость, он перевозит большое количество грузов, чётко соблюдает время поставки этих грузов и гарантирует перевозку в любое время года.
А знаете ли вы, как раньше перевозили грузы, когда поездов еще не было? Нагрузят телегу – и плетутся лошадки, сменяя друг друга, по бездорожью. Осенью и весной, когда зарядят дожди, образуется на этих дорогах непролазная грязь. На реках другая проблема: летом они пересыхают, мелеют, а зимой надолго покрываются льдом. Вот такие были у нас в России пути сообщения. Поэтому, многие понимали, что нужен совсем другой вид транспорта – железная дорога, новая и надежная.
Проложить такую дорогу – нелегкая задача. Прокладывали новые железнодорожные пути через тайгу, пустыню, мерзлоту. Но прежде чем проложить железнодорожную линию, туда посылают много экспедиций с разным оборудованием, приборами, аппаратурой, которые доставляют разными способами: на лошадях, на оленях, на собаках, на верблюдах, на автомобилях, на самолётах.
(Предлагаю детям преодолеть: пустыню, море, снег, ровную дорогу. Дети представляют и имитируют на чём или на ком они будут это делать).
Поверхность земли, где будут укладывать рельсы, выравнивают и трамбуют. Делается насыпь, засыпается щебёнкой, укладываются шпалы и рельсы. Представьте себе, что шпалы уложили прямо на поверхность земли, прикрепили к ним рельсы. По такой дороге не смог бы проехать даже один локомотив, а ведь он, кроме того, должен ещё тянуть за собой и состав. Подумайте, почему? (Ответы детей)
Помните, когда мы с вами ходили по влажному песку? Песок, под нашей тяжестью, проваливался.
Но насыпь – не самое трудное. На пути железной дороги встречаются овраги, реки, речушки, и даже болото. Как вы думаете, можно ли проложить железную дорогу через реку?
Дети: Нет.
Воспитатель: Верно. Для переправы с одного берега на другой строят мосты и другие переправы. Если путь преграждают высокие горы, то сооружают тоннели (пробивают толщу камня) и в них укладывают рельсы и шпалы. Они позволяют сократить путь, ускорить доставку пассажиров и грузов.
Уложенные рядом стальные рельсы образуют железнодорожную колею - ровную и прочную дорогу, которая выдерживает тяжесть вагонов и составов и направляет их движение. (Показ макета железной дороги).
Когда инженеры придумывали железные дороги, они долго размышляли, как сделать так, чтобы поезда не сходили с рельсов. Нужно было сделать так, чтобы колеса и рельсы цеплялись друг для друга. Тогда инженеры догадались сделать рельсы гладкими, а угловыми выступами снабдить колеса.
По всей земле пролегли железнодорожные рельсы, они соединили города и даже океаны.
Воспитатель: Давайте вспомним, из чего состоит поезд?
Дети: Электровозы и вагоны.
Воспитатель: А какие поезда вы знаете?
Дети: Грузовые и пассажирские.
Воспитатель: Что перевозят грузовые поезда?
Дети: Уголь, лес, военную технику, нефть.
Воспитатель: А кого перевозят пассажирские поезда?
Дети: взрослых и детей.
Пальчиковая гимнастика «Багаж»
Дама сдавала багаж
Диван, чемодан, саквояж
Картин, корзину картонку
И маленькую собачонку.
А как называют человека, который работает на железной дороге?
Дети: Железнодорожник.
Воспитатель: Ваши мамы и папы работают на железной дороге. Давайте вспомним, кто из них что делает. (Примерные ответы детей: «Мой папа монтер пути. Он следит, чтобы рельсы были целыми и поезда могли двигаться без аварий». «Мой папа – машинист электровоза. Он ведет целый поезд». «Моя мама – дежурная по станции. Она следит, чтобы поезда не сталкивались друг с другом» и т. д.)
Проблемная ситуация.
Воспитатель: У нас в группе есть игрушечный поезд. Давайте построим для него железную дорогу. Какой материал нам потребуется?
Дети: Дорогу можно построить из счетных палочек.
Самостоятельная деятельность детей. (Звучат аудиозаписи детских песен)
Воспитатель: Вот какая замечательная железная дорога у нас получилась! Поскорее подрастайте и приходите работать на железную дорогу. И за свой добросовестный труд будет вам и почет и уважение.