Ланна Черкашина
Беседа с детьми средней группы «Железная дорога — самая надежная дорога»
Материал будет полезен воспитателям дошкольных учреждений и педагогам дополнительного образования, родителям для ознакомления детей с железной дорогой в рамках тематического дня «24 марта День рождения паровоза».
Информация для педагогов: Дошкольный возраст детей является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес к железнодорожным профессиям.
Публикация «Беседа с детьми средней группы „Железная дорога — самая надежная дорога“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Железная дорога, поезд
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2021
Родители воспитанников нашего детского сада работают на предприятиях ОАО «РЖД», а для детей этого возраста естественен интерес к работе родителей, желание стать такими, как папы и мамы.
Знакомство дошкольников с профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует ранней профессиональной ориентации.
У железнодорожников есть свой профессиональный праздник. День железнодорожника ежегодно празднуется в первое воскресенье августа. Впервые был установлен приказом министра путей сообщения Российской империи князя Михаила Хилкова № 68 от 28 июня 1896 г. Дата ежегодного празднования была связана с днем рождения императора Николая I – основателя железнодорожного дела в России. После Октябрьской революции праздник был отменен вплоть до 1936 г. С 1980 года приказом президиума Верховного Совета СССР День железнодорожников стал государственным праздником.
Все фото сделаны мною лично.
Беседа с детьми средней группе
«Железная дорога – самая надежная дорога»
Программное содержание: - дать детям элементарные представления о железной дороге, ее значении в жизни людей.
- развивать логическое мышление, творческие способности, мелкую моторику, память, выразительность интонаций, мимику движений;
- воспитывать у детей уважение к людям, работающим на железной дороге.
Предварительная работа: чтение художественных произведений о железной дороге, изучение детских энциклопедий о транспорте, рассматривание карты «Железнодорожное путешествие», экскурсии на железную дорогу и в железнодорожный музей ПЧ – 13.
Беседы с родителями - работниками железной дороги.
Материал. Макеты паровоза и электровоза, карта железных дорог, счётные палочки, аудиозаписи: «Голубой вагон», «Паровоз Букашка», «Мы едем-едем-едем», «Паровозик Антошка».
Ход беседы.
Воспитатель. Ребята, мы с вами знакомы с различным транспортом. И вы уже знаете, что у каждого транспорта свой путь, своя дорога.
Игра: «Назови дорогу»
Воспитатель: для автомобилей…
Дети: автомобильная.
Воспитатель: для самолетов, вертолетов…
Дети: воздушная.
Воспитатель: для кораблей и пароходов…
Дети: водная.
Воспитатель: для поездов…
Дети: железная
Воспитатель: Правильно. А сейчас я загадаю загадку, а вы отгадаете, о какой из этих дорог идет речь:
Полотно, а не дорожка,
Конь не конь — сороконожка,
По дорожке той ползет,
Весь обоз один везет.
Дети: Железная дорога.
Воспитатель: Совершенно верно, это железная дорога. По всей нашей стране протянулись железные дороги. (Рассматривание карты железных дорог).
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 Материал будет полезен воспитателям дошкольных учреждений и педагогам дополнительного образования родителям для ознакомления детей с](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-262652-1616590922.jpg)
Мы с вами живем на железнодорожной станции, поэтому железная дорога нам хорошо знакома. Даже из окна нашего детского сада мы можем наблюдать за движением поездов.
![Смотреть фотографию №2 Фото №2 Железная дорога поезд железной дорогой в рамках тематического дня марта День рождения паровоза](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-262652-1616590823.jpg)
Этому транспорту не страшны ни жара, ни холод, ни гроза, ни шторм. У железнодорожного транспорта высокая скорость, он перевозит большое количество грузов, чётко соблюдает время поставки этих грузов и гарантирует перевозку в любое время года.
А знаете ли вы, как раньше перевозили грузы, когда поездов еще не было? Нагрузят телегу – и плетутся лошадки, сменяя друг друга, по бездорожью. Осенью и весной, когда зарядят дожди, образуется на этих дорогах непролазная грязь. На реках другая проблема: летом они пересыхают, мелеют, а зимой надолго покрываются льдом. Вот такие были у нас в России пути сообщения. Поэтому, многие понимали, что нужен совсем другой вид транспорта – железная дорога, новая и надежная.
Проложить такую дорогу – нелегкая задача. Прокладывали новые железнодорожные пути через тайгу, пустыню, мерзлоту. Но прежде чем проложить железнодорожную линию, туда посылают много экспедиций с разным оборудованием, приборами, аппаратурой, которые доставляют разными способами: на лошадях, на оленях, на собаках, на верблюдах, на автомобилях, на самолётах.
(Предлагаю детям преодолеть: пустыню, море, снег, ровную дорогу. Дети представляют и имитируют на чём или на ком они будут это делать).
Поверхность земли, где будут укладывать рельсы, выравнивают и трамбуют. Делается насыпь, засыпается щебёнкой, укладываются шпалы и рельсы. Представьте себе, что шпалы уложили прямо на поверхность земли, прикрепили к ним рельсы. По такой дороге не смог бы проехать даже один локомотив, а ведь он, кроме того, должен ещё тянуть за собой и состав. Подумайте, почему? (Ответы детей)
Помните, когда мы с вами ходили по влажному песку? Песок, под нашей тяжестью, проваливался.
Но насыпь – не самое трудное. На пути железной дороги встречаются овраги, реки, речушки, и даже болото. Как вы думаете, можно ли проложить железную дорогу через реку?
Дети: Нет.
Воспитатель: Верно. Для переправы с одного берега на другой строят мосты и другие переправы. Если путь преграждают высокие горы, то сооружают тоннели (пробивают толщу камня) и в них укладывают рельсы и шпалы. Они позволяют сократить путь, ускорить доставку пассажиров и грузов.
Уложенные рядом стальные рельсы образуют железнодорожную колею - ровную и прочную дорогу, которая выдерживает тяжесть вагонов и составов и направляет их движение. (Показ макета железной дороги).
Когда инженеры придумывали железные дороги, они долго размышляли, как сделать так, чтобы поезда не сходили с рельсов. Нужно было сделать так, чтобы колеса и рельсы цеплялись друг для друга. Тогда инженеры догадались сделать рельсы гладкими, а угловыми выступами снабдить колеса.
По всей земле пролегли железнодорожные рельсы, они соединили города и даже океаны.
![Смотреть фотографию №3 Фото №3 Информация для педагогов Дошкольный возраст детей является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-262652-1616590761.jpg)
![Смотреть фотографию №4 Фото №4 Это позволяет формировать у детей активный интерес к железнодорожным профессиям](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-262652-1616590785.jpg)
Воспитатель: Давайте вспомним, из чего состоит поезд?
Дети: Электровозы и вагоны.
Воспитатель: А какие поезда вы знаете?
Дети: Грузовые и пассажирские.
Воспитатель: Что перевозят грузовые поезда?
Дети: Уголь, лес, военную технику, нефть.
Воспитатель: А кого перевозят пассажирские поезда?
Дети: взрослых и детей.
Пальчиковая гимнастика «Багаж»
Дама сдавала багаж
Диван, чемодан, саквояж
Картин, корзину картонку
И маленькую собачонку.
А как называют человека, который работает на железной дороге?
Дети: Железнодорожник.
Воспитатель: Ваши мамы и папы работают на железной дороге. Давайте вспомним, кто из них что делает. (Примерные ответы детей: «Мой папа монтер пути. Он следит, чтобы рельсы были целыми и поезда могли двигаться без аварий». «Мой папа – машинист электровоза. Он ведет целый поезд». «Моя мама – дежурная по станции. Она следит, чтобы поезда не сталкивались друг с другом» и т. д.)
Проблемная ситуация.
Воспитатель: У нас в группе есть игрушечный поезд. Давайте построим для него железную дорогу. Какой материал нам потребуется?
Дети: Дорогу можно построить из счетных палочек.
Самостоятельная деятельность детей. (Звучат аудиозаписи детских песен)
Воспитатель: Вот какая замечательная железная дорога у нас получилась! Поскорее подрастайте и приходите работать на железную дорогу. И за свой добросовестный труд будет вам и почет и уважение.