Виктория Руднева
Проект «Откуда хлеб пришел» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта: информационно - нравственный.
Продолжительность: краткосрочный.
Участники: дети старшей группы, воспитатели.
Актуальность. Хлеб – это очень привычное для нас явление, и часто мы даже не представляем себе, что его могло бы и не быть на нашем столе! Но в таком «неинтересном» хлебе можно увидеть много возможностей для развития ребенка! Если уметь смотреть на привычные вещи другим взглядом – детским удивленно-восхищенным взглядом.
Публикация «Проект „Откуда хлеб пришел“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2021
Цели: формировать знания детей о общественной значимости труда хлебороба. Знакомство с процессом производства хлеба, формирование представления о том, почему хлеб нужно беречь.
Задачи: формировать бережное отношение к продуктам человеческого труда, убеждения: прежде чем попасть на стол, хлеб проходит много разных превращений, в его изготовлении принимают участие люди многих профессий; развивать любознательность, желание выполнять различные трудовые операции, мелкую мускулатуру рук и логическое мышление.
Предварительная работа:
Рассматривание репродукции картины Шишкина "Рожь";
Разучивание стихов и пословиц о хлебе.
Беседы с детьми о тракторе, комбайне и комбайнерах. Почему хлеб надо беречь?
Рассматривание иллюстраций, фотографий.
Чтение художественной литературы: украинская народная сказка "Колосок", М. Глинская «Хлеб», литовская сказка «Как волк вздумал хлеб печь».
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Откуда хлеб пришел?»
Программные задачи:
Обучающие задачи:
Познакомить детей с процессом выращивания пшеницы.
Расширять и обогащать знания детей о хлебе и его изготовлении.
Познакомить с профессией пекаря.
Развивающие задачи:
Развивать любознательность детей, стремление к исследовательской деятельности.
Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи.
Воспитательные задачи:
Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу.
Формировать умение работать сообща. Вызывать интерес к коллективному труду.
Словарь:
Пекарь, трактор, комбайн, мельница, булочка, овсяное, ржаное, пшеничное, мягкое, пушистое, податливое, ароматный, аппетитный.
Оборудование: для педагога - презентация «Откуда хлеб пришел»; для детей - колосья пшеницы.
Ход работы:
Воспитатель: Формой он похож на мяч.
Был когда-то он горяч.
Спрыгнул со стола на пол,
И от бабушки ушел.
У него румяный бок…
Вы, узнали? (Колобок)
Колобок: - Здравствуйте ребята! Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел… А как я к ним вообще попал не помню. Вы мне не подскажете? (ответы детей)
Колобок: - Когда я к вам шел, видел много чего интересного, но не все понял. Помогите мне отгадать вот такую интересную загадку
Колобок:
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый.
Он и черный, он и белый,
А бывает - подгорелый.
Без него плохой обед,
Вкуснее и полезней нет. (хлеб).
Воспитатель: - Подумайте, в чем сходство колобка и хлеба? (Сделан из теста.)
- А хлеб, ребята, такой же путешественник, как и колобок в сказке!
- Хотите узнать почему?
Колобок: откуда берется у нас дома хлеб?
Дети: Из магазина
Воспитатель: - Правильно, из магазина! А откуда он берется в магазине?
Дети: ответы
Воспитатель: - Ребята, сейчас мы с вами отправимся в путешествие и возьмем с собой колобка. А что за путешествие нас ждет, если мы будем говорить о хлебе?
Дети: Путешествие хлеба с поля к нам на стол.
Воспитатель: - Это правильно! Путь этот долог: от зернышка до каравая.
Воспитатель: - Итак, путешествие начинается.
Вначале нашего путешествия расскажу стихотворение:
Не хлебом единым живет человек,
Но жизни без хлеба не мыслит
Хлеб "головою" считали весь век,
Ему поклонялись, молились.
Воспитатель: - Хлеб является символом благополучия и достатка
Хлеб - одна из тех традиционных ценностей, которая выдержала огромное испытание временем. Люди в разных точках земного шара начинают свой день завтраком с хлебом.
Воспитатель: На Руси владели секретом приготовления дрожжевого теста с незапамятных времен. Пекарни когда-то назывались избами. Но пекли хлеб практически в каждом доме.
Воспитатель: Во время нашего путешествия мы с вами узнаем секреты о том, как хлеб к нам на стол пришел.
Воспитатель: Весной в поле люди вспахали и посеяли зернышки. Чем пахали землю люди? (Тракторами)
Воспитатель: - Как называется профессия человека, который работает на тракторе? (Тракторист)
Зернышки были разные. Немного прошло времени и эти зерна проросли и превратились в огромные поля. Скоро совсем ростки поднялись над полем и у ростков появились колоски. (Рассматривание колосков)
Потом зернышки в колосках за лето созрели, и все поле стало словно золотое.
Вот и наступила эта осень. Начинается жатва. В поле появились машины, которые будут убирать колоски. Как называются эти машины, кто знает?
Дети: Они называются комбайны.
Колобок: - Ребята, вы случайно не знаете, как называют тех людей, которые работают на комбайне?
Дети: - Комбайнеры
Воспитатель: - Комбайн – срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнера.
Далее машины везут зерно на элеваторы (Дети повторяют слово хором и индивидуально) – специальные сооружения для хранения зерна.
Физкультминутка «В землю зёрнышко попало»
В землю зёрнышко попало, (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся,
И красавцем обернулся. (2 раза)
Воспитатель: - А как вы думаете, куда везут зерно из элеваторов?
Дети: На мельницу.
Воспитатель: Правильно, и там зерно мелют в муку. Ребята, а куда потом отправляется мука?
Дети: На хлебозавод, пекарню.
Воспитатель: - Правильно. На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины механическими «руками» вымешивают тесто для хлеба.
Воспитатель: - С хлебом связано много обрядов. У славян было принято класть хлеб перед иконами, как бы свидетельствуя этим о своей верности Богу. С хлебом и солью встречали гостя, хлеб часто использовали в качестве оберега: клали его в колыбель к новорожденному; брали с собой в дорогу, чтобы он охранял в пути. Буханка хлеба и каждый его кусок, особенно первый, или крошка воплощали собой долю человека; считалось, что от обращения с ними зависят его сила, здоровье и удача.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете приметы о хлебе?
1. Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье и силу.
2. Нельзя есть за спиной другого человека – тоже съешь его силу.
3. Дашь во время еды хлеб со стола собакам – постигнет бедность.
4. Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим – растоптать эту крошку ногами.
5. Люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.
Воспитатель: - Ну, вот и убрали урожай с поля, можно и песни петь, хороводы водить. А сейчас мы с вами поиграем, вставайте в круг.
Физкультминутка «Каравай»
(Сжимать руки в кулаки и по очереди совершать ими движения сверху вниз, как будто месим тесто).
Мешу, мешу тесто,
Есть в печи место,
Пеку, пеку каравай, («перекладываем тесто» из руки в руку)
Переваливай, валяй. (2 раза)
И вот тесто замешано и пришла пора его класть в форму и ставить в печь. Когда хлеб и спечется, его грузят на машины и везут в магазины.
А что еще пекут из муки кроме хлеба?
Дети: Булочки, печенье, торты, пироги, сухари.
Воспитатель: А как все эти продукты называются, одним словом?
Дети: Хлебобулочные изделия.
Воспитатель: - Ребята давайте подойдем к столу. (На столе в тарелочках лежат хлебобулочные изделия).
Воспитатель: - Давайте рассмотрим эти предметы с помощью «Волшебной лупы», какие они по форме, размеру, цвету, запах, вкус и т. д? (ответы детей)
Воспитатель: русский народ всегда очень бережно относится к хлебу. Хлеб – всему голова. Всего три слова, но как точно говорится в пословице о важности хлеба. Ребята, а какие еще вы знаете пословицы о хлебе?
Дети: «Каравай хлеба не свалится с неба».
«Что есть в печи на стол мечи».
«Без печки холодно, без хлеба голодно».
«Не красна изба углами, а красна пирогами».
«Хочешь, есть калачи - не сиди на печи».
«Береги хлеб для еды, а деньги для беды».
«Хлеб – батюшка, вода – матушка».
«Хлеб хлебу брат».
«Худ обед, когда хлеба нет».
«Хлеба ни куска, так и в горнице тоска».
«Хлеб да вода – мужицкая еда».
«Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь».
«Человек хлебом живет, а не промыслом».
«Покуда есть хлеб да вода, все не беда».
«Без хлеба, без соли худая беседа»
Колобок: - Вот здесь в котомке, у меня есть хлеб, мне его заяц дал, когда я его повстречал, давайте попробуем, и скажем из чего он замешан? (В котомке лежат мелкие кусочки разного хлеба, сделанный изо ржи, пшеницы, овса.)
(Дети пробуют на вкус, говорят о вкусовой разнице).
• Как называется хлеб, сделанный из пшеницы?
• Как называется хлеб из ржаной муки?
• Из овсяной муки? (ответы детей)
Воспитатель: - Хлеб пекут на хлебопекарнях или хлебозаводах.
А теперь еще раз давайте вспомним, как растят и пекут хлеб:
• Весной сначала вспахивают поле кто? (хлеборобы).
• Засевают чем (пшеницей, рожью.).
• Из зерна вырастает что (колосья, в которых много новых зерен).
• Когда собирают урожай (осенью).
• Кто выходит в поле собирать (комбайнеры).
• Кто вывозит зерно с полей (машины, шофера).
• Куда везут на хранение зерно (элеватор).
• Кто подскажет, где делают муку (на мельнице).
• Где пекут хлеб? (хлебопекарня).
• Потом хлеб появляется где? (магазины, больницы, детские сады.)
Колобок: - Ребята сейчас давайте вспомним простые правила. Как много людей трудится, чтобы появился вкусный хлеб!
• К хлебу нужно бережно относиться.
• Не крошить хлеб во время еды, не оставлять недоеденные кусочки, не выбрасывать их.
• Когда будете есть хлеб, вспомните, сколько труда вложено в каждый кусочек.
Воспитатель: - Дети, посмотрите, сколько интересных булочек можно испечь из муки (рассматривают).
Воспитатель: На этом путешествие наше закончилось. Колобку нужно возвращаться домой давайте с ним попрощаемся.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, почему хлеб бывает черный и белый? (ответы детей)
Воспитатель: Черный хлеб пекут из муки, которую получают из ржи, а белый - из пшеницы.
Ржаной, темный хлеб очень полезный, его надо обязательно есть, он придает силы и здоровье. А сейчас поиграем!
Игра с мячом "Назови, какой, какая, какое?"
(Воспитатель бросает ребенку мяч, он образовывает от существительного прилагательное)
Хлеб из ржи - ржаной.
Хлеб из пшеницы - пшеничный.
Каша из пшена - пшенная.
Каша из овса - овсяная.
Каша из ячменя - ячневая.
Каша из кукурузы - кукурузная.
Каша из гречихи - гречневая.
Поле с рожью - ржаное.
Поле с пшеницей - пшеничное.
Поле с овсом - овсяное.
Поле с ячменем - ячменное.
Воспитатель: Наконец то хлеб попадает в булочную. Мы его покупаем и с удовольствием едим.
Хлеб всегда считался главным блюдом на столе. В старину без него за стол не садились. Считалось, что если в доме есть хлеб, то голод не страшен. Не зря говорят: "Хлеб - всему голова".
Рефлексия.
Воспитатель:
- Мы ответили на их вопрос: откуда приходит хлеб на стол? (Ответили).
- Продолжите, пожалуйста, фразу: “Сегодня я узнал, что…” (Ответы детей).
Продуктивная деятельность
Рисование: учить детей изображать батон максимально достоверно и аккуратно на всей поверхности листа.
Рисование пальчиками: развивать мелкую моторику, усидчивость, внимание, концентрацию, учить обращаться с красками и бумагой.
Лепка: знакомство с техникой лепки из пластилина - пластилинографией как видом изобразительной деятельности.
Результат: Подводя итоги нашей работы по проекту, делаем вывод, что нам удалось сформировать целостное представление у детей нашей группы о процессе выращивания хлеба и профессиях людей, задействованных в этом процессе. Дети узнали, как изменился труд людей, выращивающих хлеб с другим временем и по настоящее время. Насколько этот процесс стал механизированным. Дети поняли, что хлеб нужен людям, чтобы быть сильными, здоровыми. Хлеб надо беречь, доедать до последней крошечки.
Хлеб нельзя выбрасывать, оставшиеся кусочки можно отдавать животным, птицам.
Мы считаем, что наш проект удался, оправдал наши ожидания, вызвал положительные эмоции у детей и дал большой толчок в познавательном и творческом развитии детей. Работа над данным проектом сплотила группу, мы узнали, поняли, что без хлеба никто не может прожить.